Теория сглаживания налогов
Отправным пунктом при ответе на эти вопросы является нормативная теория государственного долга, известная как теория «сглаживания налогов» (Barro, 1979). Принцип сглаживания налогов достаточно прост, и вместе с тем он обладает весьма мощным эффектом. Бюджетный дефицит и активное сальдо должны быть использованы для минимизации искажающих отклонений в налогообложении, возникающих по отдельным статьям правительственных расходов. При этом подразумевается, что ставки налогообложения сохраняются приблизительно на одном и том же уровне, и бюджетный дефицит (или активное сальдо) используется как своего рода амортизатор для компенсации расхождений между временными колебаниями размера налоговых поступлений, вызванных колебаниями доходов, и расходами. Такая картина бюджетного дефицита особенно явственно наблюдается в периоды экономических спадов и во времена исключительно высоких (временных) расходов, например в военное время.
Важно подчеркнуть, что теория сглаживания налогов достаточно глубоко объясняет долгосрочные тенденции в развитии государственного долга Соединенных Штатов и Великобритании. Тем не менее, она не может дать ответы на два вопроса, поставленные выше. Особенно беспомощной теория сглаживания налогов оказывается при попытке дать ответ на второй вопрос. Очень трудно, если не невозможно, объяснить большие различия во внешнем долге разных стран, основываясь исключительно на логике доказательств, приводимых на базе этой теории.
При наличии безукоризненно налаженной информационной службы сглаживание налогов может минимизировать долгосрочные затраты в ходе проведения адаптационной налоговой политики. Политэкономические подходы, имеющие целью обоснование позитивных моделей, направляющих стратегическое поведение, отходят от теории сглаживания налогов. Они указывают на то, что в этой теории не принимаются во внимание возможные последствия недостоверной информации, социальные проблемы и институциональные процессы, которые выходят за рамки чисто экономических факторов, составляющих исключительную сферу интересов модели сглаживания налогов. Мы остановимся на следующих четырех подходах, по-разному учитывающих как несимметричную информацию, так и проблемы коллективного действия: (I) концепция «фискальной иллюзии»; (II) модель перераспределения государственного долга между поколениями; (III) модели политического конфликта и нестабильности; (IV) исследование институциональных процессов.
Концепция «фискальной иллюзии»
Школа «общественного выбора» Дж. Бьюкенена, Г. Таллока и их коллег положила в основу своих моделей бюджетного дефицита понятие «фискальной иллюзии» (Buchanan, Wagner, 1977; Buchanan, Rowley, Tollison, 1986). Ее суть сводится к тому, что избиратели склонны переоценивать преимущества, получаемые от текущих расходов, и недооценивать бремя будущего налогообложения. Они считают, что сложности сведения бюджета правительства их не касаются. Используя эту распространенную иллюзию, беспринципные политики завышают уровень расходов по отношению к получаемым от налогообложения доходам. Тем не менее, теория «фискальной иллюзии» не дает ответа ни на один из двух приведенных выше вопросов. В соответствии с этой теорией, бюджет любой демократической системы в любое время может оказаться дефицитным. Однако это противоречит опыту. Более того, теория «фискальной иллюзии» неубедительна еще и потому, что она в значительной степени опирается на специфические формы иррационального поведения избирателей, на те или иные их пристрастия. Последние политэкономические исследования проблемы бюджетного дефицита, как и современная политическая экономия в целом, придерживаются стандартных положений теории «рационального выбора».