Тема 22. Оформление конституционной монархии в России.

Цель занятия: проанализировать процесс оформления конституционной монархии в России.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Государственно-политический кризис 1904-1905 гг.

2. Революция 1905-1917 гг. и её результаты.

3. Государственные акты переходного времени.

4. Государственная Дума в России.

5. Правовая политика времени правительственной реакции.

6. Уголовное и административное законодательство.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М. 2004 г.

Дополнительная литература

Скрипилев Е.А Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982 г.

Рогов В.А. Уголовное законодательство Временного правительства. М.1986 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание 1. Прочтите отрывок из императорского указа и укажите, проведение каких преобразований предусматривалось этимдокументом.

«Манифестом нашим от 3 ноября 1905 г. взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходя­щих к личному владению, участков их мирского надела...»

1) введение военных поселений по проекту А. А. Аракчеева;

2) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева;

3) Столыпинская аграрная реформа;

4) социализация земли по проекту партии эсеров.

Задание 2.В этом задании Вам предстоит разделить исторический процесс на периоды. Выполнения это задание, вспомните правила периодизации:

· деление должно быть непрерывным: конец одного периода должен означать начало следующего

· деление должно проводиться по одному критерию

· ниже приведены события, относящиеся к некому историческому процессу, и их краткая характеристика:

январь1905 – «Кровавое воскресенье»: начало массовых антиправительственных выступлений;

весна–лето 1905 – расширение рабочего и крестьянского движения, восстания в армии и на флоте;

октябрь 1905 – Всероссийская политическая стачка и Манифест 17 Октября: установление равновесия сил;

9 декабря 1905 – попытки углубления революции: вооруженное восстание в Москве;

18 декабря 1905 – подавление вооруженного восстания;

27 апреля 1906 – созыв I Государственной думы, ее конфликт с правительством;

8 июля1906 – разгон I Государственной думы;

20 февраля 1907 – созыв II Государственной думы, ее конфликт с правительством;

3 июня 1907 – разгон II Государственной думы и третьеиюньский государственный переворот:

Если признать эти события главными, определяющими содержание этого процесса, а их характеристику исчерпывающей, то:

1. Какое название наиболее точно отразит содержание данного процесса?

1) подъем массового движения

2) складывание предпосылок революции

3) становление российского парламентаризма

4) развитие революционного процесса

5) возникновение социально-политических противоречий в российском обществе

2. Какие периоды в нем можно выделить в данном процессе?

1) январь 1905 – октябрь 1905; октябрь 1905 – 18 декабря 1905;

18 декабря 1905 –3 июня 1907;

2) январь 1905 – октябрь 1905; октябрь 1905 – 20 февраля 1906; 20 февраля 1906 – 3 июня 1907;

3) январь 1905 – весна-лето 1905; октябрь 1905 – 3 июня 1907;

4) январь 1905 – 3 июня 1907;

5) январь 1905 – 9 декабря 1905; 27 апреля 1906 – 3 июня 1907.

3. Что можно избрать в качестве критерия периодизации (если не один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)?

1) степень зрелости объективных и субъективных предпосылок;

2) формы политической организации масс;

3) степень остроты социально-политических противоречий;

4) направление развития революционного процесса;

5) степень организованности противостоящих сил;

4. Как, в соответствии с избранным критерием, могут называться выделенные периоды?

1) назревание предпосылок революции – начало революции – конец революции;

2) пролетарский период – рабоче-крестьянский период;

3) подъем революции – высшая точка революции – спад революции;

4) дворянский период (кружковой) – разночинский период (партийный);

5) Петроградский период – общероссийский период – московский период.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите предпосылки государственно-политического кризиса 1904-1905 гг.

2. Укажите предпосылки революции 1905-1917 гг. и её результаты.

3. Какие государственные акты переходного времени вам известны?

4.Укажите особенности правовой политики времени правительственной реакции?

5. Можно ли рассматривать Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года в качестве первой российской конституции?

Темы рефератов:

Государственно-политический кризис 1904-1905 гг.

Революция 1905-1917 гг. и её результаты.

Государственные акты переходного времени.

Государственная Дума в России.

Правовая политика времени правительственной реакции.

Уголовное и административное законодательство.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

Государственная Дума, Совет министров, казенные земли.

Наши рекомендации