Первые шаги становления феминологии в России
Попытки осмысления неравного, зависимого от мужчин положения женщин своими корнями уходят в глубь истории. С.Г. Айвазова отмечает, что первичное распределение труда между мужчиной и женщиной поставило последних в такое неравное положение. Она расценивает как парадокс то, что самое ценное человеческое качество - способность воспроизводить жизнь, которым обладает только женщина, стало причиной, предопределившей характер неравнозначного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. За мужчиной было закреплено право на «внешнюю» деятельность, освоение мира, господство над ним, а за женщиной - право на рождение и воспитание детей, обустройство быта. Благополучие рода, его развитие, воспроизводство, выживание также тесно увязывалось с физической, мускульной силой. За этим стояли проблемы добычи еды, защиты территории, охраны от диких животных и соперничающих племен и родов. Постоянная необходимость в коллективной силе порождала и закрепляла авторитет, превосходство мужчин. В обстановке, когда в первую очередь были более востребованы силовые качества, преимущественное положение мужчин было очевидным.
Однако во всех главных сферах жизнедеятельности общества все более возрастающее воздействие на ход его исторического развития оказывали и другие человеческие качества - духовность, ум, интеллект, что расширяло и укрепляло объективные предпосылки для занятия женщиной адекватной ей роли в этом процессе.
Начало женскому движению в России было положено еще в XVIII в., когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины. Начинать эти преобразования было невозможно без ликвидации женской неграмотности, без получения образования, которое обеспечивало бы женщинам активную деятельность во всех сферах жизни, способствовало развитию женского движения, созданию союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной разработки экономической, правовой, политической, нравственной теорий о роли женщин в обществе.
Заметный след оставил Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образовательное учреждение, положившее начало женскому школьному образованию в государстве. Основан по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под названием «Воспитательное общество благородных девиц». Институт являлся учебным заведением закрытого типа. Воспитание и обучение в нем имели узкосословную направленность, принимали в институт в основном дочерей дворянской знати и девиц-горожанок в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный план включал «Закон Божий», иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения.
В конце XVIII в. обращается внимание на создание открытых школ для всех сословий государства, в уездных городах стали открываться малые, в губернских - главные народные училища. Однако среди учащихся этих училищ число лиц женского пола было ничтожно мало. Существовали также отдельные ведомственные женские училища - в Ведомстве учреждений императрицы Марии, Министерстве народного просвещения и в ведении Святейшего синода. Коренная реформа образования началась лишь во второй половине XIX столетия. Появились женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения, к концу века их число дошло до 142. Женские гимназии Делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии Министерства народного просвещения и частные гимназии. Гимназии Министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов и восьмого педагогического класса. Первые 3 класса составили прогимназию и могли существовать как самостоятельные Учебные заведения.
Выходцам из простого народа доступ в гимназии был ограничен, ибо все они были платные, а право поступать в университеты имели только выпускники мужских гимназий. Девушки, окончившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование.
Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц, которые, прослушав курсы, рассчитывали держать выпускные экзамены. Но с введением в действие университетского устава 1863 г. доступ женщинам туда был закрыт. В 1865 г. ректору Петербургского университета поступило около 400 заявлений от женщин с просьбой об устройстве для них лекций или курсов. В Москве образовался кружок женщин, решивших добиваться высшего образования. В числе ходатайствующих было немало женщин высшего круга, представительниц самых родовитых фамилий - графини А.Толстая, В.Ростовцева, баронесса Ю.Розен, княгиня Эристова и др.
В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для женщин по программе классических гимназий Министерства народного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учебным заведением, ибо самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета.
В 1872 г. здесь же открылись еще одни высшие женские курсы, учрежденные профессором В.И. Герье. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы за оплату в размере 50 руб. в год. Продолжительность обучения сначала была двухлетней, а с 1879 г. - трехлетней. К преподаванию были привлечены выдающиеся ученые - В.И. Герье, А.И. Соболевский, В.О. Ключевский, Ф.И. Чупров и др.
В эти годы на частные средства были также открыты высшие женские курсы в Киеве, Петербурге. Среди них прославленные высшие Бестужевские курсы по имени учредителя профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Здесь готовили врачей, учителей. В последующем эти курсы получили статус государственных и соответствующее финансирование. Правительство России сомневалось в политической благонадежности слушательниц курсов, ибо «крамольные» идеи не могли обойти курсисток.
Официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, Московские высшие женские курсы, учрежденные В.И. Герье, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнозначным диплому соответствующего факультета университета. Несколько позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора.
К этому периоду, то есть XIX - начало XX вв., образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения женщины в семье и обществе, объединению женщин в борьбе за свои права. А.П. Философова руководила группой, создавшей « Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам».
Дискриминация женщин подняла целую волну женского движения и выделила теоретиков, заботящихся не только об объективном освещении причин неравенства полов, но и занимающихся поиском путей обеспечения этого равенства. Речь шла прежде всего о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономическими условиями, об изменении социального статуса, изменении семейных отношений, правах на свободу и независимость, получение высшего образования и многом другом. Демократические идеи, требующие независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды российской женщины. Многочисленные представители прогрессивной интеллигенции, часть депутатов, студенты также поддерживали эти идеи.
Известны стали имена А. Шабановой, С. Перовской, Е.Дмитриевой и других, которые не только «ходили в народ», но и влияли На мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, теоретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти.
Женщин, выступающих за эмансипацию, поддерживали литературные и общеполитические журналы: «Дело»,« Женское дело», «Женский вестник», «Союз женщин». За равенство полов выступали «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «Полярная звезда» и др.
Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже «Русское женское взаимно благотворительное общество» было удостоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Преподаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взносов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. рублей), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учебный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб. 25 коп., а к началу XX в. имели имущество в размере 1 млн 5100 рублей1.
Французская писательница Андре Лео (настоящее имя Леони Шансе, 1829-1900) - участница Парижской Коммуны 1871 г. -писала: «Вы задумали превосходное дело. За вами останется слава, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечтаем»2.
К семидесятым годам XIX в. появилась одна из первых организаций, требующих изменения политики в отношении женщин. «Это было тайное революционное общество двенадцати русских студенток, обучавшихся в университетах города Цюриха в Швейцарии»3.
Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М.В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Активистки кружка Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова в течение многих лет фактически были инициаторами женского движения в России. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся организаторами благотворительных обществ, возрастает их роль в журналистике, издательском деле. Возникают первые женские артели - переплетные В.П. Печатанной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестер Ивановых в Москве. В 1863 г. на кооперативных началах по инициативе Трубниковой и Стасовой возникает «Издательская артель», Общество женщин-переводчиц.
Создавались женские организации и в ряде других городов России (Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани и др.). Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е.Н. Щепкина в своей книге «Из истории женской личности в России», послужила отмена крепостного права1. Женщины стали требовать равных политических прав с мужчиной, демократизации всех сторон жизни общества. В ходе революции 1905-1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образовался «Союз равноправности женщин», по инициативе которого в 1905 г. - мае и октябре - прошли два съезда женщин. В 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 отделений в других городах. Союз издавал журнал «Союз женщин», присоединился к «Международному союзу избирательных прав женщин» и участвовал в его конгрессах в Копенгагене и Амстердаме. Вскоре после поражения революции союз распался. Основной организацией женского движения в России осталось «Русское женское взаимно благотворительное общество», по инициативе которого был подготовлен и проведен Первый Всероссийский женский съезд (10-16 декабря 1908 г.), проходивший в Санкт-Петербурге и собравший около 1000 делегаток. В историю он вошел как «Женский парламент» и «Съезд просветительниц». Обстоятельность и научный подход характеризовал выступления делегаток. Они требовали запретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Съезд единодушно принял решение (политическую резолюцию) с требованиями всеобщего избирательного права, без различия пола, признания за женскими союзами права на автономность и независимость действий1 .
Инициаторами социального движения в XIX столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. У истоков общества «Дамское попечительство о бедных», созданного в 1845 г., стояла известная московская благотворительница княгиня С.С. Щербатова. Цель общества она видела в том, чтобы организовать поиск людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности разного рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло.
Женские организации активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы таких организаций обратились в Министерство просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений. Параллельно с этим на свои средства организовали около 100 общественных детских садов. В Москве и Петербурге действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. Во всех полицейских участках вывешивались списки и адреса попечителей - членов обществ.
Женские благотворительные общества, образованные по профессиональному признаку, например, общество взаимопомощи женщин-врачей, общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам, занимались поиском работы для членов общества, оказывали им материальную поддержку, организовывали лечение, представляли за умеренную плату жилье и пропитание.
Итак, первый шаг становления феминологии характеризуется практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.
Начало научной разработки женского вопроса было обусловлено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. «Речь идет, - писал В.М. Хвостов в книге «Женщина и человеческое достоинство», - вовсе не о том, что между мужчиной и женщиной нет существенных различий и что роли обоих полов в социальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставящие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справедливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами?»1 .