Формирование юриспруденции как науки. Римская юриспруденция. Юриспруденция средневековой Европы. Западная юриспруденция нового и новейшего времени
Юриспруденция в Древнем Риме
· Первоначально право рассматривалось как божественное (сакральное) явление. Занятие правом находилось в ведении коллегии жрецов – понтификов.
· Возникновение светской юриспруденции относится к концу IV – началу III в. до н.э. Знатоки права стали именоваться юристами.
· Римские юристы в присутствии учеников публично разбирали правовые ситуации, высказывали мнение по данным вопросам.
Стиль мышления римских юристов:
· Эмпирический, казуистический, практический;
· Формула римских юристов, согласно которой право понимается как «искусство добра и справедливости».
· Ульпиан: к публичному праву относится полезное в общественном отношении, к частному – забота о пользе отдельных лиц.
Юриспруденция в средневековой Европе
· В средние века юридическая наука была сосредоточена в первых европейских университетах.
· Знаменательный этап в развитии юридической науки и образования – появление школы глоссаторов (конец XI – XIII вв.), представители которой уделяли основное внимание экзегезе (толкованию) источников Римского права.
Догматическая направленность средневековой юриспруденции:
· Экзегеза (толкование права) – догматическая и систематическая обработка, применение анализа и синтеза, индукции, дедукции.
· Глоссаторы работали с текстами, им важно текстовое выражение права.
· Глоссаторов мало интересовало объяснение реальной жизни.
В XIII – XV вв. на смену глоссаторам в европейской юриспруденции приходят постглоссаторы, которые уделяют внимание комментированию самих глосс. Они делают попытки дать логическую разработку общих юридических принципов, понятий, категорий.
Западная юриспруденция нового и новейшего времени
Юриспруденция нового времени
· Эпоха европейского возрождения и реформации.
· Юриспруденция носит доктринальный характер.
· Идеи разделения властей, идеи прав и свобод человека.
· Первые Декларации прав и свобод, первые конституции, иные акты конституционного характера.
· Для юриспруденции нового времени характерно появление научных работ таких выдающихся людей, как Н. Макиавелли, Г. Гроций, Г. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, И. Кант, Г.Ф. Гегель.
Юридическая наука в новейшее время
· Изменение подходов к научному знанию как таковому.
· Идентификация научного юридического знания в изменившихся условиях.
· Соотношение классической и постклассической юриспруденции.
· Возникновение в праве теории интересов (Паунд, Стоун).
· Интеграция научных знаний.
Юридическая наука в общем контексте научного знания. Философские концепции развития науки. Позитивизм О. Конта. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна.
Классический позитивизм О. Конта.
· Огюст Конт является основоположником классического позитивизма.
· Его главная работа – «Курс позитивной философии», в рамках которой Конт предлагает реформировать систему философии. По мнению Конта, философия должна представлять собой строгую систему, в рамках которой должны быть обобщены результаты различных ветвей научного знания.
· О. Конт ввел такое понятие как позитивное знание.
Аспекты позитивного знания:
1) Знание реальное, в противоположность химерическому. Реальное знание – это знание о том, что доступно нашему наблюдению.
2) Знание полезное в противоположность знанию бесполезному. Полезное знание означает, что смысл науки в том, чтобы непрерывно улучшать условия нашего существования, а не просто удовлетворять праздное любопытство.
3) Позитивное знание – это знание достоверное, в противоположность метафизическому знанию.
4) Позитивное знание – это знание точное, в противоположность знанию смутному. Под точностью Конт понимает, что наука может добиться такого знания, что оно будет отражать истинную природу явлений.
5) Позитивное знание - это положительное знание, в противоположность отрицательному. Конт полагает, что научное знание - это знание созидающее, которое стремится не разрушать, а организовывать, созидать.
Наука это высшее достижение интеллектуальное эволюции. Наблюдение - это универсальный метод приобретения знания.