Открытые и теневые процессы

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Политический процесс – это:

§ цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики;

§ совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей;

§ совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Политический процесс – форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Характер и конкретное содержание политического процесса определяется особенностями политической системы и существующего режима.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

§ субъекта, носителя власти;

§ объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

§ средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

В качестве средств могут выступать материальные и технические ресурсы, информация, знание и т.д. Несогласованность всех элементов политического процесса (субъектов, объектов, целей, средств, методов и ресурсов исполнителей) приводит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание СНГ и др.).

Внешнеполитические и внутриполитические процессы

Итак, первое основание для классификации рассматриваемого явления – отнесение его разновидностей к внешнеполитическим или внутриполитическим. Процесс, относимый к первому типу, предполагает участие субъектов, имеющих непосредственное отношение к институтам власти и общества, которые функционируют внутри отдельно взятого государства. Это могут быть люди, занимающие какие-либо должности в органах власти, руководители предприятий, общественных структур, партий или рядовые граждане. Внешнеполитический процесс предполагает, что на его ход влияют субъекты иностранного происхождения – главы государств, зарубежных корпораций и учреждений.

Добровольные и контролируемые процессы

Следующее основание, по которому определяются отдельные типы политических процессов – отнесение рассматриваемых явлений к добровольным или контролируемым. В первом случае предполагается, что субъекты, влияющие на ход соответствующих событий, действуют, исходя из личной политической воли, руководствуясь своими убеждениями и приоритетами. Это может выражаться, например, в участии людей в выборах главы государства. Явка на них добровольная, равно как и выбор кандидата. Контролируемые политические процессы предполагают, что субъекты, влияющие на них, действуют, исходя из предписаний закона или, например, в силу административного воздействия со стороны уполномоченных структур.

Открытые и теневые процессы

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Следующее основание для классификации рассматриваемого явления – отнесение его разновидностей к открытым или теневым. Политические процессы первого типа предполагают, что субъекты, влияющие на него, ведут деятельность публично. В большинстве развитых государств так и происходит: в частности, люди выбирают президента из числа кандидатов, которые известны всем. Процедуры избрания главы государства зафиксированы в законах и доступны каждому для ознакомления. Президент, которого выбрали люди, имеет известные всем полномочия и реализует их. Но есть страны, в которых высшие должностные лица также выбираются, однако реальные политические решения могут принимать непубличные субъекты, сущность которых непонятна для рядовых граждан, а доступ к соответствующей информации закрыт. В первом случае политический процесс будет открытым, во втором – теневым.

Наши рекомендации