III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
Если восточная часть обоих заливов находится под контролем Ирана, то западная традиционно принадлежит различным княжествам. Англия издавно стремилась обеспечить себе господство в этих водах на путях в Индию и защитить их от пиратов, действовавших с территорий княжеств южной части Персидского залива.
С 1820 г. были заключены серии договоров, согласно которым Англия обязалась обеспечивать безопасность этих районов, вплоть до острова Бахрейн. В конце XIX в. Англия установила контроль и над внешней политикой, не принимая на себя никакой ответственности за внутренние дела княжеств. Внутренние сухопутные границы ее со-нсршенно не интересовали и в XX в., она собиралась контролировать лишь безопасность морских коммуникаций своими военно-морскими и военно-воздушными силами.
Утверждалось также, что присутствие английских войск в Персидском заливе поддерживает внутреннюю стабильность в этом регионе, не допуская пограничных конфликтов и защищая слабые княжества ОТ Саудовской Аравии.
В качестве примера можно сослаться на конфликт 1955 г. из-за оазиса Эль-Бурайми, на который претендовали Саудовская Аравия, Маскат и Абу-Даби: англичане силой вытеснили направленные туда саудовские войска и защитили шейхов. В то же время Англия отказалась оказывать помощь правителю протектората Катар в 1963 г. в ликвидации внутренних беспорядков. Военное присутствие Великобритании в Персидском заливе сохранялось до середины 1960-х гг.; затем начался постепенный уход, который и завершился в 1970 г.
Кувейт— самое северное из государств Персидского залива. В отличие от остальных, он вызывал озабоченность Великобритании не по причине пиратских набегов, а из-за возможной германской экспансии в результате предоставления железнодорожных концессий Османской империей. В связи с этим были заключены специальные соглашения в 1899 г. и 1913 г., а после Первой мировой войны Кувейт стал английским протекторатом.
С 1951 г. эмир Кувейта заключает соглашение с компанией «Кувейт ойл компани» о разделе всех доходов от нефти поровну. Это стало источником обогащения страны.
В апреле 1961 г. Кувейт стал полностью независимымгосударством, но ему сразу же пришлось столкнуться с угрозой нападения со стороны Ирака — диктатор Касем заявил о территориальных претензиях своей страны. Ранее претензии Ирака на Кувейт предъявлялись еще в 1930-е гг. Правитель Кувейта обратился за помощью к Англии; небольшое подразделение английских войск срочно прибыло в Кувейт. Это заставило присмиреть иракцев; спустя два года Ирак признал независимость и суверенитет Кувейта.
В 1968 г. Кувейт вошел в состав так называемой «Организации арабских стран—экспортеров нефти» вместе с Саудовской Аравией и Ливией. Страна стала оказывать активное влияние на нефтяной рынок.
В период ирано-иракской войны (1980—1988) Кувейт предоставил значительную финансовую помощь Ираку. Но за это время общие военные расходы С. Хусейна составили 100 млрд. долл., внешний долг превысил 60 млрд. долл. Решение Ирака захватить Кувейт было продиктовано желанием поправить свои дела за счет богатого соседа. Казалось бы, ситуация полностью благоприятствовала: 20-тысячная армия Кувейта не представляла серьезной угрозы. К тому же иракцы учитывали внутреннюю ситуацию: в 1986 г. эмир распустил парламент и отвергал все просьбы о возобновлении его деятельности. Абсолютное большинство населения было иностранцами (1316 тыс. против 827 тыс. уроженцев Кувейта); они не имели никаких гражданских прав, даже если и родились в Кувейте.
2 августа 1990 г. войска Ирака вторглись в Кувейт;эмир и его семья бежали из страны; сам Кувейт был объявлен иракской провинцией «Аль Саддамия» (в честь Саддама Хусейна). Но реакция мирового сообщества оказалась быстрой и резкой. Агрессия была осуждена, 7 августа 1990 г. началась переброска американских войск в Восточную провинцию Саудовской Аравии. К ним присоединились войска Франции, Великобритании, Египта, Сирии и других стран — всего 780 тыс. человек. Командовал международными силами американский генерал Норман Шварцкопф. Коалицию государств составили свыше 30 стран.
С. Хусейн объявил заложниками 25 тыс. европейцев и американцев, оказавшихся на территории Кувейта и Ирака. 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принимает резолюцию № 678, требуя безоговорочного вывода из Кувейта иракских войск к 15 января 1991 г.
После истечения срока ультиматума многонациональные силы начинают 17 января 1991 г.операцию «Буря в пустыне»,которая завершилась полным разгромом 547-тысячной группировки иракских войск. Только убитыми они потеряли свыше 100 тыс. человек. Боевые действия прекратились 28 февраля — Кувейт был освобожден.
Захватив Кувейт, иракцы подвергли его полному разграблению; впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл., а общие потери Кувейта от вторжения — 240 млрд. долл. Была создана специальная комиссия ООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный Кувейту ущерб. К тому же были убиты 12 тыс. заложников и еще 15 тыс. пропали без вести. В ноябре 1994 г. иракское правительство официально признало суверенитет и территориальную целостность Кувейта, согласилось с демаркацией ирако-кувейтской границы.
Иракская агрессия заставила правительство Кувейта пересмотреть концепцию региональной безопасности: в сентябре 1991 г. подписано соглашение с США о сотрудничестве в военной области сроком на 10 лет; в 1992 г. аналогичные соглашения заключены с Англией и Францией.
Экономические последствия агрессии были крайне тяжелыми, тем более что С. Хусейн поджег нефтяные месторождения — главное богатство страны. Но уже в 1993 г. поступления от экспорта нефти превысили довоенный уровень и составили 9,9 млрд. долл. К середине 1994 г. удалось восстановить пострадавшие во время войны мощности нефтеперерабатывающих предприятий. В последние годы экономическая ситуация заметно улучшилась. Кувейт активно экспортирует капиталы за границу, помещая их в ценные бумаги и акции зарубежных предприятий и банков. К концу 1990-х гг. доходы Кувейта от продажи нефти достигли 13,5 млрд. долл.
Отношения Кувейта с Россией складываются успешно: в 2001 г. закуплено российского оружия на сумму 850 млн. долл.; Кувейт предоставил России кредит на 1 млрд. долл.
После 11 сентября 2001 г. Кувейт стал союзником США в контртеррористической операции: в страну прибыло 4 тыс. американских морских пехотинцев; в феврале 2002 г. Кувейт приобрел у США 16 боевых вертолетов «Алачи».
К югу от Кувейта расположен Катар. Некогда он был частью Османской империи, а после Первой мировой войны стал английским протекторатом. Независимость Катар получил 3 сентября 1971 г. Во внешней политике государство ориентируется на Саудовскую Аравию; территориальные разногласия с ней урегулированы соглашением в декабре 1992 г.
С населением менее 1 млн. человек Катар входит в число самых развитых государств в мире по доходам на душу населения — его богатства базируются на добыче нефти и газа. Лишь 20% среди работающих составляет коренное население, иностранцы — абсолютное большинство, среди них много выходцев из Индии и Пакистана.
Глава Катара эмир шейх Хамад бин-Халифа аль-Тани поддерживает хорошие отношения с Россией. В декабре 2001 г. он совершил визит в Москву, где встречался с президентом В. Путиным и одобрил российскую политику в Чечне. Примечательно, что 95% населения Катара — мусульмане-ваххабиты.
Вблизи побережья Катара, на архипелаге из 30 островов расположен Бахрейн. Он также был английским протекторатом еще с 1871т.; независимым государством Бахрейн стал 14 августа 1971 г.
Там расположен один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих комбинатов, работающих на нефти, поступающей по нефтепроводу из Саудовской Аравии, а также сухой док по ремонту супертанкеров водоизмещением до 500 тыс. т. Развитию торговли способствует новый порт Сульман. На привозном глиноземе работает крупный алю-миниево-плавильный завод «Алиминиум Бахрейн».
Глава государства — эмир, шейх Иса бен Сальман Аль Халифа; в декабре 1992 г. создан Консультативный совет — совещательный орган из 45 человек, назначаемых эмиром. На 2004 г. намечены выборы в парламент. По преданию, здесь жил знаменитый Синдбад-мореход, персонаж сборника сказок «Тысячи и одной ночи» — памятника средневековой арабской литературы. Прославился Бахрейн крупным центром ловли жемчуга.
Страна стремится показывать пример другим странам этого региона. Бахрейн стал финансовым и торговым центром Персидского залива. Иностранцам разрешено создавать в стране предприятия и даже приобретать земельную собственность. Под сельское хозяйство используется лишь 5% территории. Главное достоинство Бахрейна - солнце в течение 360 дней в году и теплое море, все побережье — гигантский пляж; развивается туризм, идет строительство отелей. 33% населения составляют иностранцы.
На Бахрейне располагается штаб-квартира 5-го флота ВМС США. Страна имеет территориальные споры с Катаром, из-за притязания последнего на группу островов Хавар. Иран отказался от своих претензий на Бахрейн еще при шахе. 14 февраля 2002 г. государство стало королевством, а его глава — королем.
С Россией отношения развиваются нормально; в апреле 2002 г. состоялся визит делегации Русской православной церкви во главе с архимандритом Елисеем. В стране утверждается дух веротерпимости, диалог с представителями христианских конфессий.
Далее к югу расположены княжества, когда-то входившие в английский протекторат Договорный Оман. После эвакуации английских войск в декабре 1971г. они образовали федерацию Объединенные Арабские Эмираты(ОАЭ). Ныне их 7: Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайвайн. Крупнейшими среди них являются Абу-Даби и Дубай.
Руководящим органом государства является Высший совет, куда входят правители всех эмиратов. Из своего состава он избирает президента; в 1996 г. им стал в шестой раз подряд правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан Аль Нахайян. 20 апреля 2002 г. президентом ОАЭ стал Сайед бин Султан.
Благодаря доходам от нефти страна занимает ведущее место в мире по доходам надушу населения. Помимо нефти, в ОАЭ производится цемент, алюминий, в эмирате Дубай находится крупнейший в мире сухой док, рассчитанный на ремонт танкеров водоизмещением до 1 млн. т. Созданы свободные индустриальные зоны, куда привлекается иностранный капитал. ОАЭ является крупнейшим на Ближнем Востоке финансовым центром и центром транзитной торговли. Инцидент с захватом Кувейта напугал население эмиратов, и без того озабоченных территориальным спором с Ираном из-за трех островов в Персидском заливе. Страна активно участвует в антииракской коалиции.
На крайнем юге Аравийского полуострова находится государство Оман,объединяющее бывший султанат Маскат и имамат Оман. Англия установила там свой протекторат еще в начале XIX в. Впоследствии английские войска неоднократно вмешивались во внутренние распри, как это было, например, в 1955 г.
В июле 1970 г. в стране совершен государственный переворот: к власти пришел новый султан, Кабусбен Сайд.Но началась гражданская война, которую вел против султана Народный фронт освобождения Омана,опираясь на помощь СССР и КНР.
В 1975 г.султану удалось прекратить гражданскую войну, нанеся поражение повстанцам при помощи англичан и иранцев. Султан Кабус по сию пору является главой государства; страна имеет соглашение о сотрудничестве с США в военной области, поддерживает тесные связи с Западом.
В ноябре 1996 г. принята Конституция Омана, предусматривающая создание представительного консультативного органа — Совета Омана; его первое заседание состоялось в декабре 1997 г. Оман получает немалые доходы от нефти, которая дает 90% валютных поступлений; кроме того, страна экспортирует овощи, фрукты, мороженую рыбу.
Разумеется, ведущую роль в регионе играет Саудовская Аравия:в 1981 г. по ее инициативе был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива,в который вошли Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Эта региональная организация сыграла позитивную роль в разрешении международного кризиса в связи с оккупацией Кувейта Ираком в 1990 г.
Выводы
/. Саудовская Аравия выделяется среди прочих стран региона прежде всего благодаря масштабам своей территории и финансовым ресурсам. В 1981 г. создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который вошли все государства региона; Саудовская Аравия играет в нем ведущую роль.
2. Северный Йемен стал независимым еще в 1918 г., но долгое время был яблоком раздора между Египтом и Саудовской Аравией: в 1960-е гг. обе страны оказались втянуты в гражданскую войну йеменцев. В 1967 г. образовалось еще одно государство — Народная Демократическая Республика Йемен. Между севером и югом начались конфликты, завершившиеся в 1994 г. окончательным объединением в единое государство — Йеменскую Республику.
3. Кувейт стал независимым от Англии еще в 1961 г., но страна подверглась угрозам со стороны Ирака. В августе 1990 г. Кувейт был оккупирован Ираком, но к февралю 1991 г. освобожден многонациональными силами. Это было первым испытанием эффективности реагирования международного сообщества после окончания «холодной войны».
4. Западная часть Персидского и Оманского заливов долгое время находилась под протекторатом Англии. К1970 г. английские войска покинули этот район, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман стали независимыми государствами. Ныне благодаря продаже нефти они находятся в числе наиболее богатых стран мира по доходам на душу населения.
ЛЕКЦИЯ 43
Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
I. Движение «неприсоединения»
После Второй мировой войны мир оказался разделенным на два лагеря и страны Азии стали задумываться о своей роли на международной арене. Проблемы коммунизма и антикоммунизма их интересовали куда меньше, чем собственные. Стремясь не допустить разрастание конфликтов «холодной войны» в своих регионах, они побуждали великие державы искать их расположения, старались получать помощь как с Запада, так и с Востока. Это предполагало и выполнение посреднических миссий в случае опасного обострения отношений между соперничающими сторонами. Компенсировать свою относительную слабость новые государства могли, занимаясь широкой пропагандой своей роли на разного рода конференциях и в международных организациях, объединенных в систему ООН.
В марте 1947 г.в Дели состоялась Конференция по вопросам отношений между странами Азии:в ней участвовало 28 делегаций, из которых лишь 8 представляли суверенные государства. Там обсуждались проблемы послеколониального развития, было принято решение о создании постоянной организации стран Азии.
Но вскоре последовали весьма бурные события: Индия, Пакистан, Бирма, Цейлон стали независимыми государствами; вспыхнули партизанские восстания в Малайе, Бирме, на Филиппинах, начались военные действия в Индонезии, Индокитае и Палестине. Жертвами насилия стали Аунг Сан в Бирме (июнь 1947 г.) и М.К. Ганди в Индии (январь 1948 г.).
Во второй конференции, собранной в Дели в январе 1949г., участвовали практически все страны Азии. При обсуждении основного вопроса — ситуации в Индонезии— между участниками произошел раскол на сторонников Запада и нейтралистов. Попытка создать постоянную организацию азиатских стран также не имела успеха, очевидно, в силу того, что часть государств ревниво относилась к доминирующей роли Индии. Вскоре лидеры азиатских стран заняли противоположные позиции по отношению к власти коммунистов в Пекине и Корейской войне.
В 1950-е гг. стремление стран Азии к солидарности и нейтралитету стало постепенно усиливаться: в 1954 г.в договоре Индии с Китаем были закреплены пять принципов мирного сосуществования — «панча шила».Но возрос и интерес великих держав к азиатским странам, последним стало много труднее соблюдать определенную дистанцию по отношению к обоим блокам, как того требовал строгий нейтралитет. В результате в том же 1954 г. Пакистан, Таиланд и Филиппины заключили с США военные соглашения; началось заигрывание СССР с Индонезией, в 1956 г. Сукарно посетил Москву.
В апреле 1955г. состоялась конференциянеприсоединившихся стран в Бандунге(Индонезия). В ней приняли участие 29 стран, из них 6 — из Африки. Этот форум имел большой пропагандистский эффект, так как выступления большинства его участников носили антизападный характер. Этим объясняется благожелательное отношение к Бандунгу в СССР и КНР, которые стремились использовать антизападные настроения националистов в своих идеологических целях.
Время для этого было благоприятным: в 1953 г. в СССР умер И.В. Сталин, наступило затишье в «холодной войне», СССР вернул Порт-Артур Китаю и Порккала-Удд Финляндии, прекратил оккупационный режим в Австрии. В 1955 г. состоялись визиты Булганина и Хрущева в страны Азии. Все это вызывало большие надежды.
После конференции в Бандунге движение неприсоединения расширилось. Оно консолидировалось и тем самым повысило свой статус на международной арене. Летом 1956 г. состоялась встреча трех лидеров — Д. Неру, Г.А. Насера и И.Б. Тито на острове Бриони в Югославии — это означало перерастание организации азиатского нейтралитета во всемирное движение.
Явный отход от нейтралитета обозначился в сентябре 1961 г. на конференциинеприсоединившихся стран в Белграде.К тому времени «холодная война» породила серьезные международные кризисы, стороны проводили ядерные испытания, назревал новый конфликт между СССР и Китаем. Большинство участников склонялись к левому радикализму. Попытки Д. Неру сосредоточить внимание на вопросах обеспечения мира к успеху не привели. Главным стал вопрос о ликвидации колониализма, неприсоединившиеся страны потребовали его полной и немедленной отмены.
Следующую конференцию намечалось провести в 1965 г. в Алжире, но она была сорвана, так как накануне произошло свержение алжирского президента Ахмеда Бен Беллы. Движение пошло на спад, правда, с 1967 г. президент Югославии И.Б. Тито пытался его оживить и с этой целью совершил визиты в ряд стран.
В 1969 г. в Белграде состоялась конференция неприсоединившихся стран, но характер движения уже изменился: в выступлениях его участников звучал диссонанс. Когда в 1979 г. в Гаванесостоялась очередная конференция неприсоединившихся стран,в ней участвовало уже 92 полноправных члена, но все они имели либо прозападные, либо прокоммунистические пристрастия и отнюдь не придерживались принципов неприсоединения.