Внешняя политика: Россия в поисках

Союзников

Поражение России в Крымской войне (1853-1856) опреде­лило на несколько десятилетий вперед новую расстановку сил в Европе, фактически превратило ее в младшего партнера ведущих европейских держав, ухудшило геополитическое положение на южных морских границах. В этих условиях главные стратеги­ческие цели российской внешней политики заключались в вос­становлении статуса России как великой европейской державы, преодолении дипломатической изоляции, в которую она попала накануне Крымской войны, отмене статей Парижского договора (1856) о нейтрализации Черного моря, усилении активности в среднеазиатском регионе. Европейское направление оставалось главным во внешней политике России, поскольку именно в Европе находились жизненно важные центры империи.

В 1860-1870 гг. главной задачей российской дипломатии была отмена статей Парижского мирного договора, наиболее тяжелым условием которого было запрещение держать военный флот на Черном море, что делало беззащитными южные мор­ские границы страны, препятствовало развитию юга европейской части, тормозило развитие торговли. Эту задачу можно было решить, только преодолев международную изоляцию России, обретая надежных союзников в Европе.

Убедившись в упорном противодействии Франции всем попыткам российской дипломатии добиться отмены ограничи­тельных статей Парижского договора, Россия стала ориентиро­ваться на союз с Пруссией. В 1863 г. была заключена военная

конвенция с этим государством, которая Облегчила царскому правительству борьбу с восстанием в Польше. В свою очередь Россия стала активно поддерживать стремление прусского канц­лера Бисмарка к объединению германских земель. Эта позиция России помогла Пруссии одержать победу в войнах с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870-1871). В ответ на это Пруссия поддержала Россию в вопросе об отмене решения о нейтрализации Черного моря. На Лондонской конференции держав, подписавших Парижский трактат (январь-март 1871 г.), была принята конвенция о его денонсации.- Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить военные арсеналы на его берегах. Это была большая победа российской дипломатии, но достигнута она была очень дорогой ценой. Александру II и его окружению не хватило дальновидности в оценке того, к каким последствиям может привести образование Германской империи (провозглашено в Версале в 1871 г.), мощного милитаризованного государства в опасной близости от границ России, предвидения, что Фран­кфуртский договор (1871), перекроивший границы в центре Европы, чреват политической нестабильностью, создает новый очаг напряженности, который впоследствии сыграет роковую роль в возникновении Первой мировой войны.

Завершение многолетней Кавказской войны (в 1859 г. в ауле Гуниб был пленен Шамиль, в 1864 г. закончен процесс покорения Западного Кавказа) актуализировало среднеазиатское направление внешней политики России. В ее правящих кругах господствовало убеждение, что продвижение в этом направлении позволит усилить экономические и торговые связи со странами Востока, столь важными для российской экономики, поможет восстановить военный престиж страны, создать условия для нажима на своего основного соперника — Великобританию. К этому времени в состав империи вошли народы Северного Ка­захстана, и она оказалась в непосредственном соседстве с тремя враждовавшими среднеазиатскими государствами Бухарским эмиратом, Кокандским и Хивинским ханствами. Планомерное военное наступление на эти государства началось в 1864 г. Правители Бухарского эмирата и Хивинского ханства, потерпев ряд военных поражений, были вынуждены признать вассальную зависимость от России (1868 и 1873 гг.). Кокандское ханство

было разгромлено, а его территория включена в состав Туркес­танского генерал-губернаторства.

Вряд ли можно дать однозначную оценку действий России в этом регионе. Процесс завоевания Средней Азии сопровож­дался кровопролитными войнами, разорением значительных территорий, нарушением естественно-исторического развития коренных народов. Но эти небольшие государства являлись сферой интересов могущественных держав. Наряду с Россией на территории этих стран претендовала Англия. И в этой ситуации они вряд ли могли сохранить свою независимость.

Дальний Восток в этот период занимал периферийное место во внешнеэкономических планах российского государства. Коло­низация региона шла медленно. Огромные расстояния, которые отделяли русскую Аляску от основных административных и экономических центров России, отсутствие железнодорожного сообщения делали экономически убыточной эксплуатацию ее природных богатств. Учитывая это обстоятельство и желая укрепить свои отношения с США в сложных условиях внешне­политической изоляции, российское правительство уступило Аляску за 7 млн 200 тыс. долларов (договор подписан 18 (30) марта 1867 г. в Вашингтоне).

После успешных мирных переговоров с Китаем о присо­единении к России Уссурийского края (Пекинский договор от 2 ноября 1860 г.) возросло значение острова Сахалин для этих дальневосточных территорий. С 1855 г. он являлся совместным владением России и Японии. По договору 1875 г. весь Сахалин признавался собственностью России, в обмен Россия уступала Японии северные острова Курильской гряды.

Во второй половине 70-х гг. усугубляется кризис Осман­ской империи, усиливается освободительное движение на Балканах, которое турецкое правительство пыталось подавить, действуя самыми варварскими методами. Это вызвало взрыв негодования в России, общественность которой традиционно питала симпатии к единоверным славянским народам этого региона и требовала от правительства принятия решительных мер против Турции. Когда дипломатическое давление не дало результатов, Александр II 12 апреля 1877 г. издал Манифест о начале войны с Турцией.

Эта война, потребовавшая от России огромного напряжения и больших человеческих жертв, закончилась ее победой. 19

февраля 1878 г. в Сан-Стефано под Константинополем был подписан мирный договор с Турцией, соответствовавший ито­гам войны и интересам России, по которому Турция признала независимость Сербии, Черногории и Румынии, передавала России Южную Бессарабию и крепости Каре, Ардаган и Батум, Болгария становилась автономным княжеством.

Но резкое усиление России на Ближнем Востоке противо­речило интересам ряда европейских держав. Англия ввела свой флот в Мраморное море, Австро-Венгрия провела частичную мобилизацию армии. Россия не решилась на новую войну с мощной коалицией европейских государств и под военным и дипломатическим давлением этих стран была вынуждена согла­ситься на созыв общеевропейского конгресса, который должен был решить вопрос о послевоенном устройстве Балкан. На Бер­линском конгрессе (1878), на котором Россия вновь оказалась в изоляции (Германия также заняла антироссийскую позицию), был серьезно урезан Сан-Стефанский мирный договор: Турции возвращалась часть территории, в том числе крепость Баязет, сумма контрибуции сокращалась в 4,5 раза.

В судьбах ряда славянских народов Балканского полуострова эта война сыграла значительную роль. Однако для России ее последствия были неоднозначными. Военные победы и тер­риториальные приобретения повысили военно-политический престиж страны и улучшили ее геополитическое положение на южных рубежах. Но эта война дестабилизировала финансовую систему государства, сорвала важную для ее экономики денеж­но-валютную реформу. Ее дипломатические итоги, вызвавшие разочарование и раздражение российской общественности, стали дополнительным фактором усиления социально-поли­тического напряжения в стране. Надежды правительства на то, что победоносная война повысит престиж верховной власти, не оправдались.

В 80-е — начале'90-х гг. внешнеполитическая ориентация России заметно меняется. Значительное усиление милитарист­ски настроенной Германской империи начинает восприниматься российскими правящими кругами как серьезная угроза инте­ресам страны. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключили Тройственный союз, направленный прежде всего против Франции, но опасный и для России. Эти обстоятельства заставили правительство Александра III вновь идти на сближе­-

ние с Францией, которая стремилась к пересмотру результатов проигранной войны с Германией и опасалась нового нападения. Россия и Франция заключили военную конвенцию (1894), по которой обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения Германии и ее союзников. Этим было поло­жено начало формированию новой коалиции в Европе (Антанте), противостоящей Тройственному союзу.

Подводя итоги внешнеполитической деятельности рос­сийского правительства во второй половине XIX в., следует отметить, что ее основные цели были достигнуты. В результате территориальных приобретений на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке было закончено политическое объеди­нение евразийской равнины. Российская империя охватывала огромные пространства от Белого моря и Вислы на западе до берегов Тихого океана на востоке, от берегов Северного Ледовитого океана до границ Персии и Афганистана на юге. Вместе с тем позиция российской дипломатии была одним из факторов, способствовавших возникновению опасного очага напряженности на европейском континенте (объединенная Германия и ее союзники). Изменилась внешнеполитическая ориентация страны: от сближения с Пруссией (Германией) как основным стратегическим союзником в 60-70-е гг. к союзу с Францией в 90-е. С такими внешнеполитическими итогами Россия вступила в XX в.

* * *

Реформы 60-х — начала 70-х гг. XIX в. положили начало модернизации всех сфер общественной жизни, в результате их осуществления был сделан заметный шаг по пути превращения страны в индустриально-аграрную державу, правовое граждан­ское общество. Вместе с тем особенности модернизации России в значительной мере коренились в том, что эти преобразова­ния инициировались и проводились самодержавной властью, реликтом того социального строя и традиционного уклада, который подвергался трансформации. Этим объясняются непос­ледовательность этого процесса, его зигзагообразный характер, безнадежные попытки приспособить современные институты и учреждения к отжившей свой век политической надстройке.

В странах Запада цикл буржуазных революций ХУН-ХГХ вв. обеспечил решительный слом феодальных отношений и структур. В России в процессе реформирования, проведен­ного «сверху», были сохранены многочисленные пережитки традиционного общества: крупное помещичье землевладение, средневековая крестьянская община, сословная структура со­циума, доминирующая роль дворянства в политической жизни страны. По мере утверждения новых общественных отношений и структур, подрывавших экономические, социальные и ду­ховные основы традиционной власти, усиления трудностей и противоречий в процессе обновления общества, самодержавие утрачивало реформаторский импульс, более того, превращалось в тормоз дальнейших преобразований.

Слабость активных социальных и политических сил, высту­павших «сверху и снизу» инициаторами процесса модернизации, их разобщенность сделали возможным не только отказ верхов от дальнейшего развития либеральных реформ, проводимых правительством Александра II, но и проведение в 80-х — начале 90-х гг. серии контрреформ, которые стали серьезным препят­ствием на пути мирной трансформации общества. Обострявший­ся конфликт ценностей традиционной крестьянской культуры с либерально-индивидуалистическими установками процесса модернизации страны в условиях ухудшения условий жизни основной массы крестьянства усиливал социальную напряжен­ность в обществе, обострял другие противоречия и конфликты (классовые, национальные, демографические). Страна шла навстречу революционным потрясениям начала XX в.

Наши рекомендации