Конституція франції 1848 року 9 страница
*, - когда происхождение и [родовое] имя [более] неизвестно.
61. Как эта нечистота вследствие смерти установлена для сапиид, так же
пусть будет [соблюдаема] для добивающихся совершенной чистоты и при
рождении.
62. Нечистота по причине смерти - обща всем [сапиндам], нечистота же
по случаю рождения [распространяется] только на родителей [или] только
на мать, а отец делается чистым, совершив омовение.
63. Мужчина, извергнув семя, очищается, совершив омовение; после
сношения с женщиной он сохраняет нечистоту три дня.
64. Прикоснувшись к трупу, очищаются по истечении дня и ночи,
[присоединенных к] трем трехдневным периодам "-, дающие воду - по
истечении трех дней^.
65. Ученик, исполняющий питримедху * за умершего гуру, наряду с
несшими труп [на кладбище] очищается при этом по прошествии десяти
дней.
66. (Женщина] при выкидыше очищается [в число] дней. равных количеству
месяцев [ее беременности]; женщина, имеющая менструации, очищается
омовением при прекращении [выделения] крови.
67. Для мальчиков, не прошедших обряд пострижения, предписано очищение
в течение ночи; для прошедших этот обряд желательно очищение в течение
трех дней.
68. Умершего {ребенка], не достигшего двух лет, пусть родственники,
украсив, похоронят в чистую аемлю^ вне [селения], без собирания [его]
костей;
69. для него не должен производиться огненный обряд *" не должно
производиться возлияние воды "", оставив его в лесу, как полено *, им
надо поститься три дня.
70. Для недостигшего трех лет обряд возлияния воды родственниками не
должен исполняться, но для имеющего зубы, или если [над ним] был
произведен обряд наречения именем, [родственники] могут исполнить.
71. Когда умирает соученик (sabrahmacarin), нечистота установлена на
один день; при рождении отдаленного родственника "" желательно
очищение * в течение трех дней.
72. [По смерти] женщин, [обрученных, но] не вышедших замуж, [жених и
его] родственники очищаются по прошествии трех дней; [их] кровные
родственники очищаются в соответствии с ранее указанным правилом *.
73. Им следует есть пищу [только] с натуральной солью, совершать
омовения в продолжении трех дней; пусть не вкушают мясной пищи и спят
отдельно на земле.
74. Это правило относительно нечисюты вследствие смерти предписано
[для родственников, живущих] вблизи. Вот какому правилу нужно
следовать сапиндам и саманодакам *, [когда умерший жил] вдали [от
них].
75. Кто о смерти [родственника], находящегося в отдаленной местности,
услышит до истечения десяти [суток после его смерти], тот будет нечист
столько [суток], сколько [составляет] остаток от десяти суток (ratri).
76. Если эти десять дней прошли, он является нечистым в течение трех
суток; если же пройдет год, он очищается одним омовением водой.
77. Услышав о смерти родственника или о смерти сына, человек по
истечении десяти дней нечистоты становится чистым, погрузившись в воду
в одежде;
78. если в отдаленной местности умирает дитя или отдаленный
родственник*, он сразу же очищается, погрузившись в воду в одежде:
79. если во время десяти дней [нечистоты] случится новое рождение или
смерть, то брахман остается нечистым до истечения этих [первых] десяти
дней.
80. Объявили, что нечистота после смерти учителя (ясагуа),
[продолжается] три дня. его сына или жены - день и ночь: таково
правило.
81. Если [в его доме] умер знаток Веды (^rotriya), он нечист три ночи,
если умер брат матери, ученик, жрец и родственник по матери - одну
ночь с предшествующим и последующим днем.
82. Если умирает парь, в стране которого он живет, [нечистота
продолжается] пока есть свет *, но по смерти [в его доме] неизучившего
Веду - весь день, так же как гуру, изучившего Веду ".
83, Если брахман очищается десятью днями, то кшатрийдвенадцатью,
вайщий - четырнадцатью, щудра очищается месяцем.
84. Пусть не увеличивает число дней нечистоты, не прерывает обряды,
совершаемые на огне; исполняющий этот обряд не становится нечистым
даже из-за кровных родственников.
85. Прикоснувшийся к чандале (divakirti), к женщине. имеющей
менструации, к изгою (patita), к роженице, к трупу или к коснувшемуся
трупа очищается омовением.
86. Очистившись прихлебыванием воды *, пусть при виде нечистоты всегда
шепчет старательно мантры, посвященные Солнцу *, и с усердием -
посвященные Соме *.
87. Брахман, прикоснувшись к жирной человеческой кости, очищается
омывшись; [прикоснувшись] к сухой, [очищается] ополоснув рот, так же
как дотронувшись до коровы или посмотрев на солнце.
88. Ученику (adisUn) не следует совершать обряда возлияния [мертвым]
до исполнения обета; сделав возлияние, по окончании [его], он
очищается тремя ночами.
89. Пусть не совершает обряда возлияния воды ни для родившихся
напрасно * и от смешанного брака *, для пребывающих с бродячими
отшельниками *, а также для самоубийц;
90. ни для женщин, присоединившихся к еретикам *, из похоти живущих
[со многими мужчинами], вредящих зародышу и ненавидящих мужа, а также
для употребляющих спиртные напитки.
91. Исполняющий обет^, вынося умерших - своего учителя (асагуа),
преподавателя (upadhyaya), отца, мать, гуру,- не нарушает обета.
92. Выносить умершего щудру полагается через южные городские ворота *,
{тела] же дваждырожденных в соответствующем порядке - через западные,
северные и восточные *.
93. Нечистоты не существует для царей, для исполняющих обет и для
занятых в жертвоприношении саттра-"-, ибо [первый} восседает на троне
Индры, [а последние два] всегда соединены с брахмой *.
94. Для царя *, [сидящего] на величественном троне, очищение
установлено немедленное; основание для этого то, что он восседает [на
престоле] для защиты подданных.
95. [То же применимо к родственникам] убитых во время бунта "- или в
сражении, молнией или царем, ради [спасения} коровы и брахмана *, и к
тем, кого царь желает [видеть чистыми] *.
96. Царь - воплощение восьми хранителей мира: Сомы. Агни, Солнца,
Анилы *, Индры, владык богатств * и воды * и Ямы.
97. Так как царь поставлен владыками мира, то для него не существует
нечистоты; ведь чистота и нечистота, смертных обязаны своим
происхождением и устранением владыкам мира *.
98. Для кшатрия, убитого в соответствии с дхармой - в битве, поднятым
оружием, - тут же совершается жертвоприношение, а также очищение*:
таково правило.
99. [По окончании периода нечистоты] брахман, совершивший необходимые
обряды, очищается, прикоснувшись к воде, кшатрий - к ездовому
животному и оружию, вайщий _ к стрекалу или поводьям, щудра - к
посоху.
100. Это вам, о лучшие из дваждырожденных, объявлен [порядок] очищения
(при смерти] сапинд; выслушайте теперь [порядок] очищения при смерти
Закони Драконта
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДРАКОНТА
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА ДРАКОНТА
2.1 УГОЛОВНОЕ ПРАВО
2.2 ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
2.3 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
2.4 ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО
2.5 СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
3. ЗАКОНЫ ДРАКОНТА ПО АРИСТОТЕЛЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
законодательство драконт афины право
К началу первого тысячелетия до н.э. скотоводство, продолжая оставаться главной отраслью хозяйства древних греков, начинает уступать место земледелию. Это подтвердили и археологические раскопки.
Ремесло, достигшее в некоторых отношениях высокого развития, начинает уже отделяться от земледелия, превращаясь в особую, самостоятельную отрасль хозяйства. Труд пастуха, земледельца и ремесленника окружен почетом. В противоположность этому занятие торговлей считается еще позорным. Аристократические семьи получают наибольшую и наилучшую часть военной добычи. В их собственности находятся огромные стада.
Народная масса состояла из свободных земледельцев, живших патриархальными семьями в соседских (территориальных) общинах и совместно владевших землей. Каждая семья получала по жребию определенный надел, с которого кормилась и отправляла, повинности. Дома и орудия труда перешли в частную собственность этих семей и передавались по наследству детям. Социальное расслоение проникло и в сельские общины. Появились многонадельные и безнадельные общинники, а также батраки-феты.
Власть осуществляется в этот период народными собраниями, советами старейшин и базилевсами - племенными вождями. Базилевс был военным вождем, он осуществлял суд (в присутствии народа), выполнял жреческие функции.
Главной обязанностью базилевса, главным отличительным признаком его власти является военное предводительство. Вместе с советом других старейшин, каждый из которых является военным предводителем в свою очередь, и с народным собранием, каждый член которого является, одновременно с тем, воином, все эти власти создали в своей совокупности такую форму первобытной демократии, которую Маркс и Энгельс называют военной демократией.
«Мы видим таким образом, в греческом строе героической эпохи, - пишет Энгельс, - еще в полной силе древнюю родовую организацию, но, вместе с тем, уже и начало подрыва ее...».
Все эти перемены делали неизбежным появление особой публичной власти, которая была бы способна оградить сложившиеся отношения от традиций родового строя, обеспечить безопасность накопляемых богатств, гарантировать послушание рабов. Для этого требовалось создать такие средства насилия, каких родовой строй не имел и не мог иметь. Этой новой и особой публичной властью явилось государство.
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
О законодательстве архонта-фесмофета Драконта нам известно очень мало. Об этих законах, изданных в 621 г. до н. э., свидетельствует позднейшая надпись, которая содержит постановление народного собрания от 409 - 408 г. до н. э. о реставрации статей законов о непредумышленном убийстве и отрывки из них (Драконтовы законы о непредумышленном убийстве действовали в Афинах до III в. до н. э.), а также высказывания древнегреческих философов и историков.
Сам Аристотель в своем произведении - «Политике» - пишет: «Законы Драконта представляли собой лишь простую запись хранившихся до того времени в устной традиции древних норм - норм так называемого обычного права. Вообще строгость древнейших законов нужно приписывать не личной суровости законодателей, а господствующим принципам эпохи, в которой они жили. Если эти законы казались позднейшим грекам чересчур уж суровыми, то это вполне объявляется постепенным смягчением нравов и большей гуманностью к преступникам, бывшею естественным следствием этого смягчения. Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей».
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДРАКОНТА
В VII в. до н. э. жители Аттики (области, в которой находятся Афины), конечно, продолжали во многом руководствоваться архаическими родовыми законами. Законами, по мнению наших современников, бывшими излишне жестокими. При этом судебными решениями, как и всеми делами в государстве, ведали аристократы - эвпатриды. Именно они входили в высший судебный орган - ареопаг, именно они избирались на должности архонтов. Этих архонтов в Афинах было девять. Главный - архонт-эпоним, кроме него архонт-басилей (бывший царь, ведавший теперь религиозными вопросами), архонт-полемарх (занимавшийся военными делами) и шесть архонтов-фесмофетов, занимавших различные городские магистратуры, ведавшие строгим соблюдением законов и судом.
К концу VII в. до н. э. уже всем афинянам было очевидно, что юриспруденцию пора приводить в порядок. Во-первых, в смутный период во второй половине века созрела необходимость в более строгой охране частной собственности, во-вторых, во время политических неурядиц отчетливо проявилось несовершенство судебной системы. В частности, недовольство вызывал произвол судей аристократов, толковавших законы так, как им было удобно. Наконец, возникла острая необходимость в том, чтобы просто укрепить государство путем фиксации его правовых основ.
Одним из толчков к изданию новых законов послужила, вероятно, Килоновская смута. Между 636 и 624 гг. до н. э. честолюбивый аристократ Килон попытался захватить власть. Эта попытка была пресечена аристократами из рода Алкмеонидов, для которых эта победа оказалась пирровой. По их приказу были убиты даже те килоновцы, которые пытались укрыться у алтарей богов. Оскорбление святыни надолго стало проклятием Алкмеонидов. Произвол аристократов, одни из которых хотели стать тиранами, другие не посчитались с обычаями - возмутил афинян.
После заговора Килона, который чуть не привел к тирании, продемонстрировать свою заботу о государстве нужно было и эвпатридам. Именно поэтому архонту-фесмофету Драконту поручили кодифицировать афинское право. Человек энергичный, добросовестный и уважаемый в обществе, Драконт проделал эту работу в 621 г. до н. э. В результате на свет появились законы Драконта. Считается, что это было первое письменное законодательство Афин, хотя правильней было бы говорить о первом, дошедшем до нас письменном законодательстве. Как правило, подобные "первенцы" являются переработкой каких-то существовавших и до этого норм. Так, по свидетельству Аристотеля, в 80-х годах VII в. до н. э. шестеро фесмофетов уже занимались той же работой, что и Драконт.
Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой сутью демократического правления. «Если в государстве будут соблюдаться законы, этим самым сохраняется и демократия», - писал один из политических деятелей Афин Эсхин. «В гражданской присяге, которую принимал всякий молодой афинянин по достижении совершеннолетия, говорилось: «И я буду слушаться властей... и повиноваться установленным законам... И, если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми» .
Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.
Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма, в процессе становления политической власти и затем государства начинает «расщепляться». С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы «взял – отдай» возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем - и большинства свободных граждан, когда основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя и правовые обычаи продолжают играть важную роль.
Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, афинское право страдало массой противоречий – формально действующим считались и такие законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многие новые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельств верховный суд Афин - гелиэя - мог руководствоваться не только законами и обычаями страны, т. е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением, создавая норму права своим решением.
Говоря об обычае, имеются в виду те нормы права, которые, будучи известны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными. Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер и относились к делам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и пр. «Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять в делах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и неписаные, на основе которых жрецы дают свои разъяснения» .
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА ДРАКОНТА
Одна из афинских надписей конца V в. до н. э., воспроизводящая часть текста законов Драконта, подтверждает что эти законы представляли собой нормы так называемого обычного права. Хотя, в ней и приводятся процессуальные правила о не ответственности сородичей убийцы за совершенное им преступление, что, однако, вне всякого сомнения, являлось обычаем очень древних времен. И все-таки законы Драконта, по всем данным, явились первой записью афинских законодательных обычаев.
В этом отношении весьма характерно, что античные писатели называют законы Драконта не «законы», а, в буквальном переводе - «обычаи». Такая запись законодательных обычаев, очевидно, была призвана ограничить произвол судей-аристократов, толковавших устную традицию в своих узкоэгоистических интересах. С этой точки зрения запись законов несомненно отвечала стремлениям демоса и, надо думать, была осуществлена не без борьбы и серьезного нажима на аристократию со стороны последнего.
На основании свидетельств античных авторов более позднего времени, Драконт зафиксировал во многих случаях уже существовавшие нормы. Более или менее четко были прописаны функции государственных чиновников, принципы их избрания. Хотя основными были не статьи о политическом устройстве, что отразилось и в названии нового сборника узаконений – «Обычаи», речь в них шла главным образом об уголовных преступлениях, о различных видах убийств, о кражах и налагаемых за них наказаниях, а так же о порядке ведения процессов. С именем Драконта связаны также законы, касавшиеся поведения граждан. Один из таких законов налагал наказание за «бездеятельность» и праздную жизнь.
Главным было прописывание штрафных санкций за те или иные правонарушения. Штрафы (например быками) и изгнания вводились и для ряда других преступников. Законы Драконта были явно направлены на преодоление обычая кровной мести, они запрещали самовольную расправу. Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также и человек, подстрекавший к убийству. Это и ряд других нововведений свидетельствовали о борьбе со старыми родовыми обычаями в пользу возникших новых классовых и государственных отношений.
Несмотря на это, выражение "драконовские меры" стало крылатым обозначением исключительно жестких способов борьбы с чем-либо. Позже говорили, что Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью. Легенда сохранила якобы произнесенное архонтом объяснение чрезвычайной строгости наказаний: "Малые преступления заслуживают смертной казни, а для больших я просто не выдумал более сурового наказания".
Законы Драконта, несомненно, были шагом вперед в развитии греческого права. Теперь аристократы в судах уже были ограничены писаными правилами, выполнение которых легко было проверить.
2.1 Уголовное право
«Первый аксон. И если один человек убьет другого неумышленно, он должен уйти в изгнание. Басилеи же должны судить виновного в убийстве... организовавшего его ; эфеты же должны расследовать дело. Если у убитого есть отец, брат или сыновья, примириться с убийцей они могут только все в совокупности; в случае несогласия кого-либо из них его мнение должно иметь решающую силу. Если же таковых нет, примиряться должны родственники убитого вплоть до двоюродных братьев, если все они желают примирения; в случае несогласия кого-либо из них его мнение должно иметь решающую силу. Если же нет и таких родственников, убийство же совершено неумышленно, что установлено коллегией из 51 эфета, простить убийцу могут, если пожелают, 10 членов фратрии, которых должна избрать из числа наиболее знатных коллегия из 51 эфета. Совершившие убийство ранее должны подпадать под действие этого закона. Объявить убийцу на агоре должны родственники убитого, включая двоюродных братьев. Участвовать в судебном преследовании убийцы должны также двоюродные братья и их дети, зятья, тести, члены фратрии... Виновен в убийстве... пятидесяти одного... будет уличен в убийстве... Если же кто-либо убьет убийцу, не пересекающего границ агоры , не участвующего в состязаниях и не посещающего амфик-тионовых святилищ, или окажется виновным в его убийстве, такой человек подлежит такому же наказанию, как убивший афинянина; расследовать дело должны эфеты... Наоборот, разрешается убивать и арестовывать человекоубийц на их собственной земле, и это не должно считаться осквернением и требовать искупления; в противном случае виновный должен в двойном размере выплатить за причиненный ущерб... зачинщика насилия... если кто убьет непредумышленно во время состязания, или задавит на дороге, или убьет на войне, по недоразумению... точно так же подлежит обвинению в убийстве, раз убьет раба или свободного... если кто человека, насильственным образом пытавшегося беззаконно уносить или уводить неживое или живое имущество, тут же убьет в состоянии самозащиты, это убийство не подлежит наказанию... Если кто - будь это должностное или частное лицо - будет повинен в повреждении или изменении этого закона, он подвергается лишению гражданской чести - и сам, и дети, и все его достояние».
Уголовные законы Драконта на первый взгляд выглядит исключительно жестоким. Даже за самые невинные проступки человек мог быть наказан смертной казнью, например за кражу овощей. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено в целях самозащиты или чтобы отобрать свое имущество. Что касается суровости наказаний, назначаемых за кражу, то за этой суровостью скрывается исторически объяснимое стремление собственников оградить свое имущество от пережитков первобытного коллективизма. Законы Драконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила.
Смерть полагалась за святотатство, убийство или поджог. Драконт предусмотрел даже такую, кажущуюся дикостью, вещь, как наказание неодушевленного предмета за убийство, т. е. “наказанию” подвергались и предметы, вроде камня или бревна, если они были причиной смерти человека.
С другой стороны, эти законы Драконта отразили несомненный прогресс в развитии афинского общества. Так, убийства были четко разделены на предумышленные, непредумышленные и совершенные в состоянии обороны. Особое место занимали убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же были отнесены убийства в результате несчастных случаев и при спортивных состязаниях. Согласно законам Драконта, что касалось непредумышленных убийств, виновный в этом преступлении подлежал изгнанию (без конфискации имущества), т.е. такое же наказание, какое назначалось за причинение телесных повреждений. К ответственности привлекалось и лицо, подстрекавшее к убийству и являвшееся, следовательно, косвенным убийцей.
Убийства с целью самообороны, к которым причислялась и зашита собственности, наказанию не подлежали.
Афинское правосознание долго и упорно сохраняло пережитки первобытнообщинных воззрений на преступление и наказание. Драконт узаконил освященное религиозными требованиями и обычаями в Афинах право родовой мести, но при этом провел целый ряд мер, облегчавших участь убийцы: ограждение его от истязаний, возможность спастись добровольным изгнанием или уплатой штрафа и т. д. Эта мягкость отношений к преступникам объясняется тем, что при неразвитости общества в древние времена убийства совершались чаще и не считались таким тяжким преступлением, как ныне. Вместе с тем законы Драконт установил, что ответственность за убийство не должна распространяться, как в прошлые времена, на род убийцы – отвечать должен сам виновный. Следы кровной мести пережиточно сохранились в праве мужа убить застигнутого им на месте преступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд над самовольно вернувшимся из добровольного изгнания убийцей; кровная месть была обязанностью родственников в случае убийства и т.п.
Однако Драконт оставил право мужа примириться с соблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая же сделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В случае примирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждать против виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеянии возбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этих преступлениях освобождались от наказания. К делам частного обвинения афинское право относило почти все те преступления, которые касались причинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения, увечья, оскорбления, кражи и прочего.
Следы первобытнообщинных воззрений на преступление проявились и в том, что многие из преступлений, которые в настоящее время причисляются к государственным, например, убийство или оскорбление посла, считались в афинском, праве преступлениями против религии (считалось, что личность посла находится под покровительством бога).
Преступления, наносившие ущерб общественному интересу (как он тогда понимался), преследовались как государством, так и частными лицами. Последние имели право в определенном порядке делать правительственным органам (в народном собрании, в совете 500) чрезвычайные заявления: о государственной измене, о заговоре против демократии, о подкупе должностных лиц, о притеснениях сирот, находящихся под опекой государства, и прочее. Предание суду за государственные преступления, равно как и за преступления против религии, относилось к компетенции народного собрания, совета 500, некоторых коллегий и должностных лиц.
Среди преступлений государственных на первом месте стояла государственная измена, за которую полагалась смертная казнь, сопровождавшаяся конфискацией имущества, объявлением врагом народа, запрещением хоронить изменника в Аттике и лишением чести всего его потомства. Тот, кто убивал изменника, освобождался от наказания. Особое место среди государственных преступлений занимали: ложный донос, за который следовало наказывать смертной казнью, и лжесвидетельство в суде. Наиболее распространенными наказаниями за государственные преступления были смертная казнь, конфискация имущества, изгнание, а также лишение гражданских прав. Последнее имело своим следствием не только устранение осужденного от общественных дел, но и невозможность для него защищать себя от обиды; как и раба, его можно было подвергнуть пытке. Незаконное присвоение гражданских прав влекло за собой обращение виновного лица в рабство.
Наиболее тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной казнью, были разглашение тайны мистерий (особых религиозных таинств, совершавшихся ежегодно), оскорбление богов, критика религии и т.п.
Грабители, воры, охотники за рабами (обращавшие в рабство свободных граждан или похищавшие чужого раба) наказывались смертной казнью, если они были пойманы на месте преступления или сознавались в нем.
Особую группу составляли воинские преступления и прежде всего дезертирство, трусость и уклонение от воинской повинности. Суд над такими преступниками осуществлялся соратниками виновного лица, а председателем суда был стратег.