Понятие и стадии законотворчества
Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективность в механизме правового регулирования общественных отношений.
Законотворчество – это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность государства отличается от других форм деятельности государства тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.
Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установления правопорядка и законности. Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста.
В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных актов, их принятия и вступления в законную силу. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий:
- законодательной инициативы;
- обсуждение законопроекта;
- принятие закона;
- подписания и обнародования закона.
Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется законодательной инициативой. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу РФ:
- проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;
- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР;
- поправок к законопроектам.
Обсуждение законопроекта – это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией РФ. На этой стадии заслушивается доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.
Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом, после того как будет принят Государственной Думой в третьем чтении.
Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное Конституцией РФ большинство голосов общего числа депутатов. Законы РФ принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон подписывает Президент РФ и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не предусмотрен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете»или «Собрании законодательства РФ».
На территории РФ применяются только те законы, которые официально опубликованы.