Внешняя политика: Россия в поисках
Союзников
Поражение России в Крымской войне (1853-1856) определило на несколько десятилетий вперед новую расстановку сил в Европе, фактически превратило ее в младшего партнера ведущих европейских держав, ухудшило геополитическое положение на южных морских границах. В этих условиях главные стратегические цели российской внешней политики заключались в восстановлении статуса России как великой европейской державы, преодолении дипломатической изоляции, в которую она попала накануне Крымской войны, отмене статей Парижского договора (1856) о нейтрализации Черного моря, усилении активности в среднеазиатском регионе. Европейское направление оставалось главным во внешней политике России, поскольку именно в Европе находились жизненно важные центры империи.
В 1860-1870 гг. главной задачей российской дипломатии была отмена статей Парижского мирного договора, наиболее тяжелым условием которого было запрещение держать военный флот на Черном море, что делало беззащитными южные морские границы страны, препятствовало развитию юга европейской части, тормозило развитие торговли. Эту задачу можно было решить, только преодолев международную изоляцию России, обретая надежных союзников в Европе.
Убедившись в упорном противодействии Франции всем попыткам российской дипломатии добиться отмены ограничительных статей Парижского договора, Россия стала ориентироваться на союз с Пруссией. В 1863 г. была заключена военная
конвенция с этим государством, которая Облегчила царскому правительству борьбу с восстанием в Польше. В свою очередь Россия стала активно поддерживать стремление прусского канцлера Бисмарка к объединению германских земель. Эта позиция России помогла Пруссии одержать победу в войнах с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870-1871). В ответ на это Пруссия поддержала Россию в вопросе об отмене решения о нейтрализации Черного моря. На Лондонской конференции держав, подписавших Парижский трактат (январь-март 1871 г.), была принята конвенция о его денонсации.- Россия добилась отмены запрета держать военный флот на Черном море и строить военные арсеналы на его берегах. Это была большая победа российской дипломатии, но достигнута она была очень дорогой ценой. Александру II и его окружению не хватило дальновидности в оценке того, к каким последствиям может привести образование Германской империи (провозглашено в Версале в 1871 г.), мощного милитаризованного государства в опасной близости от границ России, предвидения, что Франкфуртский договор (1871), перекроивший границы в центре Европы, чреват политической нестабильностью, создает новый очаг напряженности, который впоследствии сыграет роковую роль в возникновении Первой мировой войны.
Завершение многолетней Кавказской войны (в 1859 г. в ауле Гуниб был пленен Шамиль, в 1864 г. закончен процесс покорения Западного Кавказа) актуализировало среднеазиатское направление внешней политики России. В ее правящих кругах господствовало убеждение, что продвижение в этом направлении позволит усилить экономические и торговые связи со странами Востока, столь важными для российской экономики, поможет восстановить военный престиж страны, создать условия для нажима на своего основного соперника — Великобританию. К этому времени в состав империи вошли народы Северного Казахстана, и она оказалась в непосредственном соседстве с тремя враждовавшими среднеазиатскими государствами Бухарским эмиратом, Кокандским и Хивинским ханствами. Планомерное военное наступление на эти государства началось в 1864 г. Правители Бухарского эмирата и Хивинского ханства, потерпев ряд военных поражений, были вынуждены признать вассальную зависимость от России (1868 и 1873 гг.). Кокандское ханство
было разгромлено, а его территория включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
Вряд ли можно дать однозначную оценку действий России в этом регионе. Процесс завоевания Средней Азии сопровождался кровопролитными войнами, разорением значительных территорий, нарушением естественно-исторического развития коренных народов. Но эти небольшие государства являлись сферой интересов могущественных держав. Наряду с Россией на территории этих стран претендовала Англия. И в этой ситуации они вряд ли могли сохранить свою независимость.
Дальний Восток в этот период занимал периферийное место во внешнеэкономических планах российского государства. Колонизация региона шла медленно. Огромные расстояния, которые отделяли русскую Аляску от основных административных и экономических центров России, отсутствие железнодорожного сообщения делали экономически убыточной эксплуатацию ее природных богатств. Учитывая это обстоятельство и желая укрепить свои отношения с США в сложных условиях внешнеполитической изоляции, российское правительство уступило Аляску за 7 млн 200 тыс. долларов (договор подписан 18 (30) марта 1867 г. в Вашингтоне).
После успешных мирных переговоров с Китаем о присоединении к России Уссурийского края (Пекинский договор от 2 ноября 1860 г.) возросло значение острова Сахалин для этих дальневосточных территорий. С 1855 г. он являлся совместным владением России и Японии. По договору 1875 г. весь Сахалин признавался собственностью России, в обмен Россия уступала Японии северные острова Курильской гряды.
Во второй половине 70-х гг. усугубляется кризис Османской империи, усиливается освободительное движение на Балканах, которое турецкое правительство пыталось подавить, действуя самыми варварскими методами. Это вызвало взрыв негодования в России, общественность которой традиционно питала симпатии к единоверным славянским народам этого региона и требовала от правительства принятия решительных мер против Турции. Когда дипломатическое давление не дало результатов, Александр II 12 апреля 1877 г. издал Манифест о начале войны с Турцией.
Эта война, потребовавшая от России огромного напряжения и больших человеческих жертв, закончилась ее победой. 19
февраля 1878 г. в Сан-Стефано под Константинополем был подписан мирный договор с Турцией, соответствовавший итогам войны и интересам России, по которому Турция признала независимость Сербии, Черногории и Румынии, передавала России Южную Бессарабию и крепости Каре, Ардаган и Батум, Болгария становилась автономным княжеством.
Но резкое усиление России на Ближнем Востоке противоречило интересам ряда европейских держав. Англия ввела свой флот в Мраморное море, Австро-Венгрия провела частичную мобилизацию армии. Россия не решилась на новую войну с мощной коалицией европейских государств и под военным и дипломатическим давлением этих стран была вынуждена согласиться на созыв общеевропейского конгресса, который должен был решить вопрос о послевоенном устройстве Балкан. На Берлинском конгрессе (1878), на котором Россия вновь оказалась в изоляции (Германия также заняла антироссийскую позицию), был серьезно урезан Сан-Стефанский мирный договор: Турции возвращалась часть территории, в том числе крепость Баязет, сумма контрибуции сокращалась в 4,5 раза.
В судьбах ряда славянских народов Балканского полуострова эта война сыграла значительную роль. Однако для России ее последствия были неоднозначными. Военные победы и территориальные приобретения повысили военно-политический престиж страны и улучшили ее геополитическое положение на южных рубежах. Но эта война дестабилизировала финансовую систему государства, сорвала важную для ее экономики денежно-валютную реформу. Ее дипломатические итоги, вызвавшие разочарование и раздражение российской общественности, стали дополнительным фактором усиления социально-политического напряжения в стране. Надежды правительства на то, что победоносная война повысит престиж верховной власти, не оправдались.
В 80-е — начале'90-х гг. внешнеполитическая ориентация России заметно меняется. Значительное усиление милитаристски настроенной Германской империи начинает восприниматься российскими правящими кругами как серьезная угроза интересам страны. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключили Тройственный союз, направленный прежде всего против Франции, но опасный и для России. Эти обстоятельства заставили правительство Александра III вновь идти на сближе-
ние с Францией, которая стремилась к пересмотру результатов проигранной войны с Германией и опасалась нового нападения. Россия и Франция заключили военную конвенцию (1894), по которой обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения Германии и ее союзников. Этим было положено начало формированию новой коалиции в Европе (Антанте), противостоящей Тройственному союзу.
Подводя итоги внешнеполитической деятельности российского правительства во второй половине XIX в., следует отметить, что ее основные цели были достигнуты. В результате территориальных приобретений на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке было закончено политическое объединение евразийской равнины. Российская империя охватывала огромные пространства от Белого моря и Вислы на западе до берегов Тихого океана на востоке, от берегов Северного Ледовитого океана до границ Персии и Афганистана на юге. Вместе с тем позиция российской дипломатии была одним из факторов, способствовавших возникновению опасного очага напряженности на европейском континенте (объединенная Германия и ее союзники). Изменилась внешнеполитическая ориентация страны: от сближения с Пруссией (Германией) как основным стратегическим союзником в 60-70-е гг. к союзу с Францией в 90-е. С такими внешнеполитическими итогами Россия вступила в XX в.
* * *
Реформы 60-х — начала 70-х гг. XIX в. положили начало модернизации всех сфер общественной жизни, в результате их осуществления был сделан заметный шаг по пути превращения страны в индустриально-аграрную державу, правовое гражданское общество. Вместе с тем особенности модернизации России в значительной мере коренились в том, что эти преобразования инициировались и проводились самодержавной властью, реликтом того социального строя и традиционного уклада, который подвергался трансформации. Этим объясняются непоследовательность этого процесса, его зигзагообразный характер, безнадежные попытки приспособить современные институты и учреждения к отжившей свой век политической надстройке.
В странах Запада цикл буржуазных революций ХУН-ХГХ вв. обеспечил решительный слом феодальных отношений и структур. В России в процессе реформирования, проведенного «сверху», были сохранены многочисленные пережитки традиционного общества: крупное помещичье землевладение, средневековая крестьянская община, сословная структура социума, доминирующая роль дворянства в политической жизни страны. По мере утверждения новых общественных отношений и структур, подрывавших экономические, социальные и духовные основы традиционной власти, усиления трудностей и противоречий в процессе обновления общества, самодержавие утрачивало реформаторский импульс, более того, превращалось в тормоз дальнейших преобразований.
Слабость активных социальных и политических сил, выступавших «сверху и снизу» инициаторами процесса модернизации, их разобщенность сделали возможным не только отказ верхов от дальнейшего развития либеральных реформ, проводимых правительством Александра II, но и проведение в 80-х — начале 90-х гг. серии контрреформ, которые стали серьезным препятствием на пути мирной трансформации общества. Обострявшийся конфликт ценностей традиционной крестьянской культуры с либерально-индивидуалистическими установками процесса модернизации страны в условиях ухудшения условий жизни основной массы крестьянства усиливал социальную напряженность в обществе, обострял другие противоречия и конфликты (классовые, национальные, демографические). Страна шла навстречу революционным потрясениям начала XX в.