Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран

на рубеже XX - XXI веков, %

Страны 1991-2000 гг. 2001-2010 гг.
     
Бразилия 6,3 9,6
Мексика 7,8 7,4
Аргентина 4,6 2,8
Латинская Америка в целом 6,3 6,8

С 1960-х по 1980-е гг. объем валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. По объему производства ВВП на душу населения многие страны Латинской Америки превзошли показатели государств Восточной Европы и Российской Федерации.

В то же время сохранялись весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Крайне малочисленной была прослойка среднего класса. Большую проблему представляло имущественное неравенство. Соотношение между доходами 20% самых бедных и 20% самых богатых семей в 1980-1990-е гг. в Бразилии, например, составило 1:32, в Колумбии - 1:15,5, в Чили 1:18.

Активное вмешательство армии в политическую и общественную жизнь превращало генералов и старших офицеров в замкнутую привилегированную касту, единолично определявшую пути экономического развития страны. Как правило, внимание уделялось развитию лишь тех отраслей промышленности, продукция которых вывозилась за рубеж, что приносило баснословные доходы правящим кругам и связанным с ними крупным бизнесменам. Внутренний рынок развивался медленно, покупательная способность населения оставалась низкой. Поэтому проводимые реформы не встречали поддержки не только у большинства граждан - крестьян и рабочих, но и среди мелкой и средней буржуазии и предпринимателей. Они считали политику властей антинародной, подчиненной интересам ТНК и корпорациям США.

Латиноамериканские страны на современном этапе.Усиление левых сил

В 1980-е - начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990 г. ушел в отставку генерал Аугусто Пиночет.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. в Латинской Америке считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2%.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9% ВНП) и Аргентины, курс валюты которых был жестко привязан к американскому доллару.

В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс и вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

В начале XXI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считает себя учеником лидера кубинской революции Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эво Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

Приход левых в большинстве стран сказался положительно на их экономике. Так в Бразилии за 8 лет правления Лулу де Сильва рост ВВП составлял ежегодно более 4% против 2,28% ранее. Согласно данным МВФ средний уровень роста ВВП за 2010 год по странам Латинской Америки составил 4,64%. А в таких странах, как Аргентина этот рост составил 7,4%, Перу - 6,4%. В целом по странам Южной Америки наблюдается рост ВВП на 6,6%, в Центральной Америке - на 4,9%.

Интеграционные процессы в Латинской Америке

В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок»,более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства региона. Деятельность МЕРКОСУР достаточно эффективна: всего за пять лет (1990-1995) удельный вес торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки - Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли этот американский проект ожесточенной и нелицеприятной критике.

В 2008 г., по инициативе Уго Чавеса и Лулу де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок - Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США. Главная проблема заключается в том, что ни одна крупная страна региона - Мексика, Аргентина, Бразилия - не является центром притяжения региональных сил, противостоящих Вашингтону. Эти государства ведут осторожную политику в отношении США, не пытаясь вызвать конфронтации с могущественной державой, или идут в фарватере Белого дома. Носителями же идеологических проектов, направленных на прекращение засилья США в Латинской Америке и превращение региона в самостоятельный центр силы, являются Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, в последнее время - Эквадор, Уругвай, Парагвай. Их потенциал несравним с ресурсами ведущих стран Латинской Америки. И, тем не менее, накопленный созданными блоками опыт неоценим и, так или иначе, должен привести к полноценному выходу Латиноамериканского региона на мировую сцену. Доказательством тому может послужить расширение экономических связей южноамериканских стран с Европейским союзом, странами Азии, Африки, а также с Россией.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем причины политической нестабильности в странах Латинской Америки?

2. Какую политику в отношении латиноамериканских государств проводили США?

3. В чем состояли особенности политики диктаторских режимов в государствах Латинской Америки? Можно ли считать что период военных диктатур для латиноамериканских стран остался в прошлом?

4. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?

Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему

Краткое содержание: Внешняя торговля и мировой рынок. Основные правила международной торговли. Мировое хозяйство и международная интеграция Основные тенденции развития мирового хозяйства Новая геополитическая обстановка и место России в мировой экономике. Прогноз экономического развития России.

Требованияк знаниям и умениям:

Иметь представление:- о взаимоотношениях России с основными региональными объединениями мира;

- о роли и значении России на постсоветском пространстве

Знать:правила международной торговли, проблемы включения экономики России в мировой рынок

Уметь: использовать полученные знания в будущей практической деятельности

Наши рекомендации