И период замедления темпов экономического развития

Финансовое право. Денежная реформа 1947 года в СССР была проведена в период с 16 декабря по 29 декабря 1947 года. Вторая по счёту денежная реформа в СССР. Денежная реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами и были введены единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары. В ходе реформы обмен наличных денег проводился в течение одной недели, в отдалённых районах Крайнего Севера — в течение двух недель. Денежная реформа была проведена с целью изъятия из обращения избыточного количества денег и замены новыми полноценными деньгами старых, подвергшихся обесценению в период Великой Отечественной войны. Один новый рубль обменивался на 10 старых. Вклады в сберкассах пересчитывались по льготному курсу: до 3 тыс. руб. перерасчет производился по курсу один к одному, до 10 тыс. — 3 старых рубля за 2 новых, свыше 10 тыс. — 2 за 1. Была проведена конвертация государственных займов, причем облигации всех прежних обменивались на новые из расчета по номиналу 3 к 1. Таким образом основная масса населения от самой реформы не пострадала.

Хотя номинальная заработная плата осталась на прежнем уровне, цены в государственной торговле в связи с отменой карточной системы заметно выросли. Это означало снижение реальной заработной платы для граждан, которые пользовались достаточно низкими ценами на товары, которые им давались по карточкам. Поэтому для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов и аспирантов была сделана надбавка к заработной плате и стипендиям, названная в народе «хлебной надбавкой». К тому же курс государства на постепенное снижение цен компенсировал потери трудящихся.

В 1950 г. советский рубль был переведен с долларового на золотой паритет, что, несмотря на все затраты военного времени обеспечивалось достаточным запасом золота в казне. В 1953 г. этот запас составлял более 2000 тонн. Курс рубля в данный период был повышен по отношению к иностранной валюте, что вызывалось, правда, не столько экономическими, сколько политическими факторами.

Уголовное право. В послевоенный период (1945-1953 гг.) развитие советского уголовного законодательства шло в двух основных направлениях: 1) усиление ответственности за экономические преступления в условиях необходимости восстановления разрушенного хозяйства и 2) гуманизация уголовной политики, связанная с победой советского народа во второй мировой войне.

В рамках второго направления 7 июля 07 1945 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, в связи с победой над гитлеровской Германией[98]. От отбытия наказания освобождались осужденные, срок наказания которых не составлял 3 года, остальным осужденным срок сокращался в половину. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления, не применялась амнистия к лицам, неоднократно осужденным за растраты, кражи, грабежи и хулиганство.

Указ от 27 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее пожизненным заключением на 25 лет. Смертная казнь применялась лишь к шпионам, изменникам Родины, диверсантам[99].

Однако после окончания войны до смерти И.В. Сталина в СССР продолжались репрессии – «Ленинградское дело», «Дело врачей» и др. Впервые послевоенные годы состоялись судебные процессы по делу участников Русской освободительной армии генерала А.А. Власова, а также нацистских военных преступников и пособников оккупантов. Помимо действительных предателей были осуждены тысячи невиновных граждан, в том числе бывшие военнопленные, узники концлагерей. Продолжались акции по выселению людей в отдаленные районы страны по национальному признаку.

Несмотря на тяжелое экономическое положение в послевоенное время, советское правительство уделяло значительное внимание развитию науки и образования. В 1946–1950 гг. расходы на образование выросли в 1,5 раза, а на науку – в 2,5 раза. При этом упор делался на отрасли науки, которые работали на нужды военно-промышленного комплекса. В этой сфере продолжали функционировать конструкторские бюро («шарашки»), в которых трудились заключенные специалисты; открывается ряд НИИ. Вместе с активной работой внешней разведки это позволило СССР разрушить монополию США на обладание ядерным оружием к 1949 г. Одновременно с этим тяжелое положение складывается в отраслях науки, не связанных напрямую с военной промышленностью. Наиболее тяжелый удар приходится на кибернетику и генетику, которые были фактически запрещены. От идеологического диктата и нажима со стороны властей серьезно пострадали гуманитарные науки, литература и искусство. Определяющую роль в этом сыграла кампания по борьбе с «космополитизмом», развернутая после 1946 г. Отправной точкой новой серии политических процессов стало опубликованное в газете «Правда» Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» 14 августа 1946 г.. После опубликования указанного постановления под лозунгом противостояния «реакционной политике Запада» были подвергнуты репрессиям как отдельные деятели культуры (Д. Шостакович, А. Ахматова, М. Зощенко и др.), так и целые творческие коллективы (журналы «Звезда», «Ленинград» и пр.)[100] и др.

Государство делает попытку усилить борьбу с имущественными преступлениями, причем, теперь внимание обращается на охрану не только общественной, но и личной собственности. Указ от 4 апреля 1947 года установил повышенную уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества: кража, присвоение, растрата, иное хищение каралось заключением на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. По указу также устанавливалась ответственность за недонесение о готовящемся преступлении[101].

В кодексах были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им виды наказаний; произошла унификация состава данного преступления, что привело к возникновению трудностей и судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в июне 1947 г. — за разглашение государственной тайны и утерю документов, содержащих тайну[102]; в апреле 1948 г. — за изготовление и продажу самогона[103]; в январе 1949 г. — за изнасилование[104].

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии[105] была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и дисциплинарной. В 1954 г. отменена уголовная ответственность за производство абортов[106] (само запрещение абортов отменялось только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С января 1955 г. снижены уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливались исправительно-трудовые работы), которые выводились из-под действия июньского Указа 1947 г.

В мае 1961 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями»[107] (в том числе экономическими), вновь вводивший смертную казнь – расстрела: за хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах, за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, совершенные в виде промысла, а также в отношении особо опасных рецидивистов и лиц, осужденных за тяжкие преступления, терроризирующих в местах лишения свободы вставших на путь исправления заключенных или совершающих нападения на администрацию, или организующих с этой целью преступные группировки, или активно участвующих в таких группировках. Вводилась уголовная ответственность за приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов. В 1962 г. смертная казнь устанавливалась для лиц, осужденных за взяточничество.

В конце 50-х гг. была проведена кодификация уголовного законодательства. В результате в 1958 г. были изданы Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик[108], которые заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.

Новый общесоюзный закон определял, какие деяния в принципе являются преступными, и устанавливал подлежавшие применению наказания.

На содержании Основ отразилась тенденция к демократизации общественной жизни. В частности, в них сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Вместе с тем Основы увеличивали ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления. Они предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. В Основах был четко выражен принцип ответственности только за определенное деяние и принцип индивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица, совершившего преступление.

Новым положением являлась отмена института аналогии, т.е. осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренное в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное уголовным законом, действовавшим в момент совершения преступления. Сохранялся прежний принцип применения обратной силы: закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имел.

В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной допускалась высшая мера наказания – смертная казнь – расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Закон отменял ряд ранее существовавших видов наказания и среди них такую меру, как лишение избирательных прав. Основы повысили минимальный возраст возможного привлечения к уголовной ответственности до 16 лет. Вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы – 25 лет – Основы установили 10 лет, а за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов – 15 лет[109].

Предусматривалось, что условно-досрочное освобождение должно применяться только к тем осужденным, которые примерным поведением и честным отношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половины срока наказания. К лицам, осужденным за тяжкие преступления, условно- досрочное освобождение могло применяться по отбытии ими не менее 2/3 срока наказания. В отношении особо опасных рецидивистов применение этой меры не предусматривалось вообще.

Тогда же, в декабре 1958 г., Верховный Совет СССР принял законы «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Эти законы были приняты взамен аналогичных правовых актов 1927 г.

Общесоюзные уголовные законы стали базой для развития уголовного законодательства союзных республик. В соответствии с принципами и положениями, закрепленными в Основах уголовно го законодательства, разрабатывались уголовные кодексы союзных республик. В своих Общих частях они во многом воспроизводили Основы, однако в ряде случаев детализировали и развивали их. При этом степень конкретизации оказывалась различной. Больше всего она наблюдалась в УК Грузии и УК Эстонии. Сказалось влияние научных школ и правовых традиций[110].

В октябре 1960 г. Верховным Советом РСФСР был принят Уголовный кодекс[111], заменивший собой Кодекс 1926 г. Вслед за РСФСР такие кодексы были приняты и в других союзных республиках (1959-1961 гг.).

В связи с принятием Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в соответствии с Законом СССР от 11 февраля 1957 года «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и Законов СССР от 25 декабря 1958 года «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» и «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» Президиум Верховного Совета СССР постановил большинство ранее принятых Законов и Указов отменить[112]. Установить, что большинство вышеперечисленных законодательных актов СССР считаются утратившими силу на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с 1 января 1961 года, то есть с момента введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов республики.

Наиболее серьезные нововведения в Основы последовали в связи с обсуждением и принятием Конституции СССР 1977 г. Так, 8 февраля 1977 г. Основы уголовного законодательства пополнились новыми гуманными институтами: условным осуждением с обязательным привлечением к труду (ст. 232), отсрочкой исполнения приговора (ст. 391), условным освобождением из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 442).

С принятием третьей Конституции СССР в Основы вносятся изменения и дополнения, главным образом связанные со ст. 160 Основного закона. Текст этой статьи вошел полностью в ч. II ст. 3 Основ уголовного законодательства: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом». Поскольку окончательно виновность в преступлении определяет суд (органы следствия, как им и положено, делают это в предварительном порядке), в 1981 г. вносятся изменения в ст. 43 Основ «Освобождение от уголовной ответственности и наказания». Расширяется система видов освобождения от уголовной ответственности.

Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, а также новых республиканских УК. В декабре 1988 г. официальный текст проекта Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик был опубликован в «Известиях» для всенародного обсуждения. В течение двух лет с учетом поступивших замечаний и предложений проект дорабатывался в Верховном Совете СССР, его рабочих группах. В 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик были приняты Верховным Советом СССР в первом чтении, а 2 июля 1991 г. – во втором, однако, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик вследствие распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) в силу 1 июля 1992 г. не вступили.

Преследование за инакомыслие в период авторитарно-бюрократической системы прошлого решительно осуждается в 1990 г. в Указе Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов»[113]. Отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ - НКВД - МГБ в 30-50-х гг. по политическим делам. С целью укрепления судебной системы в процессе построения правового государства в 1989 г. принимается Закон «Об ответственности за неуважение к суду»[114].

С начала 90-х гг. стал осуществляться переход к рыночным отношениям в экономике, к многопартийности - в политике, к мировоззренческому плюрализму - в идеологии. Все это привело к небывалому росту экономической преступности (75 % – корыстной по удельному весу ко всей преступности). Как отмечалось на VII Съезде народных депутатов РСФСР (декабрь 1992 г.), фактически создавалась криминальная модель рынка[115]. Возникла острая необходимость принять новое уголовное законодательство.

Гражданское, семейное, земельное, трудовое право. В послевоенный период в сфере хозяйственного законодательства договор становится одним из важнейших рычагов управления. 21 апреля 1941 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором вновь закреплялась двойная система договоров: генеральные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные – между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали применяться прямые договоры. Обязательными элементами договора были следующие: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с 1941 г.

В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались отпуска и 8-и часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.

23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрациями предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.

Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по обеспечению заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

В 60-е годы определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической собственности в главный фактор экономической жизни страны. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.

Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременность поставки продукции.

8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.

Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.

В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.

В 1955-1958 г.г. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслей народного хозяйства.

В соответствии с принятыми решениями ХХ съезда КПСС, проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность работы сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.

Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.

Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дненный срок могло быть обжаловано в народном суде.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право, дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий Колхозы могли сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежала распределению по трудодням, выдаваемая колхозникам по окончании сельскохозяйственного года отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

Середина 60-х-середина 80-х годов. На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством. Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Ст. 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. В ст. 53 Конституции СССР устанавливалось: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях».

27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969-1970 г.г. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий. Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства.

Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст - 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года. Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка. К иностранцам и лицам без гражданства в брачных и семейных отношениях применялось советское законодательство наравне с советскими гражданами.

Закреплялось право на труд. Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. В Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла также следующие права в области трудовых отношений: на отдых охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но материальными гарантиями.

В 1966-1967 г.г. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. г были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР - в 1971 г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

Колхозное право. После войны сельское хозяйство находилось в особенно тяжелом положении. К разрушениям, вызванным войной, прибавились последствия сильной засухи 1946 г. на значительной территории европейской части СССР. Руководство страны неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского хозяйства. Принятые партийные, государственные и совместные акты по этому поводу определяли развитие колхозного права. Существенных изменений не было, однако многократно предпринимались попытки укрепить колхозы, навести в них порядок, повысить производительность труда.

19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьезные недостатки: разбазаривание общественных земель колхозов, неправильное назначение трудодней лицам, которые не занимались производительным трудом в артелях; отмечались факт нарушения демократических принципов управления колхозными делами. На основе этого постановления была проведена большая работа по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, по всемерному упрочению социалистической собственности. В период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества, растащенного как руководителями, так и самими колхозниками. Этим же постановлением для наблюдения за выполнением Устава сельскохозяйственной артели был учрежден Совет по делам колхозов при Правительстве Союза ССР.

Для поднятия урожайности, усиления ответственности МТС и колхозов за обеспечение доброкачественного выполнения всех сельскохозяйственных работ Совет Министров СССР утвердил 27 января 1948 г. типовой договор МТС с колхозами. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах» рекомендовало примерные нормы выработки и единые расценки в трудоднях, предусматривало планирование затрат трудодней, порядок оплаты труда колхозников и руководящего состава колхозов.

3 сентября 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление, рекомендовавшее колхозам сократить излишние должности административного и обслуживающего персонала[116], чтобы на их оплату расходовать не более 3-8 % общего числа выработанных трудодней в году.

Колхозное право уделяло большое внимание и рычагам морального стимулирования труда в колхозах. С 1947 по 1948 г. был принят ряд указов Президиума Верховного Совета СССР, содержавших конкретные показатели, за выполнение которых присваивали высокое звание Героя Социалистического Труда и предусматривалось награждение орденами и медалями.

В 1950 г. было решено провести укрупнение колхозов. Укрупненные колхозы становились, безусловно, более крепкими. Но укрупнение приводило порой к громоздкости артели, затрудняло управление ею, возникало дальноземелье, постепенно умирали мелкие селения, находившиеся вдали от центральной усадьбы. Если до объединения в начале 1950 г. было 255 314 колхозов, то к концу 1953 г. число их сократилось до 93 тыс. Постановление Совета Министров СССР от 17 июля 1950 г. «О мерах в связи с укрупнением мелких колхозов» регулировало вопросы землепользования, землеустройства, финансирования, возникших в ходе укрупнения колхозов. Постановление Совета Министров СССР от 26 апреля 1950 г. указывало, что изменение границ колхозных земель, их слияние и разукрупнение должны производиться лишь с согласия не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели[117].

В указанный период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации. В связи с этим Совет Министров СССР 3 февраля 1951 г. утвердил Положение о порядке строительства и эксплуатации межколхозных электроустановок.

Все эти мероприятия, конечно, отразились на послевоенном установлении сельского хозяйства, однако сколько-нибудь существенных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произошло, деревня по-прежнему не могла обеспечить город всем необходимым в достаточном объеме.

Модификация земельного и колхозного права, происходившая в 60-е годы, представляла собой составную часть мер, принимавшихся КПСС и Советским государством по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях, в частности, были расширены права колхозов. В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, которое предоставило колхозникам право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных, конкретных условий. Колхозы могли теперь сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве, решать вопросы о принятии в артель и исключении из нее[118].

Несколько раньше, в марте 1955 г., расширились права колхозов в области планирования. Они могли сеять любые культуры и содержать любые породы скота и в любом количестве. При планировании поставок сохранялся погектарный принцип. Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников, не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. было разрешено ежемесячное авансирование колхозников. Оно, как правило, проводилось в форме денежной оплаты. За более производительную работу устанавливалась дополнительная оплата.

В марте 1958 г. Верховным Советом СССР был принят Закон о реорганизации МТС. Необходимость осуществления подобной меры мотивировалась тем, что машинно-тракторные станции свои задачи выполнили. К концу 50-х гг. колхозы экономически окрепли, технически были лучше оснащены, имели свои квалифицированные кадры. Поэтому был осуществлен переход от производственно-технического обслуживания колхозников через МТС к свободной продаже колхозам тракторов и других машин. Колхозы получили собственную сельскохозяйственную технику и сами обрабатывали имеющуюся у них землю. Ремонт техники колхозов стал осуществляться по договорам с ремонтно-техническими станциями, а с 1961 г. – с местными отделениями объединения «Союзсельхозтехника».

Облегчилось положение колхозников, рабочих совхозов и всех граждан, имеющих приусадебные участки в сельской местности. Законом о сельхозналоге 1953 г. был резко сокращен объем обложения, введено погектарное исчисление, установлены многом не ленные льготы. Были сокращены также обязательные поставки сельхозпродукции отдельными гражданами, ведущими сельское хозяйство, а затем это обложение было вообще отменено. Все это создавало стимул для работы на приусадебном участке, дававшем дополнительную продукцию, как самому колхознику, так и дли свободной продажи на рынке.

Предпринятые меры способствовали некоторому подъему сельского хозяйства. Однако радикально преобразовать его не могли, поскольку они носили половинчатый и часто непоследовательный характер.

В октябре 1960 г. был принят Закон «Об охране природы в РСФСР», направленный на усиление охраны, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Аналогичные законы были приняты в других союзных республиках.

Развитие сельскохозяйственного права в 60-80 годы, как уже отмечалось, явилось продуктом сближения двух форм собственности. Это не означало, однако, что исчезла потребность в специальном правовом регулировании жизни и деятельности колхозов. Именно ему и было посвящено принятие в 1969 г. нового Примерного устава колхозников, утвержденного затем постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР[119].

В Устав были расширены права колхозников в распределении доходов, в планировании деятельности колхоза. Впрочем, планы хозяйственной деятельности были лимитированы государственными планами заготовок сельскохозяйственных продуктов.

Сближение колхозов с совхозами проявлялось в том, что допускалось создание совместных предприятий — государственно колхозных, это закреплялось и в Конституции.

В Уставе было предусмотрено право колхозов создавать подсобные предприятия и промыслы на основе использования своих трудовых ресурсов и местного сырья, но не и ущерб сельскохозяйственному производству, что позволяло занимать колхозников в свободное от сельскохозяйственных работ время и получать дополнительные доходы.

В Примерном уставе был закреплен и новый принцип оплаты труда колхозников, опробованный еще в предыдущий период, — ежемесячное авансирование членов колхоза в счет окончательного распределения доходов, производимого в конце хозяйственного года. Это особенно сближало статус колхозника с положением рабочего.

В предыдущий период, в конце его, делались попытки отвлечь колхозников от работы на приусадебном участке, с тем, чтобы они уделяли больше времени общественному производству. Новый Примерный устав гарантировал обеспечение колхозников приусадебными участками и подтверждал возможность разведения домашнего скота.

Важнейшее значение имело введение государственных пенсий для колхозников, также приравнивавшее их к рабочим и служащим. В Примерном уставе говорилось и о других социальных выплатах, в том числе о пособиях по беременности и родам. В 1978 г. пенсии колхозникам были повышены.

Укрупнение колхозов, произведенное в предыдущие периоды, привело к усложнению руководства ими и повысило роль бригады как важного подразделения артели. Собрания колхозников пришлось заменить собраниями уполномоченных от бригад, а в бригадах созывать свои собрания. При этом бригадиры стали выборными.

В 1983 г. партия разработала Продовольственную программу страны, предполагавшую ликвидацию дефицита сельхозпродуктов. Однако она так и не была выполнена, хотя в деревню бросили большие денежные и материальные ресурсы

Природоресурсное и экологическое право. Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский период проявились в следующем.

Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам.

В 20-х годах был принят ряд законов и декретов Правительства, включая: Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924 г.), декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.), декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» (1919 г.) и др.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то они находились в исключительной собственности государства. Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота. Природа и ее ресурсы в Советском государстве составляют естественную основу развития народного хозяйства, служат источником непрерывного роста материальных и культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа[120].

Советский общественный строй, плановое ведение хозяйства создавали возможность рационально использовать природные богатства Российской Федерации.

За годы советской власти в РСФСР проделана большая работа по организации охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов. Однако в деле охраны природы все еще имеются существенные недостатки.

За время строительства коммунизма в советский период в РСФСР усиливается вовлечение в хозяйственный оборот богатейших природных ресурсов нашей страны, существенно улучшается размещение производительных сил на ее территории. Это вызывает необходимость установления системы мероприятий, направленных на охрану, разумное использование и расширенное воспроизводство природных ресурсов. Сохранение природных богатств является одной из главных государственных задач и делом всего народа. В связи с этим возникла необходимость установления системы мероприятий, которые были направлены на охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов.

27 октября 1960 года был принят Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР»[121]. Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, но заметной роли в регулировании природопользования и охраны природы не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности за нарушение его положений.

Однако проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодательством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсного законодательства сложился в основном в период с 1970 по 1982г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР[122], Водный кодекс РСФСР[123], Кодекс РСФСР о недрах[124], Лесной кодекс РСФСР[125], Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха[126], Закон РСФСР об охране и использовании животного мира[127].

Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик[128] стали развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли права и законодательства, получив научное и официальное признание в качестве таковых. Однако в тот период и до сих пор не получило требуемого развития право о регулировании использования и охраны растительного мира вне лесов.

Основное внимание в природоресурсном законодательстве уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других природных ресурсов. За исключением Закона об охране атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались в нем фрагментарно, в общем виде. Это объясняется отчасти тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг., во время его разработки и принятия проблема охраны окружающей среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и к тому же не имела достаточной научной разработки.

С принятием в 1980 г. Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха»[129] в сферу правового регулирования были включены отношения по охране окружающей среды от физических и биологических воздействий.

В системе источников экологического права в этот период преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций. В то время не законы, а именно правительственные постановления определяли некоторые комплексные подходы к регулированию природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.

Забота об охране природы и лучшем использовании природных ресурсов на сессии Верховного Совета СССР в сентябре 1972 г была признана одной из важнейших государственных задач. Мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать Правительству СССР. Эти мероприятия были закреплены в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»[130]. Наряду с требованиями развития экологического нормирования, мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление предусмотрело необходимость обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов социального и экономического развития. План охраны природы, утвержденный соответствующим представительным органом, становился юридически обязательным.

Позже, 1 декабря 1978г. было принято другое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР – «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов»[131]. С учетом роли, которая отводилась планированию как одному из главных инструментов регулирования общественного развития, с целью его совершенствования постановление предусматривало новую форму предпланового документа – территориальных комплексных схем охраны природы.

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х годов в ЦК КПСС и Правительстве СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись:

- слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

- несовершенная организация государственного управления в этой сфере;

- «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности;

- отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения.

7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»[132].

В нем содержались существенные директивы. Основные из них:

1) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы (на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств, которые дублировали друг друга);

2) совершенствование механизмов, обеспечивающих эффективное использование и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);

3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Если не считать Закона «Об охране природы в РСФСР», правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как интегрированного объекта осуществлялось главным образом в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды – эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды.

Эти директивы предстояло выполнять уже в новых политических и социально-экономических условиях и фактически в новом государстве.

ГЛАВА XVI

Наши рекомендации