Империя Хань в III-I вв.д.н.э
Внутренняя политика первых ханьских императоров
Одной из проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени (получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей). От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Снижен поземельный налог = 1/15 часть урожая,в случае бедствий налоги не взимались.
Другой важной проблемой II в. до н. э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников получили владения и стали именоваться хоу. !Был возрожден центральный административный аппарат + в каждом из владений, имелись собственные органы власти. Ваны имели право назначать и смещать чиновников.
После смерти Гао-цзу (195 г. до н. э.) среди всех ванов выделялся Лю Би, правитель царства У. Стремясь заручиться поддержкой населения, Лю Би отменил в своем царстве налоги. В 154 г. до н. э. Лю Би собрал 200-тысячную армию и двинул ее на столицу империи. При У-ди (140— 87 гг. до н. э.) Ханьская империя достигла наивысшего расцвета. У-ди ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу. Отныне запрещалось передавать свое владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями.
Одновременно с этим У-ди провел ряд реформ. Им было восстановлено ведомство инспекции(контроль за деятельностью окружных чиновников). В столице была создана академия, выпускники становились чиновниками. Была предпринята попытка унификации идеологии. Цель этого шага сформулирована представителем конфуцианской школы Дун Чжун-шу. Конфуцианцы стремились удержать У-ди от политики территориальных захватов.
Кочевники Центральной Азии и возникновение державы сюнну
В середине I тыс. до н. э. в степной зоне происходит сложение общности, самоназванием которой стало «хунну», или «сюнну». В основе хозяйственной деятельности сюнну лежало кочевое скотоводство, определявшее особенности их культуры и быта. К III в. до н. э. постепенно складывается структура сюннуского объединения. Во главе его стоял правитель — шаньюй. Шаньюю подчинялись 24 предводителя. Армия шаньюя состояла из конных отрядов.
В 200 г. до н. э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но был окружен и лишь чудом избежал плена. Ханьские императоры вынуждены были пойти на заключение унизительного для них «союза мира и родства», откупаясь от набегов кочевников богатыми подарками и отдавая в жены шаньюям девушек из знатных семей.
Внешняя политика империи Хань во II—I вв. до н. э.
Укрепив свои позиции, У-ди решает покончить с таким положением. Он создает мобильные конные подразделения, в борьбе против сюнну. Военные кампании 127—119 гг. до н. э. принесли ханьским войскам первые победы.
В 139 г. до н. э. У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен массагетов, разбитых сюнну и переселившихся на запад. Чжан Цянь вернулся в столицу через 13 лет, не добившись цели. Но эти связи имели не только политическое значение. Они способствовали интенсивному обмену культурными достижениями. В это время в Китай проникают некоторые с/х культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, предметы утвари. Позднее через «Западный край» в Китай из Индии проник буддизм.
В 130 и 111 г. до н. э. походы против «ю-з варваров», к Ханьской империи были присоединены большие территории. В 109 г. до н. э. Хань наносит удар по государству Чосон. На захваченных землях создаются ханьские округа. Ханьская империя становится одним из могущественных государств древнего мира наряду с Парфией и Римом.
Начало кризиса империи
Длительные войны с соседями сказывались на состоянии экономики страны. Для дополнительного источника доходов, У-ди принимает в 120 г. до н. э. предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. В 81 г. до н. э. этот вопрос стал предметом ожесточенной дискуссии при дворе. Результатом ее была отмена монополии на производство и продажу вина.
В 89 г. до н. э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения, но У-ди провозглашает отказ от дальнейших военных действий против сюнну.
Так закончился «золотой век У-ди», и оказалась во второй половине I в. до н. э. в состоянии глубокого внутреннего кризиса.
Социально-экономические отношения на рубеже нашей эры
Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало 20 рангов знатности. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов. К простолюдинам причислялись также мелкие и средние ремесленники и торговцы.
Особое место в ханьском обществе занимали рабы. В ханьском обществе было легко перейти из одного социального слоя в другой. Н-р, представители знати, вызвав неудовольствие императора, вместе со своими родственниками могли быть обращены в рабов.
В I в. до н. э. была широко распространена работорговля.
В Ханьской империи существовало два основных налога — поземельный и подушный. Подушным налогом обычно облагалось все население империи в возрасте от 7 до 56 лет. При У-ди с 3 лет.
В IV в. до н. э. легализация купли-продажи земли. И в 6 г. до н. э., н-р, предлагалось ввести ограничения на частное владение землей и рабами. Предельная норма площади частной земли устанавливались в 30 цин на человека (1 цин = 4,7 га); число рабов не должно было превышать у простолюдинов 30, у представителей знати —100, у высшей аристократии — 200. Проект этот не был проведен в жизнь, так как натолкнулся на сопротивление крупных земельных собственников.
Китай в I-III вв. н.э..
В конце I в. до н. э. резко обострились социальные противоречия в стране. В обстановке усиливающегося внутреннего кризиса империи Ван Ман, родственник императора по женской линии, захватил в 9 г. н. э. трон и объявил о начале новой династии. Стремясь разрешить противоречие м/у накоплением земель в руках отдельных собственников Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. Запрещалась работорговля. Реформы Ван Мана были обречены на неудачу. Уже через 3 года после начала реформ Ван Ман вынужден был уступить богатым землевладельцам и разрешить куплю-продажу земли и рабов.
Обстановку кризиса империи обострили стихийные бедствия(14 г.)— засуха, саранча, голод. В 18 г. до Фань Чун возглавил в Шаньдуне (округ Тайшань) группу голодающих крестьян(«краснобровые»). В 22 г. Ван Ман был вынужден бросить на подавление восстания «краснобровых» стотысячную армию. Но войска были разбиты. На юге страны возникает другой очаг народного восстания - «армия Люйлинь». В 23 г. одержали победу над войсками Ван Мана, столица захвачена, а Ван Ман убит. В 24 г. один из руководителей восстания «зеленого леса» Лю Сюань объявил себя императором. В 25 г. «краснобровые» захватили Чанъань и Лю Сюань покончил с собой. Тогда на столицу двинулся Лю Сю, командовавший отрядом «армии зеленого леса». В том же 25 году Лю Сю объявил себя императором, столица Лоян. Первый император новой династии Лю Сю, принял титул Гуан У-ди. В период его правления (25— 57 гг.) восстанавливаются старые и начинают строиться новые оросительные каналы. В 31 г. Гуан У-ди издает рескрипт, по которому все обращенные в рабов объявлялись свободными. В 37 г. было объявлено об освобождении всех, кто был продан в рабство в течение предыдущих пяти лет. В 35 г. был отменен закон, по которому раб, ранивший свободного, подлежал смертной казни. В 35 г. Гуан У-ди повелевал не снижать меру наказания убившему раба.
Внешняя политика империи
В начале I в. попали под политическое влияние сюнну.
В середине I в. сюнну переживают серьезный внутренний кризис - в 73 г. было нанесено поражение северным сюнну и тем самым ослаблено их влияние на государства «Западного края». В I—II вв. Ханьская империя имела постоянные дипломатические и торговые связи с Парфией.
Разгром северных сюнну не принес желанного спокойствия Ханьской империи. К середине II в. территория ряда северных округов вошла в состав владений сяньбийского правителя. Сяньби нападали и на западные границы Ханьской империи.
Во II в. на северо-западных рубежах страны появляется новый опасный враг — племена цян. Цяны нападают на ряд ханьских округов, а в 140 г. сжигают пригороды Чанъани. Войны с цянами были очень тяжелыми. Перелом в ходе военных действий наступил лишь в 60-х годах II в.., когда большие контингента подчинившихся цянов были переселены во внутренние районы империи.
Демографические и этнические процессы в I—II вв.
Во 2 г. н. э. общая его численность составляла около 60 млн. человек. Населениебыло распределено неравномерно. После резкого сокращения населения страны в начале I в. она достигла уровня конца эпохи Западной Хань лишь во II в. Данные переписи населения, относящиеся к 140 г., свидетельствуют о значительных сдвигах в демографической структуре империи. Во-первых, население северо-западных районов страны сократилось примерно на 6,5 млн. человек, северо-восточных — почти на 11 млн. В то же время общая численность населения в бассейне Янцзы возросла примерно на 9 млн. человек. Резко увеличивалась плотность древнекитайского населения вдоль трактов. Увеличение численности древних китайцев на юге империи сопровождалось усилением их культурного влияния на местное население. В то же время древние китайцы воспринимали многие черты культуры местных племен. После того как южные еюнну признали власть Хань. Во II в. еюнну уже составляли большинство населения некоторых этих округов.
Постепенная ассимиляция древних китайцев, живших в бассейне Хуанхэ, бывшими кочевниками находила отражение в изменении образа жизни и обычае этой части населения Ханьской империи.
Социальные отношения в I—II вв.
В I—II вв. процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев приобретает все большие масштабы. Придя к власти, Гуан У-ди начал с ревизии подворных списков налогоплательщиков. Арендные отношения в III—I вв. дон. э. носили первоначально «свободный» характер. Но уже к концу I в. до н. э. положение начинает меняться. Землевладельцы стремятся «укрыть» арендаторов, воспрепятствовать выплате ими налогов в казну и в 280 г. государство было вынуждено признать право землевладельцев на зависимых от них крестьян.
По мере роста «сильных домов» в ханьском Китае появляется новый тип сельского поселения — поместье, принадлежащее крупному земельному собственнику. Повседневный быт большого поместья детально описан в сочинении Цуй Ши, автора II в. В поместье не только производят зерно, но выращивают также овощи (лук, черемшу, чеснок, имбирь, тыкву) и фрукты. В различное время года в окрестностях поместья собирают лекарственные травы. Тягловый скот и орудия труда принадлежат хозяину поместья.
Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань
С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во II в. В 184 г., после начала восстания «желтых повязок», император Лин-ди объявил амнистию всем репрессированным «ученым».
В различных районах страны возникают тайные секты. В 185 г. восстание вспыхивает с новой силой.
После смерти императора Лин-ди в 189 г. в столице был организован заговор. В 192 г. Дун Чжо(противник заговорщиов) был убит. За этим последовала ожесточенная борьба между военачальниками. Междоусобицы приводят к крушению империи. На ее обломках в III в. возникают три самостоятельных государства — Вэй, Шу и У. Начинается эпоха Троецарствия. Вызревание в недрах древнекитайского общества II— III вв. новых феодальных отношений знаменует собой начало эпохи раннего средневековья.
Культура Древнего Китая.
Мифология и религия
Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.
Среди космогонических мифов, представлены две основные концепции — деление и превращение. Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий — наводнения и засухи. От наводнения людей спас Юй, от засухи — Стрелок И.
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия — прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д.
Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало усилению культа предков и трансформации представлений о Ди в культ Неба. После превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию трактовка им значения этих культов стала каноном.
Во II—III вв. в Китай проникает буддизм. Перевод сутр на китайский язык и распространение буддизма в Китае относятся уже к IV— VI вв.
Письменность
Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э.
Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась.
Существенные изменения происходят в ней лишь во II—I вв. до н. э., когда после унификации местных вариантов иероглифов возникает новый почерк написания знаков. Письменность ханьского времени в принципе почти не отличается от современной.
Трансформация написания знаков была в значительной мере обусловлена эволюцией материалов. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанныезнаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины I тыс. до н. э. древние китайцы писали также на шелке. На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага.
Литература
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».
«Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений.
Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Произведения Сыма Сян-жу были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню.
Искусство
Древнекитайская поэзия неотделима от музыки.
Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты.
В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи.
Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши.
Здание возводилось на приподнятой платформе, стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II—I вв. до н. э.). Крыша покрывалась черепицей. Образцом ханьского градостроительства была столица империи — Чанъань.
Особенно следует отметить развитие в ханьское время портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее время произведений этого жанра принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э..
Естественнонаучные знания
Показателем общего подъема культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.
Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д.
С развитием математики были связаны достижения в области астрономии и календаря. В «Исторических записках» Сыма Цяня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э.
Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV—III вв. до н. э. стали применять метод лечения— иглоукалывание.