Неокантианские концепции права...
23.7. Неокантианские концепции права. Рудольф Штаммлер
Штаммлер Рудольф(1856-1938) — немецкий философ права, представитель неокантианской теории права.
Эпоха. Во второй половине XIX в. немецкий философ О. Либман (1840-1912) провозгласил лозунг «Назад к Канту!». С этим временем (1865 г.) связывают начало неокантианской философии. Сложились две школы неокантианства — марбургская (Г. Коген, П. Наторп и др.) и фрайбургская (В. Виндельбанд и Г. Риккерт). Идеи марбургской школы нашли свое воплощение в трудах Рудольфа Штаммлера.
Биография. Профессор гражданского права: с 1885 г. — университета в Галле, с 1916 г. — университета в Берлине.
Логическое основание политико-правового учения: Неокантианство — развитие теории познания и теории морали Иммануила Канта применительно к пониманию права.
Вслед за Кантом Штаммлер полагал, что понятие права нельзя вывести из разрозненных фактов правовой действительности методом индукции: «Понятие права не может быть установлено на основании наблюдения над отдельными случаями права». Право следует понимать как логическую данность, т.е. «общезначимые условия» общественной жизни людей.
Р. Штаммлер применил телеологический подход к пониманию права.
Телеология (от греч. telos — цель и logos — слово) — учение о целесообразности человеческой деятельности.
Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Учение о правильном праве» (1902); «Сущность и задачи права и правоведения» (1906); «Теория правоведения» (1911); «Учебник философии права» (1922).
Содержание политико-правового учения. Штаммлер критикует К. Маркса за материалистическое понимание истории, в основе которого лежит причинное объяснение социальных явлений. Так, в работе «К критике политической экономии. Предисловие» (1859) К. Маркс сформулировал закон, согласно которому изменения в производственных отношениях (экономическом базисе) влекут за собой изменения в общественных явлениях (надстройке), к
424____ Глава 23. Политические и правовые учения...
которым относится и право: «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
Штаммлер категорически не приемлет точку зрения на право, согласно которой «право как бы находится в вассальной зависимости от хозяйства». «Это совершенно неверно, так как вне юридического регулирования производственных общественных отношений не существует. Последние не представляют собою ничего иного, как только взятые под определенным углом зрения правоотношения, юридически урегулированные взаимоотношения людей».
Штаммлер отрицает даже саму возможность исследовать хозяйственную деятельность людей вне правовых форм, противопоставляя себя ученым политэкономам, которые всегда стремились изолированно исследовать хозяйственную деятельность людей. Однако он допускает самостоятельное исследование права как формы этой деятельности.
Правовая теория. Каузальному (причинному) подходу к пониманию права, предложенному Марксом, Штаммлер противопоставил телеологический подход.
Как и все неокантианцы, Штаммлер, считал, что право не подчиняется действию закона причинности. Право для неокантианцев — это продукт человеческого духа, и потому оно связано с логической и этической деятельностью человека, т.е. включено в область явлений теологических.
Штаммлер полагал, что «общественная жизнь людей» — это жизнь, которая всегда урегулирована внешним образом — правом, или конвенциональными нормами.
Конвенциональные нормы (лат. conventio — соглашение) — социальные нормы, выработанные на основе добровольного соглашения сторон.
При анализе этой жизни следует отличать форму от содержания, т.е. регулирующую форму правового, или конвенционального, характера от регулируемой материи — совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей: «Каждая правовая норма необходимо имеет своим содержанием возможную совместную деятельность людей, следовательно, право как совокупность этих норм означает только форму социальной жизни»; «правовое регулирование есть форма общественного бытия людей». Таким образом, для Штаммлера детермини-
23.7. Неокантианские концепции права...
рующую (определяющую) роль в общественной жизни играет форма (в логическом, а не каузальном, или генетическом смысле). Он формулирует закон: «Закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее».
В отличие от Маркса первоосновой общественной жизни людей Штаммлер признает право. Он связывает прогресс в развитии общественной жизни людей с прогрессом права, а не с социальной революцией, отстаиваемой теоретиками «научного социализма». Штаммлер называет социалистов акушерами, которые надеются облегчить акт родов социалистического общества, которое «уже сокрыто в материнском лоне современного общества». Однако развитие общественной жизни людей, считал Штаммлер, будет идти путем изменения права как регулирующей его формы. Критерии же изменения права задаются «естественным правом с меняющимся содержанием», под которым он понимает «прогрессирующее уразумение возможной справедливости».
Понятие права. Штаммлер поставил перед собой задачу выработать «высшее понятие права», рассмотрев право как явление телеологическое, как некое «содержание сознания»: «Право принадлежит к миру мышления, который мы обозначим как воление, т.е. как сознание целей».
Штаммлер отличает социальное «воление» (воление для других) от нравственного (воления для себя). Социальное воление — это «правило, связывающее многих лиц и стоящее над ними». Штаммлер выделяет различные виды социального «воления»: право, мораль, обычаи, конвенциональные правила, произвол.
Право — это разновидность социального воления. От других видов социального «воления» его отличает принудительный характер: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение». Именно в силу того, что право обладает принудительностью, оно «...есть необходимое средство для обш,е-значимой закономерности социальной жизни людей». Кроме того, право — это всегда социальное «воление» «связанных общими целями лиц». Этот критерий, полагает Штаммлер, позволяет отличить простое предписание, в котором содержится лишь произвол правителя и выражается только его личное настроение, от правового предписания. В правовом
Глава 23. Политические и правовые учения.
23.7. Неокантианские концепции права...
предписании лицо, которое что-либо предписывает, стремится и само быть связанным установленным им правилом. Заслуга в различении права и произвола в области права, по мнению Штаммлера, принадлежит Рудольфу Иерингу, который произволом называл предписание законодателя, находящееся в противоречии с общими принципами права.
Итак, право — это социальное «воление>>, имеющее принудительный характер, являющееся средством обеспечения общезначимых действий в обществе, это всегда социальное воление, связанных общими целями лиц.
Р. Штаммлер предлагает следующие определения понятия права: «право есть необходимое условие для закономерного построения социальной жизни человека»; «право повсюду является не чем иным, как формальным способом, путем которого люди должны сообща вести борьбу за существование».
Выработав телеологическое понятие права, Р. Штаммлер решает проблему оправданности принуждения посредством правовых норм, абстрагируясь от справедливого или несправедливого содержания этих норм.
В отличие от И. Канта, который связывал правовое принуждение с необходимостью обеспечить общую для всех свободу, Штаммлер объясняет правовое принуждение ссылкой на общественную,жизнь людей: «Право есть такое принудительное регулирование жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение».
В своей теории права Штаммлер предлагает в качестве критерия оценки права как справедливого или несправедливого, истинного или нет, понятие «основной идеи права»: «Истинное право — это такое право, которое в каждом отдельном положении вообще согласуется с основной идеей права».
Основная идея права для Штаммлера соответствует главной цели общественной жизни людей — становлению «общества свободно хотящих людей»: «Закономерность социальной жизни может заключаться только в идеальном масштабе для общества, регулирование которого должно производиться в смысле имеющего всеобщее значение внимания ко всякому подчиненному праву, так что каждый член союза трактуется и определяется так, как он должен хотеть, в качестве мыслимого свободным существа. Обще-
ние людей, способных к свободному выражению своей воли (Gemeinschaft freiwollender Menschen), — такова безусловная конечная цель социальной жизни».
«Общество свободно хотящих людей» Штаммлера — это общество, которое состоит из моральных личностей, действующих в соответствии с категорическим императивом Канта, в котором каждый человек — это самоцель, а не средство для достижения своих целей другими.
Классификация права. Штаммлер различал два вида права: справедливое право и несправедливое право.
Справедливость — это качество права, которое «принадлежит правовой норме в том случае, если ее условное содержание соответствует общей идее человеческого общения — "социальному идеалу"». Исходя из такого понимания, Штаммлер признает норму Германского гражданского уложения о ничтожности ростовщических договоров справедливой нормой, так как «каждый должен быть уважаем другим в качестве сочлена общежития и не может быть односторонне используем им».
Германское гражданское уложение. Раздел 3, глава 2, § 138. «Сделка, нарушающая правила общественной нравственности, ничтожна. Ничтожна в особенности сделка, по которой одно лицо, пользуясь нуждой, легкомыслием или неопытностью другого, взамен каких-либо услуг со своей стороны выговаривает или заставляет предоставить себе или третьему лицу имущественную выгоду, размеры которой настолько превосходят ценность услуг, что выгода, при данных обстоятельствах дела, представляется явно несоразмерной оказанным услугам».
В то же время, считал Штаммлер, «институт рабства хотя и был у римлян действующим правом, однако был несправедливым, так как нарушал саму идею права».
В отличие от Б. Констана, считавшего, что несправедливые законы не должны применяться судьями и другими правоприменителями, Штаммлер полагал иначе. Он писал: «Бывает дурное по содержанию право, и, тем не менее, оно обладает правовым действием».
Судьи, по мнению Штаммлера, должны применять правовые нормы без предварительной оценки этих норм на соответствие справедливости: «Методический ход доказательств в вопросе о том, обладает ли известное правовое решение в данном положении свойством справедливости, не имеет совершенно ничего общего с вопросом, должен ли
Глава 23. Политические и правовые учения...
судья и стороны применять, или оставить без внимания это решение».
Концепция «естественного права с изменяющимся содержанием». В конце XIX в. Р. Штаммлер вновь обратился к понятию естественного права и обосновал актуальность этого понятия для правовой культуры Запада, став основателем теории возрожденного естественного права. Штаммлер доказал значимость понятия «естественного права с изменяющимся содержанием».
По его мнению, представители «старой» школы естественного права XVII — XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Руссо и др.) считали возможным определить естественное право как идеальное, т.е.:
S существующее рядом с позитивным правом;
■S соответствующее либо «природе человека», либо «природе права»;
S обладающее «неизменным содержанием»;
■S пригодное «для всех стран и времен».
Штаммлер, стремясь к научной строгости, подобной естественным наукам, писал: «Естественное право в таком смысле должно быть признано научно невозможным». Он считая, что доказать невозможность существования идеального права очень просто: можно сослаться на национальные и временные различия в правовых нормах, либо на большое разнообразие взглядов мыслителей на то, что же такое идеальное право.
Штаммлер восстанавливает научное значение понятия естественного права, исходя из того, что оно выполняет особую роль в жизни общества. Естественное право, по мнению Штаммлера, -- это «путеводная звезда для законодателя», компас «в руках законодателя для усовершенствования позитивного права». В то же время: «Создание нрава, согласного по своему содержанию с природой, имеет своим «назначением» только одно: это согласное с природой право должно служить целью для законодателя; само же по себе оно не может служить нормой для судьи и для административных властей».
Штаммлер не допускает существования идеального права с незыблемым содержанием: «Заблуждение старых теоретиков права в том, что они искали такое определенное право, которое имело бы абсолютное значение». Он признает лишь научную возможность обнаружить в исторически изменчивом праве «истинное» право, которое ориентируется на социальный идеал как свою конечную цель.
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 429
Это право Штаммлер называет «естественное право с изменяющимся содержанием»: «Следовало бы поставить себе задачу найти такое естественное право, которое имело бы сменяющееся содержание: тут были бы такие правовые нормы, которые при эмпирически обусловленных отношениях содержали бы в себе теоретически истинное право». Такое естественное право не представляет собой какое-либо конкретное право — это лишь «единый формальный метод суждения о праве».
Правовая теория Р. Штаммлера получила неоднозначные оценки в научной среде. Так, Макс Вебер, автор книги «Протестантская этика и дух капитализма», критиковал Штаммлера за то, что он отрицал возможность изучать хозяйственную деятельность людей вне правовых форм. По мнению Вебера, вполне возможно исследование хозяйственной жизни с этических или государствоведческих позиций, изолированно от правовых форм. Б.А. Кистяковский причислил Штаммлера к представителям философского монизма за то, что тот «отождествил право как форму, внешне регулирующую социальную жизнь, с формами мышления или категориями, определяющими, согласно Канту, всякое научное познание».
Книга Штаммлера «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» пользовалась популярностью в России и способствовала переходу «легальных марксистов» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков) к идеализму.
С именем Штаммлера связано возрождение интереса к теории естественного права в XX в. на Западе (Г. Радбрух и др.) и в России (П.И. Новгородцев и др.).
В 1960-х гг. теоретики социал-демократии обратились к учению Штаммлера, открыв у него обоснование идеи демократического и этического социализма.
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве
Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист, видный общественный и политический деятель. Внес большой вклад в развитие политической, государствоведческой и правовой мысли.
т\
430____ Глава 23. Политические и правовые учения... _
Эпоха. Бурное развитие естественных наук и технологий. Для политической ситуации последней четверти XIX в. в Германии была характерна борьба немецкого юнкерства и буржуазии. 1914 г. — начало Первой мировой войны, Октябрьская революция в России 1917 г., через год — революция в Германии, капитуляция Германии в 1918 г., Веймарская республика.
Биография. Макс Вебер родился в состоятельной семье в г. Эрфурте. В ранней юности увлекся политикой. Изучал юриспруденцию в Гейдельбергском университете, одновременно занимался политэкономией и экономической историей.
Круг интересов Вебера был необычайно широк. Универсально образованный, он разбирался во многих областях общественных наук: праве, философии, социологии, политэкономии, хорошо знал историю политических теорий, науки, религии. Он выступал как логик и методолог — разработал принципы познания социальных наук
В 1893 г. М. Вебер — приват-доцент в Берлинском университете, с 1894 г. — профессор университета во Фрейбур-ге, с 1896 г. — в Гейдельберге. В 1898 г. тяжелое душевное расстройство вынудило его отказаться от преподавания, к которому Вебер вернулся лишь в 1919i^. Умер в Мюнхене.
Логическое основание политико-правового учения. Междисциплинарный подход (исторический, экономический, социологический) к исследованию государственных и правовых явлений. Испытал влияние французского историка и социолога Токвиля (1805-1859), немецкого философа Гегеля и др. критически относился к материалистическому взгляду на историю К. Маркса.
Основные работы: «Хозяйство и право» (1922); «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913); «Политика как призвание и профессия» (1918).
Содержание политико-правового учения. Социологическое понятие современного государства. М. Вебер использовал социологический и исторический подходы к пониманию современного государства. Любое государство, как факт наблюдаемый, невозможно определить, анализируя лишь разнообразную деятельность государства в различные исторические эпохи.
Вебер полагал, что, с одной стороны, нет таких задач, которые те или иные государства не стремились бы решать, а с другой — трудно назвать исключительные задачи, которые могло бы решать только государство.
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 431
Но если невозможно назвать эти исключительные задачи (экономические, политические и др.) и на основе этих задач дать определение государства, то средство решения этих задач назвать можно — это легитимное физическое насилие. Для определения современных государств (а также государств, им предшествующих) Вебер называет это насилие специфическим средством, которое государства могут использовать для выполнения этих задач: «Государство еаь го человеческое общество, которое внутри определенной области — "область" включается в признак! — претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия».
«Чистые» типы легитимности (оправданности) господ-ства. Вебер конкретизировал свое социологическое понимание государства. Он полагал, что в государстве «легитимное физическое насилие» могут применять только носители государственной власти, а все остальные должны подчиняться — именно в силу легитимности этой власти: «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство».
Вебер различал три «идеальных» типа легитимности (оправданности) такого рода господства:
1) традиционный;
2) харизматический;
3) легально-рациональный.
Традиционный тип легитимности позволяет людям оправдать власть, которой обладают патриархи и патримониальные князья. В этом случае основанием легитимности выступает уважение к сложившейся традиции, т.е. «авторитет нравов, освященных искомой значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение».
Харизматический тип легитимности позволяет людям оправдать власть, которой обладают над ними: пророк, «избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к внеобыденному личному дару (харизме) какого-либо человека, которому можно полностью и слепо довериться и который становится для народа вождем-героем.
Легально-рациональный тип легитимности позволяет людям оправдать власть современных «государственных служащих». В этом случае основанием легитимности выступает уважение к законам — рационально созданным правилам,
Глава 23. Политические и правовые учения...
которыми строго определена компетенция государственных служащих.
Понятие современного государства. М. Вебер определил современное государство как осуществление тенденции возрастающей интеллектуальной рационализации западного капиталистического общества: «Вообще «государство» как политический институт с рационально разработанной «конституцией», рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной комбинации решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были в других культурах».
Современное государство, по Веберу, возникает через «экспроприацию других "частных" носителей управленческой власти, то есть тех, кто самостоятельно владеет средствами предприятия управления и военного предприятия, средствами финансового предприятия и имуществом любого рода, могущим найти политическое применение».
Современное государство — отрицание политических образований, существовавших на Западе в феодальную эпоху. Тогда сеньор осуществлял свое господство с помощью самостоятельной «аристократии» (вассалов), разделяя с нею господство. Современное же государство возникает лишь тогда, когда кто-то (государь) все функции управления берет «под собственный контроль, назначает оплачиваемых чиновников и таким образом осуществляет «отделение» должностных лиц от орудий их деятельности».
Исследование генезиса современного государства позволило Веберу выработать соответствующее его определение: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались этим по собственному произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции».
Современное государство сформировалось там, где орудия государственного управления сконцентрировались «посредством создания бюрократически сконструированной человеческой машины, находящейся в руках того, кто эту машину контролирует». «При смене лица, находящегося во главе этой машины», ничего принципиально не меняется.
_____ 23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 433
Характеристики государственной бюрократии. М. Вебер вывел закон роста бюрократии, т.е. роста числа должностей и «спроса на такие должности как формы специфически гарантированного обеспечения», во всех человеческих обществах. Этот взгляд во многом оказался пророческим. Известный историк и философ Исайя Берлин (1909-1997)1 говорил, что «Макс Вебер ясно видел растущую мощь бюрократии».
Вебер сформулировал шесть признаков современной бюрократии (власти чиновников), включая и государственную бюрократию:
1) каждый чиновник обладает соответствующей компе
тенцией, зафиксированной в законах и инструкциях, —
«рационально установленных», «корректно сформулиро
ванных» и «обнародованных» нормах, поэтому деятель
ность чиновников всегда носит оффициальный характер;
осуществляется на постоянной основе в целях эффектив
ного управления; опирается на четкие правила, регулирую
щие в случае необходимости применение принуждения —
физического или иного; осуществляется лицами, которые
обладают «качествами, которые от них требуются»;
2) существует иерархия чиновников, которая позволяет
осуществлять контроль нижестоящих служащих вышесто
ящими;
3) управление осуществляется на основе письменной
документации (дела, архивы), которая «сохраняется в сво
ей первоначальной форме»;
4) управленческие функции выполняют профессио
нально подготовленные лица;
5) управление требует полной занятости, а не так, как
было раньше, когда «административная работа выполня
лась как второстепенная»;
6) управление основывается на общих правилах, более
или менее стабильных, полных, которые могут быть заучены.
Этика государственной службы. Вебер в своих работах затронул проблемы этики государственной службы:
• обосновал принцип объективности («невзирая на лица») в деятельности современных государственных служащих. Вебер писал: «Бюрократический аппарат государства и осуществляющий его функции рациональный homo politicos... выполняют доверенные им дела и налагают наказания за нарушение законов, причем именно в том случае, когда они следуют идеальному смыслу насильственно ус-
И. Берлин. Философия свободы: Европа. М., 2001.
Глава 23. Политические и правовые учения...
тановленных государством рациональных правил, чисто деловым образом ("не взирая на лица", "sine ira et studio", без ненависти, а потому и без любви»);
• показал роль этики государственной службы для эффективной работы государственного аппарата и указал на опасность возникновения коррупции. Вебер полагал, что современное чиновничество превращается «в совокупность трудящихся, высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чего возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, а это бы ставило под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливалось и будет усиливаться впредь».
Концепция «вотчтшого» (patrimonial) государства. До Вебера в западной политической лексике не использовался термин «патримониальное господство». Томас Гоббс в XVII в. указывал на существование патримониальной монархии (Patrimonial Monarchy) — монархии, возникающей в результате завоевания, когда покоренный завоевателем народ вынужден подчиняться завоевателю «под страхом смерти». В XVIII в. Иммануил Кант писал о «патерналистском государстве» (imperium paternale), приравняв его к деспотии.
В XX в. М. Вебер выделил особый вид патерналистского господства — патримониальное господство: «Патриархальному (и патримониальному — как его разновидности) господству свойственно то, что наряду с системой непреложных, абсолютно священных норм, нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия, действуют своеобразный произвол и милость господина, основанные в принципе на чисто "личных", а не "объективных" отношениях, и потому "иррациональные"».
Патримониальное господство предполагает существование неограниченной личной власти, основанной на традиции: «Там, где власть строится прежде всего на традиции, но на деле претендует быть неограниченной личной властью, она будет называться "вотчинной"».
При патримониальном господстве нет граждан, за которыми признаются личные и политические права, а есть лишь подданные, и государство понимается как собственность правителя: «Там, где князь организует свою политическую власть, — то есть свою недомениальную силуфизи-.
23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 435
ческого принуждения по отношению к своим подданным за пределами своих наследственных, вотчинных земель и людей, иными словами, к своим политическим подданным, — в общих чертах так же, как власть над своим двором, там мы говорим о вотчинной государственной структуре».
При патримониальном господстве государство представляет собой «гигантское поместье»: «В таких случаях политическая структура становится по сути дела тождественной структуре гигантского княжеского поместья».
Крайней формой патримониального господства для Вебера являлась «султанская деспотия», при которой султан не только является собственником всей земли, но и обладает полным господством над людьми, проживающими на этой земле.
Исторические типы права. Вебер выделил несколько исторических типов права (табл. 18), под которыми понимал «теоретические ступени рациональности» в развитии права. Он считал, что право и правосудие, неразрывно связанные между собой, исторически эволюционируют в направлении к все большей логической рационализации. Такая закономерность развития права, по мнению Вебера, свойственна прежде всего странам Запада: «Ступень профессионально-юридического формирования права... в полном объеме достигнута только на Западе».
Первым историческим типом было право примитивное, которое имело иррациональную природу. Оно возвещалось «живыми оракулами». Этому праву соответствовало примитивное правосудие, основанное на магии.
Вторым историческим типом было право, которое создавалось опытным путем, в ходе рассмотрения конкретных судебных дел. Это право прецедентное и каутелярное.
Третьим историческим типом было право, создаваемое теократическими силами и светской властью, которые действовали с определенной степенью целевой рациональности. Это право представлялось Веберу правом октроированным (фр. octroi — пожалование). Ему соответствовала также особая форма правосудия.
Четвертый исторический тип права характеризуется профессионализацией правотворчества и правосудия. Это право представлялось Веберу правом профессиональным по форме и в высшей степени рациональным по содержанию.
М. Вебер писал: «Общее развитие права и правосудия, если его разделить на теоретические "ступени развития", идет от харизматического провозглашения права правовыми
Глава 23. Политические и правовыеучения...
пророками к эмпирическому правотворчеству и отправлению правосудия правовой "знатью" (каутелярное и прецедентное правотворчество), далее к октроированию права светской властью (imperium) и теократическими властями и, наконец, к систематическому правовому нормотворчеству и к профессиональному "правосудию", осуществляемому лицами, получившими юридическое образование (профессиональными юристами) на основе литературного и формально-логического обучения».
Прогрессивный процесс рационализации права на Западе сопровождается развитием правовых норм и умножением юридических профессий, что ведет к бюрократизации права.
Таблица 18Исторические типы права
Тип права | Источник возникновения права |
Примитивное | Иррациональное сознание «живых оракулов» |
Прецедентное и каутелярное | Судейский опыт |
Октроированное | Дар теократических и светских властей |
Профессиональное (по форме) и рациональное (по содержанию) | Профессиональное правотворчество и правосудие |
Факторы, от которых зависит развитие права. В противовес Марксу Вебер считал, что историческое развитие права на Западе было обусловлено не только изменениями в сфере экономики: «Экономические условия, как мы видели повсюду, играли очень большую роль, но никогда не были единственно определяющими».
Вебер полагал, что на историческое развитие права на Западе более значительное влияние оказали политические факторы: соотношение светской и теократической властей; правовой персонал, который играл «решающую роль в формировании права, что в сильной степени определяется стечением политических обстоятельств»; и др.
Вебер проанализировал деятельность юристов в прошлом и в современном ему мире.
В своем анализе он использовал понятия «правовой персонал» и «юридический штаб» (Rechtsstab), которые
_____ 23.8. Учение Макса Вебера о государстве и праве 437
имели для него существенное значение. В состав этих понятий Вебер включал тех лиц, которые выдвинуты обществом, призваны обеспечивать соблюдение правовых норм и применять санкции к лицам, которые их не выполняют.
Вебер выявил закономерность развития этого персонала — от иррационального типа в архаических обществах («живые оракулы») к рациональному в современных капиталистических обществах («профессиональные юристы»).
Становление структуры современного государства напрямую связано с деятельностью юристов: «И возникновение современного западного "государства", как и западных церквей, было в значительной степени делом юристов».
* * *
Веберовская концепция «чистых типов» власти-господства является концептуальной основой большинства современных западноевропейских исследований в области политологии, политической антропологии, этнографии и др. Взгляды М. Вебера на роль «правового персонала» оказали большое влияние на представителя американской школы «правового реализма» Карла Ллевеллина. Рассмотрение государства как института было продолжено в трудах французского правоведа и государствоведа Жоржа Бюрдо.
Используя свое влияние обществоведа и знания компаративиста, Вебер приложил огромные усилия для становления демократии в Веймарской республике, став основной фигурой при создании ее конституции.
Словарь
компаративизм(лат. comparativus — сравнительный) — сравнительно-исторический метод
легитимность(лат. legitimus — законный, надлежащий, правильный) — признание или подтверждение законности какого-либо права
недомениальная(лат. dominium — владение, домен)- в Западной Европе в эпоху феодализма — часть феодального
поместья
октроированное право(фр. octroi — пожалование) —
дарованное право.
патримониальный(лат. patrimonialis) — наследственный, родовой
патернализм(лат. paternus — отцовский) — составная часть теории и практики «человеческих отношений», «социального партнерства»
Глава23. Политическиеи правовыеучения...
харизма(греч. kharisma — божественная милость, дар: от kharis — прелесть, удовольствие). Расхожее употребление слова по отношению к политикам является простой метафорой, не содержит никакого сакрального (священного) смысла. Истинная харизма проявляется в редких условиях гражданских смут и войн и отождествляется с образом спасителя отечества. Нередко харизматические властители были диктаторами и тиранами (И. Сталин, А. Гитлер)
«Sine ira et studio»(лат.) — «Без гнева и пристрастия»
23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
Петражицкий Лев Иосифович(1867-1931) — русско-польский правовед, политический деятель. Создатель психологической («эмоциональной») теории права.
Эпоха. Конец XIX в. — начало 20-х гг. XX в. в России были отмечены значительными изменениями общественного и государственного строя.
После отмены в 1861 г. крепостного права Россия стала развиваться по капиталистическому пути. В 1905-1907 гг. произошла буржуазная революция. 6 августа 1905 г. был опубликован Манифест об учреждении Государственной думы. С 1905 г. в России стали создаваться буржуазные партии, одной из которых стала конституционно-демократическая (партия кадетов).
Затем последовали Первая мировая война, Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 г. В 1918 г. началась эмиграция из России ученых. В 1921 г. покинул Россию и ЛИ. Петражицкий, связав свою судьбу с Польшей. В середине 1920-х гг. здесь произошел военный переворот.
Юридическая наука XX в. характеризуется растущей дифференциацией, связанной со специализацией правовых исследований. С развитием психологии как науки происходит обновление общей теории права и государства. Школа юридического позитивизма и социологическая школа права уже не могут доминировать в правоведении начала XX в.
Биография. Родился в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Свою учебу в Киевском университете Петражицкий начинал на медицинском факультете, но затем перешел на юридический факультет. После окончания
23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 439
юридического факультета стажировался в Германии, где в 1892 г. защитил магистерскую диссертацию.
Петражицкий был одним из создателей и лидеров партии кадетов и депутатом от этой партии в I Государственной думе. Участвовал в подготовке законопроектов о земельной реформе, правах личности, женском и национальном равноправии.
Первая мировая война, две революции удручающе подействовали на Петражицкого. В 1921 г. он принял польское -гражданство, возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. Однако в 1926 г. в Польше произошел военный переворот Ю. Пилсудского, приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше. Это ухудшило психическое состояние Петражицкого. В 1931 г. он покончил с собой.
Логическое основание политико-правового учения. Во времена Л.И. Петражицкого господствующими воззрениями на право были: юридико-догматическое и социологическое. Петражицкий предложил психологический взгляд на право. В основе его теории права лежат идеи естественного права, преломленные через психологическую науку XIX в.
Основные работы: «Очерки философии права» (1900); «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1907); «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907).
Содержание политико-правового учения. Л.И. Петражицкий упрекал современную ему юридическую науку в наивно-проекционной точке зрения, т.е. в поиске права во внешнем мире. Он полагал, что право заключено в психике индивида, а не «где-то в пространстве, над или между людьми».
Что же для Петражицкого представляет собой психика индивида (табл. 19)?
Таблица 19 Элементы психики человека
Элемент психики | Характеристика |
Сознание Чувство | Односторонне пассивные элементы |
Воля | Односторонне активный элемент |
Эмоция | Двусторонне пассивно-активный элемент |
Глава 23. Политические и правовые учения...
Ключевой элемент теории Петражицкого — понятие «эмоция». Он писал: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций». Одни эмоции он называл жизнеобеспечивающими (жажда, голод, сон и др.), другие — этическими. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо.
Этическая эмоция — это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. Петражиц-кий выделил два вида этических эмоций:
1) нравственные эмоции — переживания только нашего
долга по отношению к другим без признания за другими
права требовать исполнения этого долга (мы не признаем
за нищим права требовать от нас подачи милостыни);
2) правовые эмоции — это переживания нашего долга по
отношению к другим, с признанием за другими права требо
вать исполнения этого долга (работодатель признает за ра
бочими право требовать оплаты их труда).
Этим двум видам эмоций соответствуют представления о двух видах норм: «Нормы первого рода односторонне обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами. Нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми, или юридическими, нормами».
Итак, психологическое понятие права Петражицкого можно сформулировать следующим образом: право — это совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер.
Петражицкого упрекали в том, что он предложил определение правовой психики, а не самого права.
Классификации права. Л.И. Петражицкий предложил две классификации права.
1. Право интуитивное и право позитивное.
Интуитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев. Петражицкий оценивает интуитивное право очень высоко:
S это первичный и древнейший вид права;
■S это очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить;
S это индивидуально-разнообразное право, состав диспозиций которого «определяется индивидуальными ус-
23.9. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 441
ловиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями»; оно «сообразуется с конкретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая», «развивается закономерно и постепенно, не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего-либо произвола», является более простым в интеллектуальном отношении по сравнению с правом позитивным.
Позитивное право — это совокупность императивно-атрибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. Позитивное право:
S это однообразный и предустановленный «шаблон правил для более или менее значительных масс людей, несмотря на различие их характера, воспитания»;
•S это право, которое подвержено «задержкам развития, отставанию от настоящей духовной, экономической и иной
жизни».
Исключительная сфера действия позитивного права — государственное финансирование, интуитивное право также имеет исключительную сферу действия. Россия, многочисленные народы которой находились на разных ступенях культурного развития, представлялась Петражицкому «царством интуитивного права по преимуществу».
Сферой параллельного действия позитивного и интуитивного права являются семейные отношения. 2. Право официальное и право неофициальное. Право официальное — право, которое действует при поддержке государства. Оно включает в себя право позитивное, прежде всего законодательное, хотя исторически статус официального помимо законодательного права имели каноническое право, обычное право, экспертное право («ответы» римских юристов) и др.
Право официальное включает в себя также право интуитивное — аксиомы интуитивного права, которые пользуются поддержкой государства: «В разных частях русского законодательства встречаются прямые указания на -справедливость... добрую совесть... как на масштабы для решения разных правовых вопросов».
Право неофициальное — право, которое не имеет поддержки государства. Это право предполагает существование социальных конфликтов и неофициальные способы их разрешения. К неофициальному относится право детское, семейное, племенное, крестьянское, городское, право мещанства, партийное право, право преступных групп и др.