Обоснование теории разделения властей в 17-18вв. (индепенденты и левеллеры, Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье)
Индепенденты говорили, что у власти должны быть те у кого находится земля, кто состоит в корпорациях, держит в руках всю торговлю. Народ – единственный носитель власти и суверенитета государства. Он вручает бразды правления королю, магистратам, чтобы иметь посредников для исполнения поручений народа. И. стремились завоевать власть для буржуазии и нового дворянства. Для этого нужно было отделение власти короля от власти парламента, который может принимать законы. Отделении исполнительной власти (власти короля) от законодательной они обосновывали тем, что народ будет иметь большее влияние, решающее влияние на управление государством. И так будут больше обеспечены права индивида.
Левеллерыотстаивая принцип законности, близко подходили к идее разделения властей. Порицая всевластие «Долгого парламента», они утверждали, что неразумно и губительно для народа, чтобы законодатели были одновременно и исполнителями законов. Не может парламент и осуществлять правосудие. Депутаты должны лишь принимать законы, равные для всех. В то же время все исполнители законов – чиновники, судьи и тп. – не должны быть депутатами парламента. Левеллеры утверждали, что при соединении в одних руках власти принимать законы, исполнять их и осуществлять суд неизбежны возрождения привилегий, нарушение законности, узурпация власти.
Локк
Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть обязана повелевать посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считает, правомерным восстание народа против тиранической власти. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда и проистекает теория разделения властей по Локку.
Гарантия и воплощение свободы – это равный для всех и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы принятия законов, которая ответственна перед народом и может быть им отстранена.
К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, т.к. их носители могут принять только выгодные для своих частных интересов. Поэтому зак. орган не должен заседать постоянно, т.к. принятие закона не долгое дело, а привилегии которые он при этом получает могут быть использованы в личных целях.
В этих рассуждениях Локк, повторяет идеал левеллеров, которые осуждали «Долгий парламент», стремившегося сосредоточить всю власть в своих руках. Зак. власть должна быть такой, чтобы законы были обязательны для всех: судей, чиновников, правительства. Монарх – глава исполнительной власти, поэтому нельзя допустить смешения ее с законодательной. При всем этом монарх не должен мешать законодательной власти себя реализовывать, т.е. не должен препятствовать созыву парламента.
Идею разделения властей Локк обосновал такими чертами природы человека, как способность создавать общие правила и руководствоваться ими (законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям ( отсюда суд., испол. власть), наконец, способность определять свои отношения с др. людьми ( этим обуславливается союзная или федеративная власть).
Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивал Монтескье. Для обеспечения законности и свободы необходимо в государстве провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и тп. Он выделяет в государстве зак., испол. и суд. власти. Принцип разделения властей, по его мнению, состоит в том, чтобы они принадлежали различным гос. органам. Сосредоточение власти в одних руках ведет к злоупотреблению и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает предоставление каждой из трех властей специальных полномочий , с тем чтобы они ограничивали и сдерживали др. друга. Нужен такой порядок, при котором одна власть останавливает другую. Самым последним воплощением этих принципов мыслитель называл госуд. строй Англии, где зак. власть принадлежит парламенту, испол.- королю, а судебная присяжным. Его учение о разделении властей содержало ряд новых моментов :а) он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей, б) он включил в состав властей, подлежащих разграничению судебные органы (т.е. принцип независимости судей). Рассмотренная им триада властей стала классической теорией конституционализма. Эта теория была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства. Будущее Франции он видел в виде конституционной монархии.