Избирательный кодекс Российской Федерации 17 страница
8. Основаниями для отказа в выдаче гражданину документа на открытие специального избирательного счета может быть только нарушение требований частей 1, 4 – 6 настоящей статьи.
9. Основаниями для отказа в выдаче группе граждан документа на открытие специального избирательного счета может быть только нарушение требований частей 4 и 5 настоящей статьи, отсутствие в заявлении, указанном в части 4 настоящей статьи, сведений об уполномоченном группы по финансовым вопросам и нарушение требований частей 2 и 6 настоящей статьи в отношении всех членов указанной группы. Нарушение требований частей 2 и 6 настоящей статьи в отношении отдельных членов указанной группы влечет исключение данных граждан из состава группы.
10. Предельные размеры добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, перечисляемых в избирательный фонд, созданный для финансирования агитации против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, устанавливаются частью 7 статьи 13.5 настоящего Кодекса.
11. Предельные размеры перечисляемых в избирательный фонд, созданный для финансирования агитации против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, собственных средств гражданина, создавшего избирательный фонд для финансирования агитации против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, или входящего в группу граждан, создавшую избирательный фонд для финансирования агитации против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, не устанавливаются.
Статья 13.4. Специальные избирательные счета
1. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей избирательной комиссии в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии – в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных организаций специальный избирательный счет открывается в кредитной организации, расположенной максимально близко к территории избирательного округа.
2. Кредитные организации, в которых открываются избирательные счета, определяются избирательной комиссией, организующей выборы, по согласованию с соответствующим территориальным подразделением Сберегательного банка Российской Федерации, иным банком.
3. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.
4. Распорядителем специального избирательного счета является кандидат, гражданин, создавший избирательный фонд для агитации против всех кандидатов, списков кандидатов, уполномоченный представитель кандидата, избирательного объединения, гражданина, группы граждан.
5. Кандидат, избирательное объединение, гражданин или группа граждан, создавшие избирательный фонд для агитации против всех кандидатов, списков кандидатов, вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.
6. Документ, являющийся основанием для открытия специального избирательного счета, незамедлительно выдается кандидату избирательной комиссией, принявшей его уведомление о выдвижении (самовыдвижении).
7. Документ, являющийся основанием для открытия специального избирательного счета, выдается избирательному объединению, выдвинувшему список кандидатов, соответствующей избирательной комиссией одновременно с заверенной копией списка кандидатов.
8. Незамедлительно по предъявлении документа, указанного в части 4 или 5 настоящей статьи, либо в части 7 статьи 13.3 настоящего Кодекса, филиал Сберегательного банка Российской Федерации, иная кредитная организация, указанная в части 1 настоящей статьи, обязаны открыть специальный избирательный счет.
9. Все средства зачисляются на специальный избирательный счет в валюте Российской Федерации. Плата за услуги по открытию специального избирательного счета и проведению операций по этому счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты не начисляются и не выплачиваются.
10. Все финансовые операции по специальному избирательному счету, за исключением возврата в избирательный фонд неизрасходованных средств и зачисления на указанный счет ранее перечисленных средств, прекращаются:
1) для кандидатов, утративших до дня голосования статус кандидата, избирательных объединений, утративших до дня голосования статус избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, после утраты ими данного статуса по указанию избирательной комиссии, на которую законом возложены полномочия по регистрации кандидата, избирательного объединения;
2) для остальных кандидатов, избирательных объединений, гражданина, группы граждан, создавших избирательный фонд для агитации против всех кандидатов, списков кандидатов, – в день голосования.
11. На основании ходатайства распорядителя специального избирательного счета избирательная комиссия, на которую законом возложены полномочия по регистрации кандидата, избирательного объединения, вправе продлить срок проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до даты прекращения финансовых операций, указанной в части 10 настоящей статьи.
12. Специальный избирательный счет закрывается распорядителем счета до дня представления им итогового финансового отчета.
13. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
14. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Статья 13.5. Добровольные пожертвования в избирательный фонд
1. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку кандидату, избирательному объединению, гражданам, ведущим агитацию против всех кандидатов, списков кандидатов, только через соответствующие избирательные фонды.
2. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:
1) иностранным государствам и иностранным организациям;
2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 2.1 настоящего Кодекса;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
11) организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 5 и 9 настоящей части; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах 5 и 9 настоящей части, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
12) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
13) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах;
3. Некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от субъектов, указанных в части 2 настоящей статьи, не вправе вносить пожертвования в избирательный фонд кандидата, избирательного объединения в случае, если полученные этими некоммерческими организациями от указанных субъектов денежные средства либо иное имущество не были возвращены ими перечислившим эти денежные средства либо передавшим иное имущество субъектам (в случае невозможности возврата не были перечислены (переданы) в доход Российской Федерации), до дня внесения пожертвования в избирательный фонд.
4. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
5. При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, а также отметка: «Ограничения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 13.5 Избирательного кодекса РФ отсутствуют».
6. Анонимным жертвователем считается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты – или указаны недостоверные сведения.
7. Законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Эти предельные размеры не могут быть ниже:
1) для добровольных пожертвований гражданина – одной пятитысячной от размера прожиточного минимума, установленного для данного субъекта Российской Федерации на день официального опубликования решения о назначении выборов, умноженного на число избирателей соответствующего избирательного округа;
2) для добровольных пожертвований юридического лица – одной двухтысячной от размера прожиточного минимума, установленного для данного субъекта Российской Федерации на день официального опубликования решения о назначении выборов, умноженного на число избирателей соответствующего избирательного округа.
Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, не устанавливаются.
8. Если законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств, указанные в части 7 настоящей статьи, или установленные законом предельные размеры ниже указанных в части 7 настоящей статьи, применяются предельные размеры, указанные в части 7 настоящей статьи.
9. Избирательная комиссия, организующая выборы, рассчитывает предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, применяемые на соответствующих выборах, и не позднее чем в пятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов официально опубликовывает указанные размеры.
10. Пожертвования, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, пожертвования, внесенные с нарушением требований частей 4 и 5 настоящей статьи, или часть пожертвования, превышающая размер, установленный законом в соответствии с частью 7 настоящей статьи либо частью 8 настоящей статьи, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, – перечислению в доход соответствующего бюджета.
11. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при переводе которых жертвователи указали неверные данные, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, если они своевременно не получили сведений о неправомерности данных пожертвований.
Статья 13.6. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение и могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями, гражданами, ведущими агитацию против всех кандидатов, списков кандидатов, только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
2. Средства избирательных фондов могут использоваться на:
1) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
2) предвыборную агитацию;
3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями, гражданами, ведущими агитацию против всех кандидатов, списков кандидатов, своей избирательной кампании;
4) внесение избирательного залога.
3. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично распорядителем специального избирательного счета. Расчеты между распорядителем специального избирательного счета и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
4. Запрещается расходование в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, в размере, превышающем одну тысячу рублей.
5. Запрещаются без документально подтвержденного согласия распорядителя специального избирательного счета и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
6. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.
7. Предоставление в пользование или передача кандидату, избирательному объединению материальных средств, направленные на достижение определенного результата на выборах, могут быть осуществлены только при условии компенсациипользования или приобретения этих средств за счет средств соответствующего избирательного фонда.
8. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.
9. Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
10. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
11. Предельная сумма расходования средств избирательного фонда не устанавливается.
Статья 13.7. Возврат средств, внесенных в избирательный фонд
1. Распорядитель специального избирательного счета вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением внесенного анонимным жертвователем.
2. Распорядитель специального избирательного счета обязан перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в избирательный фонд, пропорционально вложенным ими средствам за вычетом расходов на пересылку.
3. Возврат средств, указанных в части 2 настоящей статьи, может производиться после срока, указанного в части 10 статьи 13.4 настоящего Кодекса, а если данный срок продлен в соответствии с частью 11 статьи 13.4 настоящего Кодекса, то после завершения продленного срока.
4. Если кандидат, избирательное объединение вносили избирательный залог и этот залог должен быть возвращен в соответствии с требованиями частей 11 или 12 статьи 10.12 настоящего Кодекса, возврат средств может производиться после возврата избирательного залога. При этом в первую очередь возвращаются гражданам и юридическим лицам средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены (перечислены) ими в избирательный фонд для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть указанного избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда.
5. Возврат средств, указанных в части 2 настоящей статьи, должен быть произведен до представления итогового финансового отчета.
6. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны по истечении 60 дней со дня голосования перечислить по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии в доход соответствующего бюджета денежные средства, оставшиеся на специальных избирательных счетах.
Статья 13.8. Отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов
1. Распорядитель специального избирательного счета обязан вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств.
2. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией, организующей выборы.
3. Кандидаты, избирательные объединения, граждане, группы граждан, создавшие избирательный фонд для финансирование агитации против всех кандидатов, списков кандидатов, представляют в избирательную комиссию, на которую законом возложены полномочия по регистрации кандидата, списка кандидатов, итоговый финансовый отчет не позднее чем через 30дней после официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств, а также справка о закрытии указанного счета.
4. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом.
5. Обязанность сдачи финансового отчета избирательным объединением возлагается на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения.
6. Копии финансовых отчетов официально публикуются соответствующей избирательной комиссией и размещаются ею в сети «Интернет» в порядке, установленном законом.
7. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду также по требованию распорядителя специального избирательного счета обязана в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня голосования – немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
8. Соответствующая избирательная комиссия знакомит распорядителей специальных избирательных счетов, а также средства массовой информации по их официальным запросам со сведениями о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, полученными в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
9. Соответствующая избирательная комиссия публикует в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Периодичность публикаций, перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию, устанавливаются законом.
10. Избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств.
11. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей избирательной комиссии обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию. Указанные сведения представляются по формам, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При этом может использоваться ГАС «Выборы».
12. При поступлении в распоряжение избирательной комиссии информации о перечислении пожертвований с нарушением частей 2 или 3 статьи 13.5 настоящего Кодекса указанная информация незамедлительно сообщается распорядителю специального избирательного счета.
Глава 14. Голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов
Статья 14.1. Содержание избирательного бюллетеня
1. При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
1) фамилия, имя, отчество;
2) год рождения;
3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий);
5) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, – сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
6) если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием краткого наименования этого избирательного объединения;
7) если кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в бюллетене указываются краткое наименование соответствующей политической партии, общественного объединения и статус кандидата в этой политической партии, общественном объединении;
8) в случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости –сведения о такой судимости;
9) в случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства – факт наличия гражданства с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
2. Справа от указанных в части 1 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
3. При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, проведенной в соответствии с частью 7 статьи 14.2, краткие наименования избирательных объединений, а также эмблемы этих избирательных объединений (в одноцветном исполнении).
4. Если избирательное объединение заключило в соответствии со статьей 11.11 настоящего Кодекса соглашение о соединении списков с другим избирательным объединением (другими избирательными объединениями), под наименованием избирательного объединения помещается запись: «В коалиции с избирательным объединением» («В коалиции с избирательными объединениями») с указанием краткого наименования этого избирательного объединения (кратких наименований этих избирательных объединений).
5. Под наименованием избирательного объединения или под записью, размещенной в соответствии с частью 4 настоящей статьи, помещаются данные о кандидатах, включенных в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, в соответствии с частями 6 – 10 настоящей статьи.
6. При применении пропорциональной избирательной системы с открытыми списками в избирательном бюллетене указываются сведения обо всех кандидатах, включенных в список кандидатов.
7. При применении пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками или связанной смешанной избирательной системы число кандидатов из списка кандидатов, сведения о которых должны быть указаны под наименованием избирательного объединения, устанавливается для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования законом субъекта Российской Федерации. Это число должно быть не менее шести (если список кандидатов разбит на территориальные группы кандидатов, – не менее трех кандидатов в центральной части списка кандидатов и не менее трех кандидатов в соответствующей территориальной группе кандидатов).
8. Если законом субъекта Российской Федерации не установлено число кандидатов из списка кандидатов, сведения о которых должны быть указаны под наименованием избирательного объединения, применяется минимальное требование части 7 настоящей статьи.
9. Сведения о кандидатах помещаются в порядке их расположения в списке, начиная кандидата, занимающего первое место.
10. Если список разбит на территориальные группы кандидатов, сначала помещаются сведения о кандидатах из центральной части списка. Далее помещается наименование территориальной группы кандидатов и сведения о кандидатах из этой группы. При отсутствии центральной части списка помещается запись «Центральная часть списка отсутствует». При отсутствии соответствующей территориальной группы кандидатов делается запись «Территориальная группа кандидатов отсутствует».
11. Указываются следующие сведения о кандидатах, включенных в список кандидатов:
1) фамилия, имя, отчество;
2) год рождения;
3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий);
5) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, – сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
6) если кандидат на этих же выборах зарегистрирован в одномандатном (многомандатном) избирательном округе, – сведения об этом одновременно с указанием избирательного округа;
7) в случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости –сведения о такой судимости;
8) в случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства – факт наличия гражданства с указанием наименования соответствующего иностранного государства.
12. Справа от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. В конце перечня наименований избирательных объединений помещается строка «Против всех списков кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.
13. При применении пропорциональной избирательной системы с открытыми списками пустой квадрат помещается также справа от сведений о каждом кандидате, включенном в список кандидатов.
14. Сведения обо всех кандидатах, избирательных объединениях должны быть напечатаны одинаковым шрифтом. Допускается использование разного шрифта для сведений об избирательных объединениях и кандидатах.
15. В избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение порядка его заполнения. Текст разъяснения принимается избирательной комиссией, на которую законом возложено утверждение текста избирательного бюллетеня.
16. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
17. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
18. Законом может быть предусмотрено, что избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях – на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене.