Религия и правовая карта мира.
Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, развитие культуры и образования, роль религии при формировании современной правовой карты мира продолжает оставаться очень большой. По состоянию на 1996 г. на долю христиан приходилось 34% верующих мира, мусульман – 19, индуистов – 14, буддистов – 10, конфуцианцев – 4, последователей родоплеменных религий ( культов ) - примерно 2, синтоистов – около 1%, доля адептов «новых религий» составила 2%.
Все религии подразделяются на 3 группы: мировые религии; национальные и региональные религии; родоплеменные религии ( культы ).
Каждая группа религий оказывает разное влияние на право.
I. К категории мировых религий принято относить 3 религии: христианство, ислам и буддизм. Христианство и ислам даже имели свое право: каноническое право и исламское право.
Христианское право. Христианство – крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникшая в Палестине в I в. до н. э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В основе ее лежит вера в Иисуса Христа как Бога-человека, Спасителя и Бога-сына. Главный источник христианского вероучения – Священное Писание ( Библия ).
В христианстве выделяются 3 главных направления: православие; католицизм; протестантизм. Раскол единой христианской церкви на православную и католическую ветви официально завершился в XI в., а протестантская церковь возникла в ходе Реформации XVI в. Между этими тремя направлениями христианства есть определенные различия, касающиеся религиозных догм.
Католики составляют большинство верующих во многих странах Европы, а в ряде других стран образовали более или менее значительные группы. В Азии они формируют основной состав верующих только на Филиппинах. В Африке католическая вера сохранилась главным образом в бывших испанских и португальских колониях. В Австралии католики составляют примерно 1/3 верующих. Больше всего католиков в Латинской Америке, где они преобладают почти во всех странах. Это следствие испанской и португальской колонизации.
Протестантизм определяет конфессиональный состав населения многих стран Северной, Центральной и Центрально-Восточной Европы. Протестанты образуют основную группу верующих в некоторых странах Западной и Южной Африки, бывших ранее английскими и голландскими колониями. Они широко представлены в Австралии и Океании, составляют половину всех верующих в США и 1/3 в Канаде.
Православных больше всего в странах СНГ ( Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия ), а также в странах Юго-Восточной Европы ( Греция, Румыния, Болгария, Сербия и др. ). В других регионах мира православные нигде не составляют конфессиональное большинство, за исключением Эфиопии, где преобладают близкие к православию христиане-монофизиты.
Ислам и право. Ислам – самая молодая по времени возникновения мировая религия. Она была основана в VII в. в Аравии пророком Мухаммедом и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее – в других регионах мира. Ислам – монотеистическая религия, важнейший ее догмат – вера в единого бога Аллаха, создателя мира. Священная книга мусульман – Коран, включающая в себя 114 сур ( глав ). Основные догматы ислама – поклонение одному всемогущему богу Аллаху и почитание Мухаммеда в качестве пророка – посланника Аллаха. Образ жизни мусульман определяется пятью главными обязанностями ( «столпами ислама» ): верить в то, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед является его посланником на Земле; совершать молитву 5 раз в день; ежегодно уплачивать налог в пользу бедных единоверцев; в течение месяца рамадан ( девятого месяца мусульманского лунного календаря ) держать пост, то есть в светлое время дня воздерживаться от питья, еды, курения, наркотиков, разного рода наслаждений и проч.; совершить хотя бы один раз в жизни паломничество ( хадж ) в священный для мусульман город – Мекку.
Несмотря на такое единство догматов и правил поведения, ислам еще в VII – VIII в. разделился на 2 основных течения – суннизм и шиизм. Первое из них названо так прежде всего потому, что его приверженцы наряду с Кораном признают мусульманское Священное писание – Сунну – в полном объеме. При решении вопросов о высшей мусульманской власти ( исламе-халифе ) они признают законным правление первых четырех халифов, правящих после смерти Пророка Мухаммеда. Второе течение более ортодоксально: шииты не признают Сунны в полном объеме, а первых халифов считают узурпаторами власти и признают только четвертого халифа – Али. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16% мусульман мира.
Ислам также широко распространен в мире, но, в отличие от христианства, это распространение ограничивается преимущественно пределами Азии и Африки. Главные районы ислама – Юго-Западная и Центральная Азия, Северная Африка, а отчасти и Юго-Восточная Азия. В Юго-Западной Азии ислам преобладает во всех странах, за исключением Кипра и Израиля, в Южной Азии – в Пакистане и Бангладеш, в Юго-Восточной Азии – в Индонезии, в Центральной – в Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане. В Северной Африке ислам господствует во всех без исключения странах, в Центральной и Восточной Африке – выборочно. В Европе мусульман больше всего в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии.
В начале XXI в. в мире насчитывается более 50 государств с большинством мусульманского населения, в 28 из которых ислам считается государственной религией.
Ислам как мировую религию нельзя представить без его правовой основы, т. е. мусульманского права. Мусульманское право – это право ислама. Исламское право регулирует основные сферы общественных отношений мусульманской общины. Исламское право – одна из самостоятельных правовых семей современности.
Буддизм и право. Буддизм – третья мировая религия, уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI – V в. до н. э. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама, получивший затем имя Будда, т. е. «просветленный». Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Основой его служит учение о 4 благородных истинах: о страдании как сущности жизни; о его причинах; о его существе; о путях освобождения от него – вплоть до обретения полного освобождения ( нирваны ). В буддизме нет бога как творца и некоего высшего существа. Человеческую душу он не рассматривает как единое целое, а считает комбинацией разных частиц – дхарм. Священная книга буддизма – Типитака ( Трипитака ), что означает «Три корзины». В культе буддизма отсутствуют сложные ритуалы, выполняются они монахами без участия мирян.
В буддизме сложились 3 главных направления – тхеравада или кинаяна ( «малая колесница» ), махаяна ( «большая колесница» ) и ламаизм - тибето-монгольское направление буддизма. Тхеравада предусматривает так называемый узкий круг спасения, требующий от человека обязательного участия в буддийской монашеской общине. Обрядность в тхераваде проста и ограничивается проповедями, культом Будды, почитанием мест, связанных с его именем, а также поклонением ступам – местам хранения разного рода буддийских реликвий. А сам Гаутама считается не богом, а человеком. В отличие от тхеравады махаяна не предусматривает обязательного вхождения в монашескую общину. Однако обрядность в ней значительно сложнее, а Гаутаму представляют как божество ( правда, наряду со множеством других ).
Буддизм на мировой карте религий представлен гораздо более компактным ареалом, охватывающим некоторые районы Центральной и Восточной и Юго-Восточной Азии. При этом в Юго-Восточной Азии преобладают последователи тхеравады и махаяны, а в Центральной и Восточной – ламаизма. Значительно влияние буддизма также в Японии, китае и Республике Корея.
II. Национальные и региональные религии и право. К национальным и региональным религиям относятся: индуизм; конфуцианство; синтоизм; иудаизм; зороастризм; джайнизм; сикхизм; даосизм и некоторые другие. Особенностью национальных и региональных религий является то, что они имеют либо национально-страновое, либо регионально-межстарновое распространение.
Индуизм и право. Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV – VI вв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм. Индуизм – политическая религия с очень большим числом различных божеств. Но среди них ведущее положение занимает Тримурта ( Троица ) богов в составе Брахмы, Вишну и Шивы. К важным догматам индуизма относятся учения: о дхарме ( установленном для каждой индийской касты порядке жизни ); о карме ( воздаянии человеку после смерти ); о сансаре ( перерождении души умершего в тело человека другой касты, в животное или растение ). Для индуизма характерно использование священных книг – Вед, а также эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». 99% последователей индуизма живут в Азии, преимущественно в Индии и Непале.
Конфуцианство и право. Конфуцианство возникло в VI – V вв. до н. э. в Китае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий. Это отличие состояло прежде всего в особом внимании к этическим нормам ( культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др. ). Верховным божеством в конфуцианстве служит небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики, народные герои. В конфуцианстве нет священнослужителей и все обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Главные книги конфуцианства – Пятикнижие и Четверокнижие – представляют собой хроники Древнего Китая, китайской поэзии, сборники правил поведения и т. п. Конфуцианство сохранило влияние на своей родине – в Китае.
Конфуцианство оказало влияние на формирование китайской правовой традиции.
Синтоизм. Синтоизм – чисто национальная религия Японии, возникшая в VII – VIII в. и основанная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы. Синтоистская религия политеистична и исходит из того, что мир населен миллионами божеств и духов. Во главе всего этого пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу, к которой, по мнению синтоистов, восходит родословная японских императоров. Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, а религиозные обряды состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в синтоистских храмах. Характерны также многочисленные храмовые праздники.
Наряду с нормами «гири» синтоизм лежит в основе японской правовой традиции.
Иудаизм и право. Иудаизм – религия евреев, истоки которой восходят ко II тысячелетию до н. э. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы – евреи (81), намного их превосходит. Важнейший догмат иудаизма – вера в единого бога Яхве ( Иегову ). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев, бессмертие души, грядущее пришествие небесного избавителя-мессии. Священным Писанием иудаистов, в основном идентичному христианскому Ветхому Завету, является Танах, в который входят три книги: Тора ( Закон ); Небиим ( Пророки ); Кетубим ( Писания ). Большое значение имеет и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе предписаний. Местом собрания иудаистов являются молитвенные дома – синагоги.
Иудаизм имеет особую географию распространения, «распыленный» по множеству стран. Основная масса приверженцев иудаизма концентрируется в Израиле и США. Немало иудаистов также в Европе, тогда как в остальных странах они обычно образуют сравнительно небольшие группы.
Религии иудаизма соответствует иудейское право.
III. Родоплеменные религии ( культы ) и право. Родоплеменными религиями ( культами ) являются религии, первоначально возникшие на Земле верования, отражавшие примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются у народов Африки и Океании.
Разновидностей родоплеменных религий ( культов ) довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие.
Фетишизм – почитание неодушевленных материальные предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства.
Анимизм – вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения.
Культ предков и мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти.
Тотемизм – исходит из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы.
Шаманизм – вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.
В начале XXI в. структура верующего населения в крупных регионах мира выглядит следующим образом. В Америке христиане составляют 96% верующих, в Европе и Австралии с Океанией – 85 – 88%. В Азии по 26 – 27% верующих исповедуют ислам и индуизм, 17% - конфуцианство и синтоизм, 14% - буддизм. В Африке 46% верующих – христиане, 40% - мусульмане, а остальные придерживаются традиционных верований.
Тема 6. Типы права. Правовые семьи современности. Романо-германская правовая семья. Тема 7. Англосаксонская ( англо-американская ) правовая семья. Тема 8. Мусульманская правовая семья. Тема 9. Социалистическая правовая семья. Тема 10. Африканская правовая семья.