Развитие трудового и социального законодательства в Англии.
Первые буржуазные законы о труде в Англии исторически выступали как непосредственное продолжение «кровавого законодательства», которое, отражая потребности первоначального накопления капитала, «железом и кровью» приучало экспроприированные массы населения .к дисциплине труда. Принудительное государственное регулирование условий труда оставалось характерным для Англии в течение всего .
XVIII в. Именно такова была суть многочисленных законов парламента о бродяжничестве, актов об установлении максимальной заработной платы и т. п. Но с промышленной революцией и укреплением экономических позиций капиталистов государственная регламентация трудовых отношений не только потеряла смысл для предпринимателей, но и стала для них обременительной. Поэтому в Англии в начале XIX в. 'были отменены старые законы о регулировании заработной платы, и, используя «свободу договора», капиталисты навязывали рабочим невыносимые условия труда.
В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности (восходящие еще к статуту времен Елизаветы I), что означало отказ от выдачи беднякам пособий деньгами и продуктами, осуществлявшейся ранее приходами. Закон 1834 г. предусмотрел лишь одну форму «помощи» безработным и бедным—помещение в работные дома, приближавшиеся, по сути дела, к каторжным.
Провозглашенный в интересах буржуазии лозунг государственного невмешательства в хозяйственную жизнь проводился не последовательно, отнюдь не означал того, что рабочий и предприниматель юридически были в равном положении. В Англии даже во второй половине XIX в. продолжали действовать нормы «общего права», согласно которым предприниматель, нарушивший контракт с рабочим, мог преследоваться только путем гражданского иска. Если же трудовой контракт нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности. В области трудовых отношений непоследовательность политики экономического либерализма проявилась также в многочисленных запретах и ограничениях, которые устанавливались в связи с появлением и ростом рабочих объединений.
Еще в 1799 г. английский парламент принял закон, согласно которому запрещались соглашения рабочих, а также любая деятельность, направленная на создание объединений с целью повышения заработной платы или сокращения рабочего дня. Нарушение закона влекло за собой применение уголовных наказаний, которые налагались судьей единолично, без участия присяжных. Но английской буржуазии не удалось добиться эффективного применения этого закона. Уже в начале XIX в. растущее рабочее движение по существу опрокинуло запрет профессиональных союзов. В 1824 г. парламенту пришлось пойти на уступки и легализовать соглашения рабочих, которые ставили своей целью повышение заработной платы, сокращение рабочего дня или организацию бойкотов. Правда, уже в следующем году парламент объявил уголовно наказуемыми действия рабочих, которые сопровождались «насилием над личностью или собственностью, угрозами, запугиваниями». Закон 1824 г., несмотря на последовавшие оговорки, сделал возможным образование в Англии профессиональных рабочих союзов и послужил толчком к развитию тред-юнионистского движения.
Рабочее движение в Англии по мере своего роста все более и более выходило за рамки, отведенные ему господствующим классом. В последней трети XIX в. вопрос о легальности профсоюзов и различных средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В июне 1871г. был .принят закон о рабочих союзах, где дели тред-юнионов в принципе признавались правомерными и запрещались судебные преследования рабочих за участие в профсоюзной деятельности. Но одновременно в виде поправки к уголовному законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) рассматривались как наказуемые.
В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки рабочему движению. Акт о предпринимателях и рабочих отменил уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового договора. Другим законом было установлено, что доктрина «общего права» о «преступном сговоре» не может применяться к соглашениям рабочих, заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами.
Но и в конце XIX в. английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейхбрехерам„ бойкоты и другие действия, которые, согласно закону 1871 г., по-прежнему считались преступными. При этом суды толковали эти понятия чрезвычайно широко. В 1899 г. в связи со стачкой железнодорожников в Таффской долине суд вынес решение о взыскании с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании. Это явно антипрофсоюзное решение вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому предпринимателям запрещалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза.
Постепенный рост организованности и активности рабочего класса позволил ему оказывать постоянное воздействие на позицию английского государства по вопросам регулирования труда. Хотя буржуазия декларировала государственное невмешательство в трудовые отношения, парламент был вынужден время от времени идти на уступки» вводить законодательные ограничения для некоторых наиболее грубых и антигуманных форм эксплуатации труда.
В первую очередь фабричное законодательство коснулось женского и детского труда. Попытки регламентировать эксплуатацию детского труда были сделаны еще в 1802 г. В 1883 г. был принят закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещался, рабочий день для ребенка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет—12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так называемых фабричных инспекторов. Но и это не дало значительного эффекта, так как предприниматели стали использовать систему «группового труда»: смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.
В 1842 г. был запрещен подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен превышать 10 часов: это же правило распространялось да мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в. (законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 человек.
Борьба за сокращение рабочего дня в Англии особенно усилилась •после того, как в 1866 г. на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе «было выдвинуто требование о 8-часовом рабочем дне. Но в законодательстве это требование нашло свое отражение только в начале XX в., причем первоначально применительно к отдельным отраслям промышленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шахтеров, почтовых служащих).
Во второй половине XIX в. появляются также первые законы, предусматривающие возмещение вреда рабочим в случае производственных травм. Закон 1880 г. предусмотрел материальную ответственность за производственный травматизм. Но ответственность возникала лишь в тех случаях, когда увечье было вызвано плохим качеством материала, небрежностью или неосторожностью лиц, которым был поручен надзор за рабочими. Выплачиваемое вознаграждение составляло лишь незначительную часть заработной платы. В 1906 г. был принят закон, согласно которому предприниматель мог освободиться от ответственности, «доказав» вину самого потерпевшего. Английский закон 1911 г. наряду с социальным страхованием на случай болезни, инвалидности, родов предусмотрел также страхование по безработице. Но пособие по безработице могло выдаваться только в течение 15 недель в году, причем размеры его были весьма скромными. Отдельных уступок от предпринимателей рабочие добивались также путем заключения коллективных договоров между тред-юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкретные условия труда и оплаты.