Конституция РФ 1993 года. Политический режим Б. Ельцина. Обострение политического соперничества в конце 1990-х гг

Конституция РФ — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Россия времен Б. Ельцина представляла собой смесь авторитаризма на региональном уровне и демократии на федеральном. Политическую систему, сложившуюся при Б.Ельцине, назвали «режимно-государственной», так как в центре режима находился президент с большим объемом полномочий. Результатом такой политической практики стало ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.

Конституция 1993 г., закрепив власть Б. Ельцина, установила «демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим» . Можно выделить ряд особенностей осуществления власти, противоречащих конституционным положениям:
• гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
• номинальность разделения властей: законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти;
• неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;
• сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;
• фактическая подконтрольность правительства только президенту и полная зависимость от политической конъюнктуры, а не от результатов деятельности, вследствие чего происходила кадровая чехарда (порой безосновательная);

• множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);

• концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и крупных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, что приводило к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
• укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
• малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию – посредника между властью и обществом;
• широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
• неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
• отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые ориентировали бы поведение граждан.

Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, т.е. сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.

Поскольку ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Государственной думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, пропадает главный стимул для участия в избирательных кампаниях.

В 1990-е гг. отсутствие долговременной стратегии развития сочеталось с обилием разного рода федеральных программ, слабо увязанных между собой и финансово необеспеченных. При неразвитости массового гражданского самосознания, фрагментарности общества и его отчужденности от власти правящая элита выработала определенный механизм поддержания относительной стабильности внутри себя и общества в целом. В этот механизм были встроены парламентские партии, включая КПРФ, претендующую на роль выразителя протестных настроений населения. Став элементом политического режима, они, однако, не противостояли корпоративным группам правящей элиты.
Неспособность партий выполнять функцию защиты групповых интересов, рост влияния корпораций и масштабов их лоббистской деятельности, распространение коррупции при пассивности и разобщенности населения создавало реальную перспективу формирования клиентарного общества вместо гражданского.

Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Национальные конфликты на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция.

Финансовый кризис августа 1998 г. Стабилизация и рост национальной экономики. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Начало реформы образования.

Наши рекомендации