III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов

Если восточная часть обоих заливов находится под контролем Ирана, то западная традиционно принадлежит различным княжествам. Анг­лия издавно стремилась обеспечить себе господство в этих водах на путях в Индию и защитить их от пиратов, действовавших с террито­рий княжеств южной части Персидского залива.

С 1820 г. были заключены серии договоров, согласно которым Ан­глия обязалась обеспечивать безопасность этих районов, вплоть до острова Бахрейн. В конце XIX в. Англия установила контроль и над внешней политикой, не принимая на себя никакой ответственности за внутренние дела княжеств. Внутренние сухопутные границы ее со-нсршенно не интересовали и в XX в., она собиралась контролировать лишь безопасность морских коммуникаций своими военно-морскими и военно-воздушными силами.

Утверждалось также, что присутствие английских войск в Персид­ском заливе поддерживает внутреннюю стабильность в этом регионе, не допуская пограничных конфликтов и защищая слабые княжества ОТ Саудовской Аравии.

В качестве примера можно сослаться на конфликт 1955 г. из-за оа­зиса Эль-Бурайми, на который претендовали Саудовская Аравия, Ма­скат и Абу-Даби: англичане силой вытеснили направленные туда сау­довские войска и защитили шейхов. В то же время Англия отказалась оказывать помощь правителю протектората Катар в 1963 г. в ликвида­ции внутренних беспорядков. Военное присутствие Великобритании в Персидском заливе сохранялось до середины 1960-х гг.; затем начал­ся постепенный уход, который и завершился в 1970 г.

Кувейт— самое северное из государств Персидского залива. В отли­чие от остальных, он вызывал озабоченность Великобритании не по причине пиратских набегов, а из-за возможной германской экспансии в результате предоставления железнодорожных концессий Османской империей. В связи с этим были заключены специальные соглашения в 1899 г. и 1913 г., а после Первой мировой войны Кувейт стал англий­ским протекторатом.

С 1951 г. эмир Кувейта заключает соглашение с компанией «Кувейт ойл компани» о разделе всех доходов от нефти поровну. Это стало ис­точником обогащения страны.

В апреле 1961 г. Кувейт стал полностью независимымгосударством, но ему сразу же пришлось столкнуться с угрозой нападения со сторо­ны Ирака — диктатор Касем заявил о территориальных претензиях своей страны. Ранее претензии Ирака на Кувейт предъявлялись еще в 1930-е гг. Правитель Кувейта обратился за помощью к Англии; не­большое подразделение английских войск срочно прибыло в Кувейт. Это заставило присмиреть иракцев; спустя два года Ирак признал не­зависимость и суверенитет Кувейта.

В 1968 г. Кувейт вошел в состав так называемой «Организации араб­ских стран—экспортеров нефти» вместе с Саудовской Аравией и Ли­вией. Страна стала оказывать активное влияние на нефтяной рынок.

В период ирано-иракской войны (1980—1988) Кувейт предоставил значительную финансовую помощь Ираку. Но за это время общие во­енные расходы С. Хусейна составили 100 млрд. долл., внешний долг превысил 60 млрд. долл. Решение Ирака захватить Кувейт было продиктовано желанием поправить свои дела за счет богатого соседа. Ка­залось бы, ситуация полностью благоприятствовала: 20-тысячная ар­мия Кувейта не представляла серьезной угрозы. К тому же иракцы учитывали внутреннюю ситуацию: в 1986 г. эмир распустил парламент и отвергал все просьбы о возобновлении его деятельности. Абсолют­ное большинство населения было иностранцами (1316 тыс. против 827 тыс. уроженцев Кувейта); они не имели никаких гражданских прав, даже если и родились в Кувейте.

2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт;эмир и его семья бежали из страны; сам Кувейт был объявлен иракской провинцией «Аль Саддамия» (в честь Саддама Хусейна). Но реакция мирового со­общества оказалась быстрой и резкой. Агрессия была осуждена, 7 августа 1990 г. началась переброска американских войск в Восточную провинцию Саудовской Аравии. К ним присоединились войска Франции, Великобритании, Египта, Сирии и других стран — всего 780 тыс. человек. Командовал международными силами американ­ский генерал Норман Шварцкопф. Коалицию государств составили свыше 30 стран.

С. Хусейн объявил заложниками 25 тыс. европейцев и американ­цев, оказавшихся на территории Кувейта и Ирака. 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принимает резолюцию № 678, требуя безо­говорочного вывода из Кувейта иракских войск к 15 января 1991 г.

После истечения срока ультиматума многонациональные силы на­чинают 17 января 1991 г.операцию «Буря в пустыне»,которая завер­шилась полным разгромом 547-тысячной группировки иракских войск. Только убитыми они потеряли свыше 100 тыс. человек. Боевые действия прекратились 28 февраля — Кувейт был освобожден.

Захватив Кувейт, иракцы подвергли его полному разграблению; впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому пра­вительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от втор­жения — 240 млрд. долл. Была создана специальная комиссия ООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный Кувейту ущерб. К тому же были убиты 12 тыс. заложников и еще 15 тыс. пропали без вести. В ноябре 1994 г. иракское правительство официально признало суверенитет и территориальную целостность Кувейта, согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.

Иракская агрессия заставила правительство Кувейта пересмотреть концепцию региональной безопасности: в сентябре 1991 г. подписа­но соглашение с США о сотрудничестве в военной области сроком на 10 лет; в 1992 г. аналогичные соглашения заключены с Англией и Францией.

Экономические последствия агрессии были крайне тяжелыми, тем более что С. Хусейн поджег нефтяные месторождения — главное бо­гатство страны. Но уже в 1993 г. поступления от экспорта нефти пре­высили довоенный уровень и составили 9,9 млрд. долл. К середине 1994 г. удалось восстановить пострадавшие во время войны мощности нефтеперерабатывающих предприятий. В последние годы экономи­ческая ситуация заметно улучшилась. Кувейт активно экспортирует капиталы за границу, помещая их в ценные бумаги и акции зарубеж­ных предприятий и банков. К концу 1990-х гг. доходы Кувейта от про­дажи нефти достигли 13,5 млрд. долл.

Отношения Кувейта с Россией складываются успешно: в 2001 г. за­куплено российского оружия на сумму 850 млн. долл.; Кувейт предо­ставил России кредит на 1 млрд. долл.

После 11 сентября 2001 г. Кувейт стал союзником США в контр­террористической операции: в страну прибыло 4 тыс. американских морских пехотинцев; в феврале 2002 г. Кувейт приобрел у США 16 бо­евых вертолетов «Алачи».

К югу от Кувейта расположен Катар. Некогда он был частью Осман­ской империи, а после Первой мировой войны стал английским протек­торатом. Независимость Катар получил 3 сентября 1971 г. Во внешней политике государство ориентируется на Саудовскую Аравию; территори­альные разногласия с ней урегулированы соглашением в декабре 1992 г.

С населением менее 1 млн. человек Катар входит в число самых развитых государств в мире по доходам на душу населения — его бо­гатства базируются на добыче нефти и газа. Лишь 20% среди работаю­щих составляет коренное население, иностранцы — абсолютное боль­шинство, среди них много выходцев из Индии и Пакистана.

Глава Катара эмир шейх Хамад бин-Халифа аль-Тани поддержива­ет хорошие отношения с Россией. В декабре 2001 г. он совершил ви­зит в Москву, где встречался с президентом В. Путиным и одобрил российскую политику в Чечне. Примечательно, что 95% населения Катара — мусульмане-ваххабиты.

Вблизи побережья Катара, на архипелаге из 30 островов располо­жен Бахрейн. Он также был английским протекторатом еще с 1871т.; независимым государством Бахрейн стал 14 августа 1971 г.

Там расположен один из крупнейших в мире нефтеперерабатываю­щих комбинатов, работающих на нефти, поступающей по нефтепро­воду из Саудовской Аравии, а также сухой док по ремонту супертанке­ров водоизмещением до 500 тыс. т. Развитию торговли способствует новый порт Сульман. На привозном глиноземе работает крупный алю-миниево-плавильный завод «Алиминиум Бахрейн».

Глава государства — эмир, шейх Иса бен Сальман Аль Халифа; в декабре 1992 г. создан Консультативный совет — совещательный ор­ган из 45 человек, назначаемых эмиром. На 2004 г. намечены выборы в парламент. По преданию, здесь жил знаменитый Синдбад-мореход, персонаж сборника сказок «Тысячи и одной ночи» — памятника сред­невековой арабской литературы. Прославился Бахрейн крупным цен­тром ловли жемчуга.

Страна стремится показывать пример другим странам этого регио­на. Бахрейн стал финансовым и торговым центром Персидского зали­ва. Иностранцам разрешено создавать в стране предприятия и даже приобретать земельную собственность. Под сельское хозяйство ис­пользуется лишь 5% территории. Главное достоинство Бахрейна - солнце в течение 360 дней в году и теплое море, все побережье — ги­гантский пляж; развивается туризм, идет строительство отелей. 33% населения составляют иностранцы.

На Бахрейне располагается штаб-квартира 5-го флота ВМС США. Страна имеет территориальные споры с Катаром, из-за притязания последнего на группу островов Хавар. Иран отказался от своих пре­тензий на Бахрейн еще при шахе. 14 февраля 2002 г. государство стало королевством, а его глава — королем.

С Россией отношения развиваются нормально; в апреле 2002 г. со­стоялся визит делегации Русской православной церкви во главе с ар­химандритом Елисеем. В стране утверждается дух веротерпимости, диалог с представителями христианских конфессий.

Далее к югу расположены княжества, когда-то входившие в анг­лийский протекторат Договорный Оман. После эвакуации англий­ских войск в декабре 1971г. они образовали федерацию Объединенные Арабские Эмираты(ОАЭ). Ныне их 7: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайвайн. Крупнейши­ми среди них являются Абу-Даби и Дубай.

Руководящим органом государства является Высший совет, куда входят правители всех эмиратов. Из своего состава он избирает прези­дента; в 1996 г. им стал в шестой раз подряд правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян. 20 апреля 2002 г. президентом ОАЭ стал Сайед бин Султан.

Благодаря доходам от нефти страна занимает ведущее место в мире по доходам надушу населения. Помимо нефти, в ОАЭ производится це­мент, алюминий, в эмирате Дубай находится крупнейший в мире сухой док, рассчитанный на ремонт танкеров водоизмещением до 1 млн. т. Созданы свободные индустриальные зоны, куда привлекается ино­странный капитал. ОАЭ является крупнейшим на Ближнем Востоке финансовым центром и центром транзитной торговли. Инцидент с за­хватом Кувейта напугал население эмиратов, и без того озабоченных территориальным спором с Ираном из-за трех островов в Персидском заливе. Страна активно участвует в антииракской коалиции.

На крайнем юге Аравийского полуострова находится государство Оман,объединяющее бывший султанат Маскат и имамат Оман. Анг­лия установила там свой протекторат еще в начале XIX в. Впоследст­вии английские войска неоднократно вмешивались во внутренние распри, как это было, например, в 1955 г.

В июле 1970 г. в стране совершен государственный переворот: к власти пришел новый султан, Кабусбен Сайд.Но началась граждан­ская война, которую вел против султана Народный фронт освобожде­ния Омана,опираясь на помощь СССР и КНР.

В 1975 г.султану удалось прекратить гражданскую войну, нанеся поражение повстанцам при помощи англичан и иранцев. Султан Ка­бус по сию пору является главой государства; страна имеет соглаше­ние о сотрудничестве с США в военной области, поддерживает тес­ные связи с Западом.

В ноябре 1996 г. принята Конституция Омана, предусматривающая создание представительного консультативного органа — Совета Ома­на; его первое заседание состоялось в декабре 1997 г. Оман получает немалые доходы от нефти, которая дает 90% валютных поступлений; кроме того, страна экспортирует овощи, фрукты, мороженую рыбу.

Разумеется, ведущую роль в регионе играет Саудовская Аравия:в 1981 г. по ее инициативе был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива,в который вошли Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Эта региональная организация сыграла позитивную роль в разреше­нии международного кризиса в связи с оккупацией Кувейта Ираком в 1990 г.

Выводы

/. Саудовская Аравия выделяется среди прочих стран региона прежде всего бла­годаря масштабам своей территории и финансовым ресурсам. В 1981 г. создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который вошли все государства региона; Саудовская Аравия играет в нем ведущую роль.

2. Северный Йемен стал независимым еще в 1918 г., но долгое время был яблоком раздора между Египтом и Саудовской Аравией: в 1960-е гг. обе страны ока­зались втянуты в гражданскую войну йеменцев. В 1967 г. образовалось еще одно государство — Народная Демократическая Республика Йемен. Между севером и югом начались конфликты, завершившиеся в 1994 г. окончательным объединением в единое государство — Йеменскую Республику.

3. Кувейт стал независимым от Англии еще в 1961 г., но страна подверглась уг­розам со стороны Ирака. В августе 1990 г. Кувейт был оккупирован Ираком, но к февралю 1991 г. освобожден многонациональными силами. Это было пер­вым испытанием эффективности реагирования международного сообщества после окончания «холодной войны».

4. Западная часть Персидского и Оманского заливов долгое время находилась под протекторатом Англии. К1970 г. английские войска покинули этот рай­он, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман стали незави­симыми государствами. Ныне благодаря продаже нефти они находятся в чис­ле наиболее богатых стран мира по доходам на душу населения.

ЛЕКЦИЯ 43

Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)

I. Движение «неприсоединения»

После Второй мировой войны мир оказался разделенным на два лаге­ря и страны Азии стали задумываться о своей роли на международной арене. Проблемы коммунизма и антикоммунизма их интересовали куда меньше, чем собственные. Стремясь не допустить разрастание конфликтов «холодной войны» в своих регионах, они побуждали ве­ликие державы искать их расположения, старались получать помощь как с Запада, так и с Востока. Это предполагало и выполнение посред­нических миссий в случае опасного обострения отношений между со­перничающими сторонами. Компенсировать свою относительную слабость новые государства могли, занимаясь широкой пропагандой своей роли на разного рода конференциях и в международных орга­низациях, объединенных в систему ООН.

В марте 1947 г.в Дели состоялась Конференция по вопросам отноше­ний между странами Азии:в ней участвовало 28 делегаций, из которых лишь 8 представляли суверенные государства. Там обсуждались про­блемы послеколониального развития, было принято решение о созда­нии постоянной организации стран Азии.

Но вскоре последовали весьма бурные события: Индия, Пакис­тан, Бирма, Цейлон стали независимыми государствами; вспыхнули партизанские восстания в Малайе, Бирме, на Филиппинах, начались военные действия в Индонезии, Индокитае и Палестине. Жертвами насилия стали Аунг Сан в Бирме (июнь 1947 г.) и М.К. Ганди в Индии (январь 1948 г.).

Во второй конференции, собранной в Дели в январе 1949г., участ­вовали практически все страны Азии. При обсуждении основного во­проса — ситуации в Индонезии— между участниками произошел рас­кол на сторонников Запада и нейтралистов. Попытка создать постоянную организацию азиатских стран также не имела успеха, очевидно, в силу того, что часть государств ревниво относилась к до­минирующей роли Индии. Вскоре лидеры азиатских стран заняли противоположные позиции по отношению к власти коммунистов в Пекине и Корейской войне.

В 1950-е гг. стремление стран Азии к солидарности и нейтралитету стало постепенно усиливаться: в 1954 г.в договоре Индии с Китаем были закреплены пять принципов мирного сосуществования — «панча шила».Но возрос и интерес великих держав к азиатским странам, по­следним стало много труднее соблюдать определенную дистанцию по отношению к обоим блокам, как того требовал строгий нейтралитет. В результате в том же 1954 г. Пакистан, Таиланд и Филиппины заклю­чили с США военные соглашения; началось заигрывание СССР с Ин­донезией, в 1956 г. Сукарно посетил Москву.

В апреле 1955г. состоялась конференциянеприсоединившихся стран в Бандунге(Индонезия). В ней приняли участие 29 стран, из них 6 — из Африки. Этот форум имел большой пропагандистский эффект, так как выступления большинства его участников носили антизападный характер. Этим объясняется благожелательное отношение к Бандунгу в СССР и КНР, которые стремились использовать антизападные наст­роения националистов в своих идеологических целях.

Время для этого было благоприятным: в 1953 г. в СССР умер И.В. Сталин, наступило затишье в «холодной войне», СССР вернул Порт-Артур Китаю и Порккала-Удд Финляндии, прекратил оккупа­ционный режим в Австрии. В 1955 г. состоялись визиты Булганина и Хрущева в страны Азии. Все это вызывало большие надежды.

После конференции в Бандунге движение неприсоединения рас­ширилось. Оно консолидировалось и тем самым повысило свой статус на международной арене. Летом 1956 г. состоялась встреча трех лиде­ров — Д. Неру, Г.А. Насера и И.Б. Тито на острове Бриони в Югосла­вии — это означало перерастание организации азиатского нейтралите­та во всемирное движение.

Явный отход от нейтралитета обозначился в сентябре 1961 г. на кон­ференциинеприсоединившихся стран в Белграде.К тому времени «хо­лодная война» породила серьезные международные кризисы, сторо­ны проводили ядерные испытания, назревал новый конфликт между СССР и Китаем. Большинство участников склонялись к левому ради­кализму. Попытки Д. Неру сосредоточить внимание на вопросах обес­печения мира к успеху не привели. Главным стал вопрос о ликвидации колониализма, неприсоединившиеся страны потребовали его полной и немедленной отмены.

Следующую конференцию намечалось провести в 1965 г. в Алжи­ре, но она была сорвана, так как накануне произошло свержение ал­жирского президента Ахмеда Бен Беллы. Движение пошло на спад, правда, с 1967 г. президент Югославии И.Б. Тито пытался его оживить и с этой целью совершил визиты в ряд стран.

В 1969 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединив­шихся стран, но характер движения уже изменился: в выступлениях его участников звучал диссонанс. Когда в 1979 г. в Гаванесостоялась очередная конференция неприсоединившихся стран,в ней участвовало уже 92 полноправных члена, но все они имели либо прозападные, ли­бо прокоммунистические пристрастия и отнюдь не придерживались принципов неприсоединения.

Наши рекомендации