Механизм (аппарат) государства
Понятие механизма государства
Основным элементом государства является аппарат власти: государственные органы, учреждения и организации.
Механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и деятельности государственных органов. В демократических государствах (в том числе и в России) к таковым относятся:
- принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
- принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;
- принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства;
- принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов во всех звеньях государственного аппарата;
- принцип гласности обеспечивает открытость деятельности государственных органов;
- принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни;
- принцип федерализма (в федеративных государствах), который обеспечивает разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
Аппарат государства – единое целое, хотя в нем можно выделить отдельные элементы (государственные органы) и самостоятельные ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную). В этой структуре есть своя иерархия: различные государственные органы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях.
Государственные органы и их компетенции
Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
К государственным органам могут относиться как отдельные (физические) лица, так и организации, наделенные государственно-властными полномочиями. Например, президент или монарх — это органы государства, состоящие из одного физического лица, в то время как министерство — это государственный орган-организация. Государственный орган образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию.
Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические возможности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Государственные органы могут быть подразделены по различным основаниям. Наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. Одной из самых распространенных классификаций государственных органов, принятых в современной юридической науке, является их деление на законодательные, исполнительные и судебные. Это подразделение основывается на теории разделения властей.
Для справки
Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями (Аристотель). В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Это теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу для борьбы против всех форм диктатуры. Таким обозом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения власти нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.