Международно-правовая борьба с пиратством

Пиратство с момента появления всегда представляло угрозу морскому судоходству и торговле. Государства постоянно уделяли серьезное внимание борьбе с этим явлением.
Пиратство достигло таких масштабов, что стало представлять угрозу международному миру и безопасности, и проблема пиратства стала предметом озабоченности Совета Безопасности ООН.
Следует отметить, что правовой основой борьбы государств с пиратством вплоть до середины XX в. служили только международно-правовые обычаи. Это создавало определенные трудности в квалификации того или иного деяния в качестве пиратства.

Известно, что Генеральная Ассамблея ООН еще в 1947 г. образовала в качестве своего вспомогательного органа Комиссию международного права для осуществления подготовительной работы по кодификации и развитию международного права. Комиссия, подготавливая проекты статей по морскому праву, которые стали основой будущих конвенций по морскому праву, обобщила, в частности, многовековую практику, касающуюся борьбы с пиратством. Ею были даны четкие формулировки норм относительно пиратства.

Эти нормы были закреплены уже в качестве договорных в принятой в 1958 г. в Женеве Конвенции об открытом море. Именно эта конвенция способствовала единообразному подходу государств в деле сотрудничества в борьбе с пиратством.
Нормы ст. 14—22 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. относительно пиратства были включены 3-й Конференцией ООН по морскому праву почти без изменения в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 100-107, 110).
Конвенция 1982 г. предусматривает обязанность государств сотрудничать «в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства» (ст. 100). Конвенция определяет пространственную сферу действий, подпадающих под понятие пиратства, т.е. первым квалифицирующим признаком является место совершения действий, перечисленных в ст. 101 Конвенции ООН 1982 г. Совершенные в открытом море действия, представляющие собой любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, либо такие действия, совершенные вне юрисдикции какого бы то ни было государства, являются пиратством.
В качестве примера можно сослаться на Уголовный кодекс Российской Федерации, в ст. 227 которого под пиратством понимается «нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения».
В 1988 г. была заключена Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Статья 3 конвенции устанавливает:
«1. Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно
и преднамеренно:
— а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания; или
— Ь) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванию данного судна; или
— с) разрушает судно или наносит судну или его грузу повреждение, которое может угрожать безопасному плаванию данного судна; или

· Национальность судна

Борьба с пиратством предполагает необходимость определения морского судна (или летательного аппарата) в качестве пиратского. В соответствии со ст. 103 конвенции судно или летательный аппарат будут рассматриваться как пиратские, если они предназначены «лицами, имеющими над ними власть» для совершения пиратских действий. Таковым оно будет считаться до тех пор, пока будет находиться под властью лиц, совершающих пиратские действия.
Возникает вопрос о том, сохраняют ли пиратские суда национальность либо ее утрачивают. Национальность морского судна означает его государственную принадлежность, т.е. право плавать под флагом какого-либо государства и право на защиту со стороны государства флага. В прошлом пиратские суда рассматривались как не имеющие национальности.
Современное международное право решает вопрос о национальности иначе. Так, в соответствии со ст. 104 Конвенции 1982 г. «судно или летательный аппарат могут сохранять свою национальность, несмотря на то что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется внутренним правом того государства, которым она была предоставлена». Таким образом, государство само решает вопрос о национальности пиратского судна


Предложение Российской Федерации о создании специального международного суда для преследования пиратов встретило положительный отклик со стороны других государств, а также Совета Безопасности ООН. Однако необходимо учитывать, что подобного рода суды работают очень медленно. Если даже такой суд будет создан, то он сможет рассмотреть небольшое количество дел. Между тем пиратство приобрело у берегов таких государств, как Сомали и Нигерия, массовый характер, и это приведет к тому, что большинство пиратов избегнут судебного преследования. В связи с этим можно было бы предложить международному сообществу создать несколько региональных международных судебных органов для преследования пиратов.
Пиратство в современный период представляет серьезную угрозу безопасности международного судоходства, посягая на принцип свободы судоходства, а также на жизнь пассажиров и экипажа морских судов. Тем самым, как уже указывалось, оно ставит под угрозу международный мир и безопасность. Это обусловило то, что вопросам сотрудничества государств в борьбе с пиратством стал уделять значительное внимание Совет Безопасности ООН. Именно Совет Безопасности является главным органом, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Пиратские действия и морской разбой в последнее время совершались в основном сомалийскими пиратами в открытом море и морских водах, прилегающих к сухопутной территории Сомали.

Таким образом, пиратские действия могут пресекаться любым государством в территориальных водах Сомали. Однако данное положение является исключением из общепринятой международной практики, обусловленным объективными обстоятельствами. Этими обстоятельствами является неспособность правительства Сомали в настоящее время самостоятельно решить проблему борьбы с пиратством, очаги которого расположены на его территории.

Наши рекомендации