Гибель думской монархии. временное правительство и его реформы 3 страница
Сторонник приостановки закона П. Н. Малянтович вспоминал: «В первые моменты революции некоторые судьи старого режима сами попали в отставку. Не все из них были худшие, иные только робкие. Затем некоторые подали в отставку после деликатного, в тиши кабинета, предложения, сделанного в охрану... „принципа независимости". Ну а потом... первый испуг прошел, да и не все оказались вообще пугливыми, — предложения перестали действовать. Одни просто выслушивали и молчали, другие не без ехидства ссылались на принцип, оскорбление которого ставилось в особую вину всему ненавистному прошлому и особенно Щегловитову, и учтиво отказывались исполнить предложение».90 Постановлением от 16 июля правительство попыталось ускорить смену одиозных судей путем учреждения комиссий для производства расследований по жалобам на действия лиц судебного ведомства, но в результате «нашлось немалое число не судей, которые успели и сумели проскочить в судьи и забронироваться „несменяемостью",
89 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 109—110.
90 Малянтович П. Н. Революция и правосудие. С. 58—59.
тем как удаленными оказались иные, которые этого не за-с^ужили, и пРитом в порядке, совершенно недопустимом».91 Старые судьи приспосабливались к новой власти, маскируя политической лояльностью свои судейские недостатки, и принцип независимости суда не нашел своего утверждения и последовательной зашиты. Видя это, министр юстиции П. Н. Малянтович решил бо-пее не портить судебный механизм и прекратил в октябре заседа-
;ЙЯ ВВДС.92
Уже в марте были упразднены Верховный уголовный суд и Особые присутствия Сената. Рассмотрение преступлений по должности перешло в кассационные департаменты Сената с участием присяжных заседателей. Временное правительство расширило права суда присяжных, отменив имущественный ценз, отбор в списки по жребию и прочие ограничения. Законодательное постановление 4 мая о местном суде ввело вместо мирового судьи коллегиальный орган (судебное присутствие), включающий мирового судью и двух членов мирового суда, избранных волостным земским собранием. Мировым судьей могли стать как мужчина, так и женщина, вне зависимости от имущественного ценза. Требовались лишь образование не ниже среднего либо трехлетний опыт работы в должности. По сути это была реформа выборной мировой юстиции. 1 июня женщины получили право быть присяжными поверенными и заниматься ходатайством по чужим делам в качестве частных поверенных.93
Если в царские времена власть искусно создавала преграды искавшим на нее суд и управу, то Временное правительство стремилось подчинить власть судебному контролю путем создания административной юстиции, где каждый гражданин мог рассчитывать на судебную защиту своих прав в случае их нарушения органом администрации, где бы разрешались споры и конфликты между общественными и государственными учреждениями, местной и центральной властью. Судебно-административные функции частично выполнялись разными губернскими присутствиями (по земским и городским делам, по воинской повинности, по фабричным и горнозаводским делам, по налогам квартирному и промысловому и др.), однако в их составе преобладали представители административных ведомств. Широкая децентрализация административных функций требовала усиления судебного контроля над законностью действий администрации. Поэтому, как отмечали тогда юристы, административный суд становился «скрепой государственной целости», «гарантией единства права», «хранителем молодых демократических учреждений».94
91 Там же. С. 67. 9* Там же. С. 73.
93 Константиновский Б. А. Законодательство Февральской революции: (Очерк по истории русского права) // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1969. Т. 3. С. 199—200.
94 Кулишер А. Административный суд в России // Право. 1917. № 29—30.
С. 1104—1105.
Осуществимость судебного обжалования актов администрации невозможна без прочного устройства высшего административного суда. 1 мая 1917 г. вступил в силу принятый 26 декабря 1916 г. Государственной Думой и Государственным советом закон «О некоторых изменениях в учреждении Правительствующего Сената». Сенаторы обрели несменяемость и независимость, их звание стало пожизненным, и они не могли быть уволены без собственного прошения. I и II Департаменты стали Верховным судом по административным делам, который основывался на гласности и состязательности. На судебные заседания реформированных департаментов Сената допускалась публика. Однако без административных судов на местах Сенат был как «купол без здания и фундамента».95 Административный суд окончательно вошел в систему общей судебной власти с принятием 30 мая «Положения о судах по административным делам». В каждом уезде учреждалась должность административного судьи, которому были подсудны органы волостного и поселкового самоуправления. Все губернские должностные лица (кроме подсудного Сенату правительственного комиссара), органы уездных, городских и земских самоуправлений стали подсудны окружным судам в губернских городах. Высшей инстанцией административного суда являлся I Департамент Сената, который обеспечивал единообразие в применении законов. Административный суд мог отменить или изменить административное распоряжение, обратиться к административному органу с предписанием или запретом с целью восстановления законного порядка или законного права жалобщика. Каждое дело могло быть рассмотрено в двух инстанциях: решение административного суда можно было обжаловать в окружном суде, а окружного суда — в Сенате. С введением административной юстиции единое правосудие Российского государства включало три составные части: гражданскую, уголовную и административную. Правительственным постановлением от 7 сентября ведению административного суда были подчинены также земельные и продовольственные комитеты.96
Судебные реформы Временного правительства были направлены на создание власти, соблюдающей закон и охраняющей общественные интересы. Их результаты единым махом уничтожил ленинский Совнарком, издав 22 ноября 1917 г. «Декрет о суде», который упразднил все общие судебные установления, включая Сенат, судебные палаты, окружные, коммерческие, военные и морские суды, институт мировых судей, присяжную и частную адвокатуру. Суд присяжных заменялся «народным судом», где главным был судья, а не «народные заседатели».97
95 Ленский Н. А. Местное управление и административные суды // Там же. № 9. С. 502.
96 Кулшиер А. Административный суд в России. С. 1106—1108; Константи-новский Б. А. Законодательство Февральской революции. С. 200—202.
97 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 124—126.
Опыт первых недель пребывания у власти питал веру Временного правительства в творческие силы народа. Когда революция смела царское местное управление, Временному правительству казалось, что оно повисло в воздухе. Однако на местах стихийно образовались общественные исполнительные комитеты, сначала городские, губернские, уездные, затем волостные и поселковые, с участием всех слоев населения.98 Земские и кооперативные организации и нарождавшиеся Советы депутатов сыграли роль сил сцепления, благодаря которым срастались разорванные социальные связи. Сменившие губернаторов губернские комиссары назначались правительством с учетом мнения местных общественных комитетов.99 В создании новой администрации, как и при формировании центральной власти, использовались связи Великого Востока народов России. «Когда вставал вопрос о том, кого назначить на место губернского комиссара или какой-нибудь другой видный административный пост, то прежде всего мысль устремлялась на членов местных лож, и если среди них было сколько-нибудь подходящее лицо, то на него и падал выбор», — признал позднее А. Я. Гальперн.100 По словам Е. Д. Кусковой, «к Февральской революции ложами была покрыта вся Россия».101
Считая общественные исполнительные комитеты обычными общественными организациями, правительство наращивало власть комиссаров, руководя ими через Отдел по делам местного управления Министерства внутренних дел. Выдвинутый большевиками лозунг перехода всей власти к Советам разрушал единство действий общественных исполнительных комитетов и Советов, порождая на местах соперничество уже трех властей: правительственной, общественной и узкоклассовой. К моменту октябрьской схватки большевиков за власть большинство общественных комитетов ликвидировалось, а сохранявшиеся оказались беспомощны.102
Для реформы местного самоуправления правительство создало 23 марта Особое совещание при Министерстве внутренних дел, которое занялось пересмотром старых и созданием новых законопроектов. Элементами новой системы оно провозгласило создание органов самоуправления во всех административных единицах и правительственной администрации для надзора и контроля в губернских и уездных городах.103
Если до революции волостное управление было в основном в руках дворян, а крестьяне не обладали правом непосредственного избрания земских гласных, то, согласно правительственному поста-
98 Герасименко Г. А. Первый акт народовластия в России: Общественные исполнительные комитеты (1917 г.). М., 1992. С. 194—196.
99 Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993. С. 159.
100 Запись беседы с А. Я. Гальперном. С. 72.
101 Письмо Е. Д. Кусковой к Н. В. Вольскому от 15 ноября 1955 г. // Арон-сон Г. Россия накануне революции. С. 139.
102 Герасименко Г. А. Первый акт народовластия... С. 301—302.
103 Баранов Е. П. Подготовка реформы местных органов управления и самоуправления // Вестник Московского университета. Право. 1975. № 3. С. 66.
новлению от 21 мая «О волостном и земском управлении», все население волости, достигшее 20 лет, тайным голосованием избирало высший орган волостного земства — Волостное земское собрание (от 20 до 50 гласных) на 3 года, а оно, в свою очередь, — исполнительный орган, Волостную земскую управу. Вводилась выборная должность председателя (ранее им являлся предводитель дворянства) . Земские учреждения были защищены от вмешательства со стороны административной власти. В случае противозаконных действий земства она должна была обратиться с протестом в административный суд. Постановлением от 7 июня правительство предоставило Всероссийскому земскому союзу права юридического лица. Это добровольное объединение губернских земств получило возможность учреждать заводские, торговые и кредитные предприятия, открывать учебные заведения, вести издательскую деятельность.104
Городовое положение 1892 г. было изменено и дополнено с целью его демократизации правительственным постановлением от 9 июня «Об изменении действующих положений об общественном управлении городов».105 Городское самоуправление на тех же началах, что и земское, обрело самостоятельность и более широкие полномочия. Выборы в городские думы, а в столицах и городах с населением более 150 тыс. жителей — также и в районные проводились тайным голосованием на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права. В городской думе вводилась должность председателя (ранее председательствовал городской голова), она обрела право издавать постановления по вопросам управления городом. В ведение городского самоуправления перешло продовольственное дело. Правительственный комиссар обязан был в течение двух недель известить городскую думу о своем согласии или несогласии с ее постановлениями. Постановлением от 15 июля было введено поселковое самоуправление в железнодорожных, фабрично-заводских, дачных и прочих поселках. Они занимались теми же вопросами, что и волостные земства.
Постановление 17 апреля об учреждении земской и городской милиции узаконило переход полицейской власти к органам местного земского и городского самоуправления. Начальники милиции избирались и увольнялись уездными земскими управами, кроме Петрограда, Москвы, Киева и Одессы, где избрание и увольнение осуществляла городская дума. Надзор за милицией осуществляла местная административная власть, извещая о нарушениях и упущениях уездную или городскую управу.106
Составной силой демократического процесса перераспределения власти и развития самоуправления был рабочий контроль. Революция пробудила у рабочих вкус к соучастию в управлении
104 Константиновский Б. А. Законодательство Февральской революции. С. 188—193.
105 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 2: 5 мая—24 июля. Пг., 1918. Ч. 1. С. 444—480.
106 Константиновский Б. А. Законодательство Февральской революции. С. 195—196.
производством. Даже отсталые рабочие изжили страх перед администрацией, и загнанные вглубь отрицательные эмоции выплескивались в виде насилия. Избранные рабочими фабрично-заводские комитеты стремились пресечь эксцессы и мирно разрешить споры и конфликты. Митинговый демократизм они вводили в рамки производственной дисциплины, но все шире вмешивались в управление предприятиями. Рабочий контроль являлся по сути самоорганизацией рабочих в интересах производства. Как эффективная форма регулирования производственных отношений рабочих, он, при интеграции в буржуазно-демократическую систему, мог эволюционировать в социальное партнерство или соуправление производством, стать социальным амортизатором и служить упрочению буржуазно-демократического строя. Однако, воплощая революционное отношение рабочих к частной собственности на средства производства, он задевал сердцевину буржуазного строя, воспринимался со стороны предпринимателей и руководителей казенными предприятиями как введение социализма, обобществление собственности, преображение ее в групповую, переходную к социалистической.
Постановлением 23 апреля «О рабочих комитетах в промышленных предприятиях» Временное правительство законодательно признало за рабочими прав больше, чем их было у рабочих Западной Европы, но меньше, чем хотели рабочие России. Узаконив фабзавкомы, оно пыталось сузить сферу их деятельности и обошло молчанием рабочий контроль, ставя тем самым его вне закона. Большинство заводчиков и фабрикантов не желало поступиться малой долей своих прав и доходов. Этим умело воспользовались большевики. Идейно и организационно завоевав фабзавкомы, они использовали рабочий контроль как средство вовлечения рабочих в борьбу против буржуазно-демократического строя.107
Стихия демократизации захватила даже армию, что в условиях войны грозило ее развалом. 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1 по гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения». В нем предписывалось немедленно выбрать солдатские комитеты, представителей в Совет, подчиняться прежде всего ему, не выдавать офицерам оружие, отменить вне службы вставание во фронт и обязательное отдание чести офицерам. Приказ вызвал раскол между солдатами и офицерами, быстро распространяясь по всей армии. 5 марта Исполком Петроградского Совета при участии Военной комиссии при Военном министерстве составил «Приказ № 2», приостанавливавший стихийно начавшиеся в гарнизоне выборы солдатами начальников, но признал результаты уже проведенных выборов.108
107 Черняев В. Ю. Рабочий контроль и альтернативы его развития в 1917 г. // Рабочие и российское общество. С. 164—177.
108 Революционное движение в русской армии: 27 февраля—24 октября 1917 года. Сб. документов. М., 1968. С. 24—25; 557—558.
Поддавшись течению событий, военный и морской министр А. И. Гучков 5 марта издал приказ № 114 об отмене титулования офицеров и всех ограничений для солдат (позволялось курить на улице, ездить в трамваях, участвовать в политических организациях) и об обязательном для офицеров обращении к солдатам на «Вы». Изданная 11 мая в форме приказа А. Ф. Керенского по армии и флоту «Декларация прав солдата» узаконила в армии борьбу партий.109 Революционные солдаты и матросы восприняли ее как «декларацию бесправия», а старшие начальники — как последний гвоздь, вбитый в гроб вооруженных сил.
11 марта А. И. Гучков издал обращение о необходимости контрразведки для борьбы со шпионажем противника и призвал не смешивать ее чинов с агентами политического сыска царского режима. Контрразведывательные отделения (КРО) действовали при Главном управлении Генштаба (Центральное бюро), при штабах верховного главнокомандующего, флотов, фронтов, армий, военных округов. 19 марта правительство создало для организации контрразведки Особое совещание, куда вошли представители министерств иностранных дел, военного, морского, торговли и промышленности, товарищ министра внутренних дел и прокурор Петроградской судебной палаты.110 В мае КРО перешли из ведения Министерства внутренних дел в Военное и Морское, при этом получили право проводить обыски и аресты, что было закреплено в утвержденных правительством 17 июня «Временном положении о правах и обязанностях чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследования» и «Временном положении о морской контрразведывательной службе на театре военных действий».111
Столичная контрразведка с апреля вела наблюдение за штаб-квартирой большевиков особняком Кшесинской и лично В. И. Лениным, с июня — за Петроградской федерацией анархистов-коммунистов на Даче Дурново и Межрайонным комитетом РСДРП, которым руководил Л. Д. Троцкий. К июлю Петроградское КРО собрало сведения о финансовых связях большевиков с Германией и готовило арест В. И. Ленина и др., но не смогло предотвратить кровавых июльских событий. 4 июля большевики во главе с М. Ю. Козловским захватили помещение КРО. После публикации П. Н. Переверзевым документов, компрометирующих большевиков, В. И. Ленин и Г. Е. Зиновьев скрылись в подполье.112 Однако доказательств для политического процесса было недостаточно, а КРО так и не стали новой по-
109 Вестник Временного правительства. 1917. 7 марта; 14 мая. по ГАРФ. Ф. 1791. Оп. 2. Д. 500. Л. 1, 57.
111 Скрипилев Е. А. Карательная политика Временного правительства (март— октябрь 1917 г.) // Актуальные проблемы историко-правовой науки. Саратов, 1982. С. 79.
112 Юренев И. Контрразведка // Вперед. 1917. 17 июня. № 4. С. 9—10; Аш-берг У. Между Россией и Западом: 1914—1924гг. Из воспоминаний «красного банкира» // Из глубины времен. 1993. Вып. 2. С. 8—10; Ляндрес С. Немецкое финансовое участие в русской революции // Россия в 1917 г.: Новые подходы и взгляды-СПб., 1993. Вып. 1. С. 60—64.
литической полицией, способной защищать правительство от попыток государственного переворота.
Провал июньского наступления на фронте ребром поставил вопрос о восстановлении воинской дисциплины. 12 июля по требованию генералов А. А. Брусилова, Л. Г. Корнилова, В. Н. Клем-бовского, правительственных комиссаров Б. В. Савинкова, М. М. Фи-лоненко, В. П. Гобечиа военный и морской министр А. Ф. Керенский внес на рассмотрение Временного правительства вопрос о восстановлении смертной казни через расстрел на фронте в отношении военнослужащих за воинские преступления (измену, сдачу в плен, бегство с поля боя, разбой). «Правительство спасения революции» в тот день единогласно приняло постановление «О восстановлении смертной казни и учреждении военно-революционных судов». Оно было объявлено приказом № 441 по военному ведомству 14 июля. Новые военно-революционные суды стали заменой распущенных приказом от 13 марта военно-полевых судов. Смертный приговор должен был тотчас приводиться в исполнение. Месяц спустя, 17 августа, с целью дать смертникам «действительные гарантии справедливости», правительство внесло изменения и дополнения в постановление от 12 июля. Смертный приговор должен был утверждаться командующим армией и состоящим при нем правительственным комиссаром, а в случае их разногласия — военным комиссаром при верховном главнокомандующем. Дополнительно разъяснялось, что смертная казнь применима лишь к военнослужащим, совершившим преступления после получения на местах постановления от 12 июля.113
Во Временном правительстве преобладали православные, но представлены были и другие исповедания: из старообрядцев происходили А. И. Гучков и А. И. Коновалов, из сектантов-молокан — М. И. Скобелев. Буддисты почитали министра просвещения академика-востоковеда С. Ф. Ольденбурга как Бодисатву. Если кто и был атеистом, то не воинствующим. Текст присяги министров в Сенате содержал клятву «перед Всемогущим Богом».114 Но с первых шагов правительство взяло курс на создание светского государства с равноправными церквами и религиозными общинами как частями самоуправляющегося общества. Оно издало постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», которое 20 марта было опубликовано и вступило в силу.115 Еще раньше, 10 марта, правительство устранило национальные и вероисповедные ограничения из уставов акционерных обществ. Старообрядцы, католики, иудеи, мусульмане и другие «иноверцы» уравнивались с православными в правах имущественных, выбора места жительства, занятия предпринимательством и ремеслом, поступления на гражданскую и военную службу и в учебные заведения, быть присяжными заседателями, опекунами,
113 Революционное движение в русской армии... С. 323—324: Керенский А. Февраль и Октябрь // Современные записки. 1922. № 9.
*14 Журнал Министерства юстиции. 1917. № 2—3. С. 65—66. 115 Сборник указов и постановлений... Вып. 1. С. 25—26, 46—49.
участвовать в выборах и прочем. Канули в прошлое государствен ный антисемитизм и «черта оседлости».
Департамент иностранных исповеданий Министерства внутренних дел был преобразован в Национальный отдел. Ему поручалось разработать предложения по уничтожению национальных ограничений. Возглавил отдел товарищ министра В. Я. Гуревич Устранение национально-религиозных ограничений обеспечило Временному правительству поддержку национальных партий, старообрядцев, евангельских христиан и других сектантов, раввинов исламского духовенства, меннонитских общин. 1917 год открыл «золотое десятилетие» евангельско-баптистского движения в России.
Постановлением 14 июля «О свободе совести» Временное правительство законодательно закрепило установившуюся свободу выбора гражданами исповедания, кроме изуверских сект, и право религиозных организаций на религиозно-общественную, проповедническую, благотворительную и педагогическую деятельность. Регистрация рождения, брака и смерти осталась в руках духовенства. Полная свобода совести предполагала равноправие верующих и неверующих, отделение церкви от государства и школы от церкви, секуляризацию церковной собственности. В России вопрос об этом ставили социал-демократы и эсеры, большевики даже требовали законодательно закрепить право на атеизм и атеистическую пропаганду.116 Франция, чей демократический опыт вдохновлял российских реформаторов, к тому времени уже отделила церковь от государства и запретила деятельность религиозных обществ в народном просвещении. Однако Временное правительство ограничилось расширением веротерпимости.
В стремительный круговорот реформ вместе с государством вовлекалась подчиненная ему православная церковь. Новый обер-прокурор В. Н. Львов 4 марта от лица Временного правительства объявил об освобождении церкви от неканонического главенства царя, и царский трон был удален из зала заседаний Св. Синода. В. Н. Львов энергично начал с очищения церкви, как он выразился, «от гангренозных пятен, которые покрывали ее тело», —с увольнения друзей и ставленников Г. Е. Распутина.117
Стихия революционного народоправия ворвалась в жизнь епархий и покончила с епископским самодержавием и бесправием приходского духовенства. Клир и миряне создавали исполнительные комитеты, которые устанавливали контроль над епископами и кое-где изгнали их с кафедр. 29 апреля новый состав Св. Синода ввел выборность епископата тайным голосованием на чрезвычайных епархиальных съездах клира и мирян. Свободно избранный ими епархиальный совет ограничил епископскую власть. Как и христиане первых веков, клир и миряне начали участвовать в управлении церковью. В ней складывалось коллегиально-предста-
116 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 17—18.
117 Регельсон Лев. Трагедия Русской Церкви. С. 204; Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 236.
вительное самоуправление. Опасения, что клир и миряне изберут не лучших пастырей, вскоре рассеялись.
Всероссийский съезд духовенства и мирян 1 —10 июня в Москве высказался за государственную правовую и материальную поддер-яску всем религиозным организациям, включая «иноверческие», и за сохранение первенства православной церкви. «Отделить российское государство от церкви — значит отделить народ от его совести, лишить его нравственной опоры», — сказал в беседе с д. Ф. Керенским епископ Уфимский Андрей.118
Острый конфликт православной церкви с Временным правительством вызвало его постановление 20 июня «Об объединении, в целях введения всеобщего обучения, учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения». 37 тыс. церковных школ (кроме семинарий и епархиальных училищ) вышли из ведения Св. Синода. Это соответствовало пожеланию съездов учителей церковных школ.119 Отменялось обязательное преподавание в школе закона божия. Церкви трудно было смириться с утратой незаменимого средства христианско-просве-тительской деятельности, и она направила делегацию к А. Ф. Керенскому с целью добиться отмены этого постановления, но тот заявил о решимости Временного правительства добиваться вне-конфессиональности нового строя.120
5 августа пост обер-прокурора был упразднен. А. В. Карташев стал министром исповеданий. Завершился петербургский синодальный период истории церкви. Ее центр вновь переместился в Москву, где 15 августа в Успенском соборе Кремля открылся 1 Всероссийский Поместный Собор (73 архиерея, 192 приходских клирика и 299 мирян). Согласно его решениям, высшей властью в области вероучения, церковного управления и суда стал Поместный собор. Управление церковью возглавил избранный Собором патриарх Тихон как первый среди равных ему епископов, подотчетный Собору и обязанный отстаивать интересы церкви перед государством. Собор закрепил епархиальное и приходское самоуправление, восстановил древний обычай избрания настоятелей и наместников монастырей монашеской братией с одобрения епархиального архиерея и с утверждением затем в Св. Синоде. Собор постановил, что православная церковь не участвует в политической борьбе и осудил «тех, кто видит единственное основание своей власти в насилии одного сословия над всем народом», «лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия».121 И позднее патриарх Тихон отказался принять чью-либо сторону в братоубийственной гражданской войне и отказал белому движению в испрашиваемом благословении. Единственно возможным путем духовного возрождения церкви
118 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.
С. 445.
119 Смирнов Н. Н. На переломе: российское учительство накануне и в дни
революции 1917 года. СПб., 1994. С. 262—266.
120 Цыпин Владислав. История Русской Православной Церкви. М., 1994.
С. 27.
121 Регельсон Лев. Трагедия Русской Церкви. С. 215—218.
1 \ |
было обретение независимости и внутренней свободы, но сберечь их позднее, в условиях атеистической диктатуры Московская Патриархия не смогла и оказалась интегрированной в сталинскую тоталитарную систему.
Одной из острейших проблем, от успеха решения которой зависели судьба Временного правительства и перспективы демократического развития России, был продовольственный кризис. Приняв Министерство земледелия, А. И. Шингарев обнаружил, «что в некоторых частях фронта хлеба осталось на полдня, а в некоторых городах хлеба не было совсем, и призрак голода веял над большим пространством Российского государства. Институт твердых цен был разрушен Риттихом, никаких цен на хлеб не существовало. Возникла совершенно дикая извращенная экономическая жизнь. Все спуталось и перепуталось до последней степени».122
А. И. Шингарев привлек в министерство опытных специалистов из кооперации, и хотя среди них были социалисты, Петроградский Совет начал борьбу за подчинение «буржуазного министра» своему контролю, отягощая его труд своим назойливым вмешательством в дело, за которое Совет не нес ответственности.123 Вместо Особого совещания по продовольствию по настоянию Петроградского Совета 9 марта правительство учредило Общегосударственный продовольственный комитет под председательством министра земледелия, который должен был выработать принципы, способы и план улучшения снабжения продовольствием. Большинство в этом органе, однако, оказалось на стороне министра, а левая оппозиция насчитывала менее трети голосов.124