Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и популярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Институт праварегулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

· по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые;

· по правовому характеру - на материальные и процессуальные;

· по функциям - на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести:

· институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);

· институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (про­цессуальный, отраслевой, охранительный);

· институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);

· институт частной собственности (межотраслевой, материальный, ре­гулятивный);

· институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);

· институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранитель­ный);

· институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

· институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный).

Составной частью института права является субинститут- совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве - субинститут преступлений против собственности, порядка управления ит.д.).

Отрасль права- совокупность правовых норм и институтов, регулирую­щих определенную сферу (род) общественных отношений.

Примером отраслей права являются:

Конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, административное.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовы­вать подотрасль- промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль граж­данского, налоговое - подотрасль финансового ит.д.).

Отрасли права могут быть:

· материальными - регулирующими непосредственно общественные от­ношения;

· процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;

процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. {Например, муници­пальное право занимает промежуточное положение между конститу­ционным .и административным; предпринимательское - между граж­данским и финансовым и т. д.)

31. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы.

После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на обществен­ные отношения, каков механизм правового воздействия.

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи ко­торых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства пра­вового воздействия на общественные отношения, опреде­лить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юриди­ческие факты, правоотношения, акты реализаций права, правоприменительные акты, правосознание, режим закон­ности. Каждый из этих элементов выполняет свои регуля­тивные функции, воздействует на поведение людей и об­щественные отношения свои способом.

Нормы право выступают как предписание и как обра­зец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывает­ся, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них пред­писания. Нормы права — это основа всего механизма право­вого регулирования. Все остальные его элементы предус­мотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский ко­декс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-право­вых отношений.

Акты официального толкования — документы, изда­ваемые специально уполномоченными на то органами (на­пример, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты — предусмотренные нормами пра­ва жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и пре­кращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моде­лей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизи­рованные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осу­ществляется реализация права, это основной путь претво­рения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права — это действия субъектов пра­ва, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию об­щественных отношений. Это акты (как действия, так и до­кументы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма право­вого регулирования выступают правосознание и режим за­конности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им ока­зывать действенное влияние на весь процесс правового ре­гулирования: От уровня правосознания и реальности режиме законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Наши рекомендации