Недопустимость покупки информации у источника
В чем заключается специфика этической регуляции деятельности журналиста в сравнении с другими видами социальной регуляции?
1. Этическая саморегуляция профессии журналиста в сравнении с регулятивными механизмами власти и рынка (бизнеса).
2. Что значит «служить обществу» (быть «четвертой властью»)? Журналист как выразитель базовых потребностей человека в публичной сфере.
3. Понятие справедливости.
Тема 2
Какова роль морали в жизни человека и в жизни общества?
1. Моральное измерение человека: цельность, внутренняя осмысленность жизни. Душа и разум. Добрая воля. Ненасилие как категорический моральный запрет.
2. Моральное измерение общества: самоценность человеческого общежития. Свободная автономная воля и всеобщность. Золотое правило нравственности.
3. Мораль (нравственность) и этика: определение понятий. «Этика правила» (деонтологическая этика) и «этика последствий» (телеологическая этика). Профессиональная этика как эклектичная система.
Тема 3
Истоки профессиональной этики:
правовое знание или «голос совести»?
1.Система моральной регуляции: нормы, ценности, принципы. Противоречие моральных и профессиональных ценностей в деятельности журналиста.
2.Журналистика: профессия или ремесло? Этос как совокупность элементарных норм житейского поведения, как уклад жизни какой-либо общности. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Проблема морального выбора. Профессиональное достоинство.
3.Профессиональная этика как выражение организационной культуры и самоидентификации корпоративного сообщества.
Тема 4
Каковы «механизмы» влияния профессиональной этики на журналистскую практику?
1. Теория социальной ответственности прессы.
2. «Механизмы» воздействия профессиональной общности на поведение отдельного журналиста: опыт мирового сообщества. Кодексы профессиональной этики. Большое жюри.
3. Миссия как предназначение. Долг как выражение миссии профессии. Ответственность как субъективное понимание этой миссии.
Тема 5
Журналист и аудитория (читатель, слушатель, зритель):
Опыт этической кодификации отношений
- Отделение факта от мнения (в новостной журналистике);
- Работа с информацией, не поддающейся проверке; недопустимость работы со слухами;
- Исправление ошибок, предоставление права на ответ;
Защита жертв, родственников, свидетелей
(преступления, катастрофы, несчастные случаи);
- Запрет или ограничение на совмещение журналистской работы с другими профессиями или видами деятельности;
Защита родственников, друзей, знакомых тех, кто подозревается или обвиняется в преступлениях.
Тема 6
Журналист и персонажи журналистских произведений:
Опыт этической кодификации отношений
- Недопустимость дискриминации граждан и групп граждан по определенным признакам (раса, национальность, вероисповедание, пол, сексуальная ориентация, возраст и др.);
- Регламентация работы с информацией, касающейся частной жизни;
- Презумпция невиновности как норма в работе с информацией о преступлениях;
- Защита репутации, недопущение диффамации, клеветы, оскорблений;
- Регламентация работы с информацией, касающейся детей и подростков;
Регламентация работы с информацией о болезнях и данных медицинского характера.
Тема 7
Журналист и источник информации; журналист и коллеги;
Журналист и власть: опыт этической кодификации отношений
1. Журналист - источник информации.
- Этическая регламентация методов (способов) сбора информации;
- Сохранение в тайне имени информанта;
Регламентация работы с информацией, в т.ч. в режиме журналистского
расследования;
Недопустимость покупки информации у источника.
2. Журналист – коллеги.
- Регламентация внутрипрофессиональных взаимоотношений.
3. Журналист – власть.
-Регламентация взаимоотношений «пресса-власть».
4. Работа журналиста в экстремальной ситуации.
Тема 8
Медиа-этика как основа морали информационного будущего
1. Журналистика и иные области деятельности (связи с общественностью, рекламная деятельность, политическая деятельность, актерская/шоу/деятельность, бизнес). Профессиональная этика как выражение сущностных функций профессиональной деятельности.
2. Влияние интернета на профессиональную этику журналиста. Виртуальные нравы. Понятие медиаэтики.
3. Медиаэтика: российская практика.
Задание к зачету:
· Составить свой кодекс профессиональной этики журналиста, выписав по одному правилу из существующих кодексов (См.: Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы / Под ред.Ю.В.Казакова. – Т.1.- М., 1999) по каждой из позиций, приведенных в темах 5-7. Знать «свой» кодекс и уметь привести примеры из журналистской практики, иллюстрирующие каждое правило.
· На экзамен принести с собой примеры из прессы или Интернета по каждому из этических стандартов.
Обязательная литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998 или Скрипник А.П. Этика. – М.,2004.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999.
Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. Казань, 2007.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.
Дополнительная литература
Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень, 2002.
Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб, 1999.
Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.
Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994.
Муратов С.А. ТV – эволюция нетерпимости.
Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы. Сост. Казаков Ю.М. Т.1. М., 1999.
Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995.
Казаков Ю. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. М., 2001.
Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека». – Казань, 2004 (последняя глава).