Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Классификация доходов предприятия.
Это увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала.
Есть доходы от обычных видов деятельности, и на прочие. Первое – это выручка от продажи продукции, поступлания по выполнению работ и оказанием услуг. К прочим же доходам относятся плата за право на изобретение и другую интеллектуальную собственность, проценты за предоставление и пользование денежных средств предприятия, и проценты за использование банком денежных средств со счета предприятия на этом банке. Так же к ним относятся штрафы, пенни и неустойки за нарушение договора, активы, полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, курсовые разности, суммы дооценки активов и прочее.
Выручка от реализации товара служит основным источником финансовых потоков на предприятии.
Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а так же формирует чистый доход предприятия. Выручка от реализации должна приносить ему прибыли и покрывать издержки.
Прибыль предприятия
Прибыль – часть добавленной стоимости, полученная в результате реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Это превышение доходов над расходами. Обратное положение – убытки.
К факторам роста прибыли относят:
-увеличение объема продаж, рост цен, снижение себестоимости, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Прибыль предприятия распределяется между государством, банком, собственником предприятия и самим предприятием. Пропорции могут сильно воздействовать на деятельность. Взаимоотношения предприятия и гос.бюджетов разного уровня по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
В состав налогов, выплачиваемых предприятием входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. Часть налогов включается в цену продукции (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Некоторые налоги входят в состав расходов на производство продукции, то есть относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается амортизированного имущества. Это единый социальный налог, транспортный, земельный, лесной, импортные и таможенные пошлины, государственные пошлины.
Из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающееся предприятие после уплаты всех налогов, оно выплачивает кредиты. Налоги и выплата кредитов непосредственно влияют на часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть чистую прибыль.
Прибыль разделяется на:
-прибыль, увеличивающую стоимость имущества (участвующую в процессе накопления)
-прибыль, направляемую на потребление
Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Экономических эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль и экономия затрат и ресурсов. Экономически эффект – абсолютная величина, зависящая от масштаба производства и экономии затрат. Экономическая эффективность – соотношение между результатами хоз. деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурса. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а так же от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Это величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Эффективность предпринимательской среды определяется условиями экономической свободы и развитием организационно-хозяйственного новаторства.
На практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой. Все показатели можно подразделить на оценочные, характеризующие, достигнутые (возможные) уровни развития или результатов той или иной деятельности.
На затратные (отражающие уровни затрат) по осуществлениям различных видов деятельности.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных, и средних величин. Выделяют так же структурные и приростные показатели. Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений преимущество отдается стоимостному. Абсолютные показатели отражают уровенб развития предприятия, достигнутый за определенный период времени: оборот, выручка, прибыль, величина девидентов, уровень издержек производства и реализации продукции, основыне оборотные производственные фонды, задолженность.
Относительные показатели выделяются как отношении абсолютных показателей, характеризующих долю одного показателя другому или как отношение разнородных показателей. Процедуры их оценки заключаются в сравнении отчетных значений с базисными (плановыми), средними за предшествующий период, среднеотраслевыми.
Структурные показатели по расходу, капиталу и доходу характеризуют долю основных элементов в итоговой сумме. Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Могут быть даны в относительном и абсолютном выражении. Это, например, изменение прибыли за год и т.д.
Показатели качества продукции или услуг должно быть показано. Прибыль – абсолютный финансовый эффект и не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными и потребленными ресурсами. Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные величины. Это показатели рентабельности (доходности, прибыльности). Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственные, коммерические, инвестицонные), выгодность производства отдельных товаров и услуг. Показатель рентабельности в полной мере это характеризует, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом.
Показатель рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с затратами:
-рентабельность отдельных видов продукции (услуг)
-рентабельность операционной деятельности
-рентабельность инвестиционной деятельности и проектов
-рентабельность обычной деятельности
2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции (услуг):
-рентабельность продаж отдельных видов товаров и услуг
-общая рентабельность продаж
3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход и уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала:
-рентабельность совокупных активов (общая рентабельность)
-рентабельность операционного капитала, задействованного в основной деятельности
-рентабельность собственного (акционерного капитала)
Факторы можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные.
Так же их можно классифицировать на внутренние и внешние.
Внутренняя среда предпринимательского предприятия
Внутренняя среда предприятия – совокупность ряда взаимосвязанных факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, порожденных им и, в свою очередь, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность предприятия. Результатов взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (услуги) .Факторы внутренней среды предприятия можно сгруппировать по:
-производственно-технические. Включают в себя основные и оборотные средства предприятия. Совокупность машин, оборудования, инструментов и т.д., а так же средства, из которых создается продукция (сырье, материалы). Они учитывают технологию производства продукции.
-социальные. Это весь сложный комплекс соотношений между людьми, работающими на предприятии. Уделяется большое внимание подбору кадров. В процессе деловых отношений выделяют этапы: установление контакта – ориентация в ситуации – обсуждение вопроса, проблемы – принятие решения – выход из контакта.
-экономические. Это совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, и экономические показатели деятельности предприятия. Информационные – совокупность технических средств обеспечивающих каналы и сети предприятия информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием.
-информационные. Коммерческая (какую продукцию и в каком количестве изготовить продукции, по какой цене ее реализовать) , техническая (исчерпывающая характеристика продукции, технология её изготовления, устанавливает из каких частей материалов нужно производить изделие) и оперативная (выдача заданий персоналу, производится его установка по рабочим местам, его контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а так же корректировка управленческих операций) информация.
-маркетинговые(обеспечение потребностей, создание эффективной рекламы и системы сбыта)
-организации управления (
Все внутренние факторы можно разделить на объективные ( не зависят от субъектов управления) и субъективные (бла-бла-бла, отвлеклась, экскьюземуа)
Внешняя среда предпринимательского предприятия
Это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия. Зависит от внешней среды, поставок энергии и всякая такая шняга.
Внешние экономические факторы(общий уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д, все, где функционирует предприятие, это макроэкономические показатели, размер ВВП и его колебания, размеры инфляции и процентной ставки, колебания валютного курса, уровень эк.развития отдельных регионов) ; внешние политические условия (гос.устройство и гос.политика, как внешняя, так и внутренняя) ; внешние правовые составляющие(степень правовой урегилированности общественных отношений, состав законов и подзаконных актов, гарантия обеспечения безопасности предприятий и граждан); природно – климатические условия.