Недопустимость покупки информации у источника

В чем заключается специфика этической регуляции деятельности журналиста в сравнении с другими видами социальной регуляции?

1. Этическая саморегуляция профессии журналиста в сравнении с регулятивными механизмами власти и рынка (бизнеса).

2. Что значит «служить обществу» (быть «четвертой властью»)? Журналист как выразитель базовых потребностей человека в публичной сфере.

3. Понятие справедливости.

Тема 2

Какова роль морали в жизни человека и в жизни общества?

1. Моральное измерение человека: цельность, внутренняя осмысленность жизни. Душа и разум. Добрая воля. Ненасилие как категорический моральный запрет.

2. Моральное измерение общества: самоценность человеческого общежития. Свободная автономная воля и всеобщность. Золотое правило нравственности.

3. Мораль (нравственность) и этика: определение понятий. «Этика правила» (деонтологическая этика) и «этика последствий» (телеологическая этика). Профессиональная этика как эклектичная система.

Тема 3

Истоки профессиональной этики:

правовое знание или «голос совести»?

1.Система моральной регуляции: нормы, ценности, принципы. Противоречие моральных и профессиональных ценностей в деятельности журналиста.

2.Журналистика: профессия или ремесло? Этос как совокупность элементарных норм житейского поведения, как уклад жизни какой-либо общности. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Проблема морального выбора. Профессиональное достоинство.

3.Профессиональная этика как выражение организационной культуры и самоидентификации корпоративного сообщества.

Тема 4

Каковы «механизмы» влияния профессиональной этики на журналистскую практику?

1. Теория социальной ответственности прессы.

2. «Механизмы» воздействия профессиональной общности на поведение отдельного журналиста: опыт мирового сообщества. Кодексы профессиональной этики. Большое жюри.

3. Миссия как предназначение. Долг как выражение миссии профессии. Ответственность как субъективное понимание этой миссии.

Тема 5

Журналист и аудитория (читатель, слушатель, зритель):

Опыт этической кодификации отношений

- Отделение факта от мнения (в новостной журналистике);

- Работа с информацией, не поддающейся проверке; недопустимость работы со слухами;

- Исправление ошибок, предоставление права на ответ;

Защита жертв, родственников, свидетелей

(преступления, катастрофы, несчастные случаи);

- Запрет или ограничение на совмещение журналистской работы с другими профессиями или видами деятельности;

Защита родственников, друзей, знакомых тех, кто подозревается или обвиняется в преступлениях.

Тема 6

Журналист и персонажи журналистских произведений:

Опыт этической кодификации отношений

- Недопустимость дискриминации граждан и групп граждан по определенным признакам (раса, национальность, вероисповедание, пол, сексуальная ориентация, возраст и др.);

- Регламентация работы с информацией, касающейся частной жизни;

- Презумпция невиновности как норма в работе с информацией о преступлениях;

- Защита репутации, недопущение диффамации, клеветы, оскорблений;

- Регламентация работы с информацией, касающейся детей и подростков;

Регламентация работы с информацией о болезнях и данных медицинского характера.

Тема 7

Журналист и источник информации; журналист и коллеги;

Журналист и власть: опыт этической кодификации отношений

1. Журналист - источник информации.

- Этическая регламентация методов (способов) сбора информации;

- Сохранение в тайне имени информанта;

Регламентация работы с информацией, в т.ч. в режиме журналистского

расследования;

Недопустимость покупки информации у источника.

2. Журналист – коллеги.

- Регламентация внутрипрофессиональных взаимоотношений.

3. Журналист – власть.

-Регламентация взаимоотношений «пресса-власть».

4. Работа журналиста в экстремальной ситуации.

Тема 8

Медиа-этика как основа морали информационного будущего

1. Журналистика и иные области деятельности (связи с общественностью, рекламная деятельность, политическая деятельность, актерская/шоу/деятельность, бизнес). Профессиональная этика как выражение сущностных функций профессиональной деятельности.

2. Влияние интернета на профессиональную этику журналиста. Виртуальные нравы. Понятие медиаэтики.

3. Медиаэтика: российская практика.

Задание к зачету:

· Составить свой кодекс профессиональной этики журналиста, выписав по одному правилу из существующих кодексов (См.: Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы / Под ред.Ю.В.Казакова. – Т.1.- М., 1999) по каждой из позиций, приведенных в темах 5-7. Знать «свой» кодекс и уметь привести примеры из журналистской практики, иллюстрирующие каждое правило.

· На экзамен принести с собой примеры из прессы или Интернета по каждому из этических стандартов.

Обязательная литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998 или Скрипник А.П. Этика. – М.,2004.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.

Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. Казань, 2007.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.

Дополнительная литература

Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень, 2002.

Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб, 1999.

Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.

Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994.

Муратов С.А. ТV – эволюция нетерпимости.

Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы. Сост. Казаков Ю.М. Т.1. М., 1999.

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995.

Казаков Ю. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. М., 2001.

Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека». – Казань, 2004 (последняя глава).

Наши рекомендации