Формы возникновения государства
1. Западная форма (или европейский путь):
- классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным развитием частной собственности на землю, скот, рабов и т.п., было главным в данной форме системно образующим фактором;
- от человека как собственника, личности, гражданина к формированию политической власти общества;
- защита гражданских нрав и свобод — главная задача государства;
- гражданин и государство — равные партнеры.
Разновидности западного пути возникновения государства:
а) афинский или классический («чистый») - (см. диалектику возникновения государства). В данном случае государство возникает из расслоения общества и классовых противоречий, без вмешательства каких-либо дополнительных факторов и появляется в виде полисов;
б) римский (вышеуказанные причины + борьба плебеев, живших вне римских городов, против патрициев, т. е. горожан, знати);
в) древнегерманский (государство возникает в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варварами) римского государства).
2. Восточная форма (или азиатский путь):
- являлся одним из основных путей возникновения государства;
- устойчивые, традиционные социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность – здесь оказались важнейшими причинами развития первобытнообщинного строя по данному историческому направлению;
- управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества;
- здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения;
- значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
- общинная или коллективная собственность на землю, которая, минуя частную, переходит в собственность государства;
- деспот (тиран) как источник и носитель государственной власти;
- полная зависимость жителей от государственной власти, тирана.
Восточные государства:
- заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего;
- были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
Разновидности восточного пути возникновения государства:
а) египетский;
б) китайский;
в) персидский и др.
3. Смешанная форма возникновения государства:
- является сочетанием западного и восточного путей возникновения государства (примером являются такие государства как Русь и Германия);
- при таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений «сразу» к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно;
- община сохраняется из-за внешней угрозы;
- рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности;
- верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия;
- идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).
Особенности возникновения Древнерусского государства:
- миновало период рабовладельческого строя;
- высокий уровень развития производительных сил (орудий труда) у восточных славян позволяло достигать больших результатов при меньших затратах человеческих сил;
- климатические условия, которые делали невыгодным содержание рабов;
- более позднее, по сравнению с другими народами, разложение родового строя (задержка во многом обусловлена последствиями ледникового периода);
- наличие верви - крестьянской общины, сплоченной очень тесными внутренними связями, которая вытесняла рабский труд.
Таким образом:
- общей или единой формы возникновения политической власти (государства) не было и не могло быть;
- комплекс объективных и субъективных факторов (природных, географических, исторических, политических, национальных, личностных) в каждом конкретном случае порождал специфику в той или иной форме государства.
- процесс возникновения государства характеризовался рядом типичных черт и стадий, которые и формируют институт государства как особого социального феномена. При этом у многих народов наблюдались существенные отклонения от "типовой" модели формирования государства, что можно рассматривать как особенности возникновения государства на различных территориях
Причины возникновения права:
- экономические (появление частной собственности, разделения труда и т.п.);
- социально-политические (классовое расслоение членов общества, развитие политических отношений и т. п.);
- духовные (духовное развитие человека, общества).
Право невозможно без государства, потому что:
- право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению тех или иных действий.
- государство - творец права, т.е. преобразование обычаев в правовые нормы, «открытие» права как такового невозможно без деятельности государственного аппарата;
- без государственного обеспечения правовые нормы теряют смысл.
Основные теории происхождения государства и права:
1. Патриархальная (Аристотель, Р.Филмер, Н.Михайловский, Конфуций):
- государство это естественный результат исторического развития семьи,
форма социальной жизни;
- государство в лице монарха есть продолжение отцовской власти в семье (если отец в семье - глава для членов своей семьи, то монарх - глава государства, «отец» для своих подданных, которые обязаны подчиняться его воле);
- власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином.
2. Теологическая (Ф. Аквинский, Заратустра, св. Августин, А. Мень, официальная доктрина Ватикана и Русской Православной Церкви):
- это одна из древних теорий происхождения государства;
- государство – это воплощение божественной воли на земле, результат божественного промысла;
- только то государство имеет будущее, где соблюдаются христианские заповеди;
- государство вечно, как и сам Творец, поскольку божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка.
3. Договорная или естественно-правовая (Г.Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Ж. Руссо, Д. Локк, Д. Дидро, Гольбах, А.Н. Радищев):
- государство и право — продукты человеческого разума;
- народ является источником государственной власти, носителем суверенитета;
- права и свободы человека носят неполитический характер;
- государство не имеет права отменять естественные права и свободы человека, оно обязано их охранять;
- в целях выживания люди объединяются в государственный союз, поручая ему ряд функций, поэтому государство — это результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития;
- в основе этих правил или общественного договора лежит народный суверенитет, главенствующий над суверенитетом государства;
- если правители нарушают общественный договор, то народ, как единственный источник власти в государстве, имеет право на их свержение и установление нового политического режима.
4. Органическая (Платон, Аристотель, Г. Спенсер):
- государство должно быть подобно здоровому человеческому организму, имеющему свои «руки», «ноги», «сердце» «голову» т.д.;
- каждая из отдельных частей государства самостоятельно существовать не может;
- государство должно соответствовать (не противоречить) общественному организму;
- если государство «здоровое», то и все его «клетки» функционируют нормально. И напротив, «болезнь» отдельных частей государства отрицательно сказывается на состоянии всего государственного организма в целом.
5. Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский):
- государство возникает в результате завоевания одних племен другими;
- насилие составляет первооснову государства;
- в ходе эволюции выживают только сильнейшие государства.
6. Материалистическая или классовая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин):
- государство возникает в результате развития экономических (материальных) отношений, которые обусловливают:
а.) общественное разделение труда;
б) появление прибавочного продукта;
в) возникновение частной собственности на орудия и средства производства;
г) раскол общества на антагонистические классы.
- «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим».- К.Маркс.
- «государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим».- В.И.Ленин.
7. Психологическая (З.Фрейд, Д.Фрейзер, Л.Петражицкий, Н.М.Коркунов):
- государство – это результат особых переживаний, психобиологических влечений, инстинктов человека;
- основа государства лежит в свойствах человеческой психики;
- государство необходимо для подавления природных, агрессивных влечений человека;
- закономерности развития государства адекватны общим законам психологии.
8. Расовая(Ж..Гобино, Ф.Ницше):
- люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы;
- высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами;
- высшие расы являются создателями государства как организации управления низшими расами.
10. Патримониальная (Галлер):
- государство произошло от права собственника на землю (патримониум);
- из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет.
11. Ирригационная(К.Витфогель):
- возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы;
- государство выступает как организатор масштабных общественных работ.