Тема 22. Оформление конституционной монархии в России.
Цель занятия: проанализировать процесс оформления конституционной монархии в России.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Государственно-политический кризис 1904-1905 гг.
2. Революция 1905-1917 гг. и её результаты.
3. Государственные акты переходного времени.
4. Государственная Дума в России.
5. Правовая политика времени правительственной реакции.
6. Уголовное и административное законодательство.
Хрестоматийный материал
Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М. 2004 г.
Дополнительная литература
Скрипилев Е.А Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982 г.
Рогов В.А. Уголовное законодательство Временного правительства. М.1986 г.
Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.
Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.
Практические задания
Задание 1. Прочтите отрывок из императорского указа и укажите, проведение каких преобразований предусматривалось этимдокументом.
«Манифестом нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков их мирского надела...»
1) введение военных поселений по проекту А. А. Аракчеева;
2) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева;
3) Столыпинская аграрная реформа;
4) социализация земли по проекту партии эсеров.
Задание 2.В этом задании Вам предстоит разделить исторический процесс на периоды. Выполнения это задание, вспомните правила периодизации:
· деление должно быть непрерывным: конец одного периода должен означать начало следующего
· деление должно проводиться по одному критерию
· ниже приведены события, относящиеся к некому историческому процессу, и их краткая характеристика:
январь1905 – «Кровавое воскресенье»: начало массовых антиправительственных выступлений;
весна–лето 1905 – расширение рабочего и крестьянского движения, восстания в армии и на флоте;
октябрь 1905 – Всероссийская политическая стачка и Манифест 17 Октября: установление равновесия сил;
9 декабря 1905 – попытки углубления революции: вооруженное восстание в Москве;
18 декабря 1905 – подавление вооруженного восстания;
27 апреля 1906 – созыв I Государственной думы, ее конфликт с правительством;
8 июля1906 – разгон I Государственной думы;
20 февраля 1907 – созыв II Государственной думы, ее конфликт с правительством;
3 июня 1907 – разгон II Государственной думы и третьеиюньский государственный переворот:
Если признать эти события главными, определяющими содержание этого процесса, а их характеристику исчерпывающей, то:
1. Какое название наиболее точно отразит содержание данного процесса?
1) подъем массового движения
2) складывание предпосылок революции
3) становление российского парламентаризма
4) развитие революционного процесса
5) возникновение социально-политических противоречий в российском обществе
2. Какие периоды в нем можно выделить в данном процессе?
1) январь 1905 – октябрь 1905; октябрь 1905 – 18 декабря 1905;
18 декабря 1905 –3 июня 1907;
2) январь 1905 – октябрь 1905; октябрь 1905 – 20 февраля 1906; 20 февраля 1906 – 3 июня 1907;
3) январь 1905 – весна-лето 1905; октябрь 1905 – 3 июня 1907;
4) январь 1905 – 3 июня 1907;
5) январь 1905 – 9 декабря 1905; 27 апреля 1906 – 3 июня 1907.
3. Что можно избрать в качестве критерия периодизации (если не один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)?
1) степень зрелости объективных и субъективных предпосылок;
2) формы политической организации масс;
3) степень остроты социально-политических противоречий;
4) направление развития революционного процесса;
5) степень организованности противостоящих сил;
4. Как, в соответствии с избранным критерием, могут называться выделенные периоды?
1) назревание предпосылок революции – начало революции – конец революции;
2) пролетарский период – рабоче-крестьянский период;
3) подъем революции – высшая точка революции – спад революции;
4) дворянский период (кружковой) – разночинский период (партийный);
5) Петроградский период – общероссийский период – московский период.
Вопросы для самоконтроля:
1. Укажите предпосылки государственно-политического кризиса 1904-1905 гг.
2. Укажите предпосылки революции 1905-1917 гг. и её результаты.
3. Какие государственные акты переходного времени вам известны?
4.Укажите особенности правовой политики времени правительственной реакции?
5. Можно ли рассматривать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года в качестве первой российской конституции?
Темы рефератов:
Государственно-политический кризис 1904-1905 гг.
Революция 1905-1917 гг. и её результаты.
Государственные акты переходного времени.
Государственная Дума в России.
Правовая политика времени правительственной реакции.
Уголовное и административное законодательство.
Основные понятия, которые необходимо уяснить:
Государственная Дума, Совет министров, казенные земли.