Первые шаги становления феминологии в России

Попытки осмысления неравного, зависимого от мужчин по­ложения женщин своими корнями уходят в глубь истории. С.Г. Айвазова отмечает, что первичное распределение труда меж­ду мужчиной и женщиной поставило последних в такое нерав­ное положение. Она расценивает как парадокс то, что самое цен­ное человеческое качество - способность воспроизводить жизнь, которым обладает только женщина, стало причиной, предопре­делившей характер неравнозначного распределения социальных ролей между мужчиной и женщиной. За мужчиной было закреп­лено право на «внешнюю» деятельность, освоение мира, господ­ство над ним, а за женщиной - право на рождение и воспитание детей, обустройство быта. Благополучие рода, его развитие, вос­производство, выживание также тесно увязывалось с физичес­кой, мускульной силой. За этим стояли проблемы добычи еды, защиты территории, охраны от диких животных и соперничаю­щих племен и родов. Постоянная необходимость в коллективной силе порождала и закрепляла авторитет, превосходство мужчин. В обстановке, когда в первую очередь были более востребованы силовые качества, преимущественное положение мужчин было очевидным.

Однако во всех главных сферах жизнедеятельности общества все более возрастающее воздействие на ход его исторического раз­вития оказывали и другие человеческие качества - духовность, ум, интеллект, что расширяло и укрепляло объективные предпосылки для занятия женщиной адекватной ей роли в этом процессе.

Начало женскому движению в России было положено еще в XVIII в., когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины. Начинать эти преобразования было невозможно без ликвидации женской неграмотности, без получения образования, которое обеспечива­ло бы женщинам активную деятельность во всех сферах жизни, способствовало развитию женского движения, созданию союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной раз­работки экономической, правовой, политической, нравственной теорий о роли женщин в обществе.

Заметный след оставил Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образо­вательное учреждение, положившее начало женскому школьному образованию в государстве. Основан по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монас­тыре под названием «Воспитательное общество благородных де­виц». Институт являлся учебным заведением закрытого типа. Вос­питание и обучение в нем имели узкосословную направленность, принимали в институт в основном дочерей дворянской знати и девиц-горожанок в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный план вклю­чал «Закон Божий», иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения.

В конце XVIII в. обращается внимание на создание откры­тых школ для всех сословий государства, в уездных городах ста­ли открываться малые, в губернских - главные народные учи­лища. Однако среди учащихся этих училищ число лиц женского пола было ничтожно мало. Существовали также отдельные ве­домственные женские училища - в Ведомстве учреждений им­ператрицы Марии, Министерстве народного просвещения и в ведении Святейшего синода. Коренная реформа образования на­чалась лишь во второй половине XIX столетия. Появились жен­ские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведе­ния, к концу века их число дошло до 142. Женские гимназии Делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии Министерства народного просвещения и ча­стные гимназии. Гимназии Министерства народного просве­щения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных клас­сов и восьмого педагогического класса. Первые 3 класса состав­или прогимназию и могли существовать как самостоятельные Учебные заведения.

Выходцам из простого народа доступ в гимназии был огра­ничен, ибо все они были платные, а право поступать в универси­теты имели только выпускники мужских гимназий. Девушки, окон­чившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование.

Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц, которые, прослушав курсы, рас­считывали держать выпускные экзамены. Но с введением в дей­ствие университетского устава 1863 г. доступ женщинам туда был закрыт. В 1865 г. ректору Петербургского университета поступило около 400 заявлений от женщин с просьбой об устройстве для них лекций или курсов. В Москве образовался кружок женщин, решив­ших добиваться высшего образования. В числе ходатайствующих было немало женщин высшего круга, представительниц самых родовитых фамилий - графини А.Толстая, В.Ростовцева, баронес­са Ю.Розен, княгиня Эристова и др.

В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для жен­щин по программе классических гимназий Министерства народ­ного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учеб­ным заведением, ибо самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета.

В 1872 г. здесь же открылись еще одни высшие женские кур­сы, учрежденные профессором В.И. Герье. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы за оплату в раз­мере 50 руб. в год. Продолжительность обучения сначала была двухлетней, а с 1879 г. - трехлетней. К преподаванию были при­влечены выдающиеся ученые - В.И. Герье, А.И. Соболевский, В.О. Ключевский, Ф.И. Чупров и др.

В эти годы на частные средства были также открыты выс­шие женские курсы в Киеве, Петербурге. Среди них прослав­ленные высшие Бестужевские курсы по имени учредителя про­фессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Здесь готовили врачей, учителей. В последующем эти курсы получили статус государственных и соответствующее финансирование. Прави­тельство России сомневалось в политической благонадежнос­ти слушательниц курсов, ибо «крамольные» идеи не могли обой­ти курсисток.

Официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, Московские высшие женские курсы, учрежденные В.И. Герье, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнознач­ным диплому соответствующего факультета университета. Несколь­ко позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора.

К этому периоду, то есть XIX - начало XX вв., образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения женщины в семье и обществе, объедине­нию женщин в борьбе за свои права. А.П. Философова руководи­ла группой, создавшей « Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам».

Дискриминация женщин подняла целую волну женского дви­жения и выделила теоретиков, заботящихся не только об объек­тивном освещении причин неравенства полов, но и занимающихся поиском путей обеспечения этого равенства. Речь шла прежде всего о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономи­ческими условиями, об изменении социального статуса, измене­нии семейных отношений, правах на свободу и независимость, получение высшего образования и многом другом. Демократичес­кие идеи, требующие независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды рос­сийской женщины. Многочисленные представители прогрессив­ной интеллигенции, часть депутатов, студенты также поддержи­вали эти идеи.

Известны стали имена А. Шабановой, С. Перовской, Е.Дмитриевой и других, которые не только «ходили в народ», но и влияли На мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, те­оретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти.

Женщин, выступающих за эмансипацию, поддерживали ли­тературные и общеполитические журналы: «Дело»,« Женское дело», «Женский вестник», «Союз женщин». За равенство полов высту­пали «Современник», «Отечественные записки», «Колокол», «По­лярная звезда» и др.

Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже «Русское женское взаимно благотворительное общество» было удо­стоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Пре­подаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взно­сов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. рублей), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учеб­ный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб. 25 коп., а к началу XX в. имели имущество в размере 1 млн 5100 рублей1.

Французская писательница Андре Лео (настоящее имя Леони Шансе, 1829-1900) - участница Парижской Коммуны 1871 г. -писала: «Вы задумали превосходное дело. За вами останется сла­ва, что вы основали в России то, о чем мы здесь только мечта­ем»2.

К семидесятым годам XIX в. появилась одна из первых орга­низаций, требующих изменения политики в отношении женщин. «Это было тайное революционное общество двенадцати русских студенток, обучавшихся в университетах города Цюриха в Швей­царии»3.

Среди первых ячеек женского движения в России следует назвать также кружок М.В. Трубниковой, принявший участие в создании воскресных школ в Петербурге в 1859 г. Активистки круж­ка Н.В. Стасова, М.В. Трубникова, А.П. Философова в течение многих лет фактически были инициаторами женского движения в России. Отдельные женщины из мелкодворянской и разночинной среды становятся организаторами благотворительных обществ, возрастает их роль в журналистике, издательском деле. Возника­ют первые женские артели - переплетные В.П. Печатанной и В.А. Иностранцевой в Петербурге, швейная сестер Ивановых в Мос­кве. В 1863 г. на кооперативных началах по инициативе Трубнико­вой и Стасовой возникает «Издательская артель», Общество жен­щин-переводчиц.

Создавались женские организации и в ряде других городов России (Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Рязани и др.). Решительным толчком к проявлению феминизма, как писала Е.Н. Щепкина в своей книге «Из истории женской личности в Рос­сии», послужила отмена крепостного права1. Женщины стали тре­бовать равных политических прав с мужчиной, демократизации всех сторон жизни общества. В ходе революции 1905-1907 гг. из женского движения выделилось крыло, активизировавшее борьбу за политическое равноправие. В Москве в апреле 1905 г. образо­вался «Союз равноправности женщин», по инициативе которого в 1905 г. - мае и октябре - прошли два съезда женщин. В 1906 г. союз насчитывал 8 тыс. членов и имел 79 отделений в других го­родах. Союз издавал журнал «Союз женщин», присоединился к «Международному союзу избирательных прав женщин» и участво­вал в его конгрессах в Копенгагене и Амстердаме. Вскоре после поражения революции союз распался. Основной организацией женского движения в России осталось «Русское женское взаимно благотворительное общество», по инициативе которого был под­готовлен и проведен Первый Всероссийский женский съезд (10-16 декабря 1908 г.), проходивший в Санкт-Петербурге и собрав­ший около 1000 делегаток. В историю он вошел как «Женский пар­ламент» и «Съезд просветительниц». Обстоятельность и научный подход характеризовал выступления делегаток. Они требовали зап­ретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подро­стков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Съезд единодушно принял решение (политическую резо­люцию) с требованиями всеобщего избирательного права, без раз­личия пола, признания за женскими союзами права на автоном­ность и независимость действий1 .

Инициаторами социального движения в XIX столетии стали женские благотворительные общества. Первой из таких организа­ций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облег­чить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. У истоков общества «Дамское попечительство о бедных», созданного в 1845 г., стояла известная московская благотворительница княгиня С.С. Щер­батова. Цель общества она видела в том, чтобы организовать поиск людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности разного рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло.

Женские организации активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы таких организаций обратились в Министерство просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных заведений. Параллельно с этим на свои средства организовали около 100 общественных детских садов. В Москве и Петербурге действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. Во всех полицейских участках вывешива­лись списки и адреса попечителей - членов обществ.

Женские благотворительные общества, образованные по профес­сиональному признаку, например, общество взаимопомощи женщин-врачей, общество вспомоществования гувернанткам, домашним учи­тельницам и воспитательницам, занимались поиском работы для чле­нов общества, оказывали им материальную поддержку, организовыва­ли лечение, представляли за умеренную плату жилье и пропитание.

Итак, первый шаг становления феминологии характеризует­ся практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт.

Начало научной разработки женского вопроса было обуслов­лено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. «Речь идет, - писал В.М. Хвостов в книге «Женщина и человечес­кое достоинство», - вовсе не о том, что между мужчиной и жен­щиной нет существенных различий и что роли обоих полов в со­циальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставя­щие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справед­ливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе свои­ми личными силами?»1 .

Наши рекомендации