Восточные славяне в древности
Учебное пособие
РОСТОВ-НА-ДОНУ
УДК 947
И-90
История России: учеб. пособие / Под. ред. В.В. Наухацкого. – Ростов-н/Д., РГЭУ (РИНХ). – 2013. – 205 с.
ISBN 978-5-7972-1901-9
Подготовленное преподавателями кафедры исторических наук и политологии РГЭУ (РИНХ) учебное пособие представляет собой пятое, переработанное и дополненное издание книги «Отечественная история». Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает основные проблемы истории России с древнейших времен до начала XXI века. В пособии нашли отражение различные точки зрения, существующие в современной отечественной исторической науке. Пособие предназначено для студентов, абитуриентов, всех, кто интересуется историей России.
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор ЮФУ Трут В.П.
кандидат исторических наук, доцент РГЭУ (РИНХ) Орлова Н.Е.
Утверждено в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом РГЭУ «РИНХ».
ISBN 978-5-7972-1901-9 ©Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). 2013.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. Древняя Русь 8
1.1. Восточные славяне в древности 8
1.2. Древнерусское государство в IX – XII вв. 13
1.3. Русские земли в XIII в. 18
1.4. Борьба русского народа с иноземными нашествиями. Установление ордынского ига 21
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV – XVII ВВ. 26
2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV – XVI вв.) 26
2.2. Социально-политическое развитие единого Российского государства в XV – XVI вв. 31
2.3. Россия в период Смутного времени 37
2.4. Российское государство и общество в XVII веке 41
ГЛАВА 3. РОССИЯ В XVIII СТОЛЕТИИ 47
3.1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и личности Петра I 47
3.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 54
3.3. Россия в годы правления Екатерины II 58
ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 65
4.1. Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота) 65
4.2. Внутренняя политика при Александре I 68
4.3. Внешняя политика России в первой половине XIX века 72
4.4. Внутренняя политика при Николае I 75
4.5. Общественное движение в первой половине XIX века 77
ГЛАВА 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 81
5.1. Реформы 60–70-х гг. и контрреформы 80–90-х гг. в России 81
5.2. Общественно-политическое движение во второй половине XIX века 88
5.3. Внешняя политика России во второй половине XIX века 93
ГЛАВА 6. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ 97
6.1. Россия на рубеже веков. Развитие промышленности и сельского хозяйства 97
6.2. Революция 1905–1907 гг. Российская многопартийность 100
6.3. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина 105
6.4. Внешняя политика России. Первая мировая война 109
ГЛАВА 7. СССР В 1917-1939 годах 114
7.1. От Февраля к Октябрю. Установление советской власти и Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма» 114
7.2. Новая экономическая политика. Образование СССР 124
7.3. Форсированное строительство социализма: индустриализация и коллективизация 127
7.4. Политическая борьба 20-х – 30-х годов. Формирование культа личности И.В. Сталина 133
7.5. Преобразования советской власти в области культуры. Отношения с церковью 135
7.6. Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы 137
Глава 8. СССР в годы второй мировой войны и послевоенный период. 1939-1953 гг. 140
8.1. Внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны 140
8.2. СССР в годы Великой Отечественной войны 145
8.3. Международные отношения и проблемы внешней политики СССР в послевоенные годы 156
8.4. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения 159
Глава 9. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 164
9.1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева 164
9.2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965-1985 гг.) 170
9.3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период «перестройки» 176
Глава 10. Россия в 1991 г. – началЕ XXI в. 183
10.1. Политическое развитие России 183
10.2. Экономическое реформирование России 191
10.3. Россия и внешний мир 197
Библиографический список 204
Предисловие
Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие по истории России для студентов вузов. Учебное пособие охватывает историю России от Древней Руси до начала ХХI века. Поскольку в одной работе невозможно охватить все события, явления и стороны жизни общества на протяжении более тысячи лет, авторы сосредоточили свое внимание на ключевых событиях каждой эпохи. В силу ограниченного объема книги избрана очерковая форма изложения материала, которая и позволяет выделить отдельные крупные темы без утраты их общей связи.
Термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: как процесс развития человеческого общества, личности во времени; как наука, изучающая этот процесс. Деятельность миллионов людей составляет ту социальную действительность, изучением которой занимаются все науки об обществе. Объектом их познания являются реальные процессы возникновения, развития, функционирования человечества в целом, его сообществ. Однако каждая из наук об обществе изучает лишь одну из сторон указанного объекта. По замечанию К. Маркса, история представляет собой «не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Эта деятельность всегда развертывается в рамках какого-то сообщества, связана с определенным пространством и временем, проявляется во взаимодействии и борьбе людей во имя поставленной цели, выстраивает систему взаимосвязанных событий и явлений, развивающихся от прошлого к настоящему. Все это в совокупности и составляет исторический процесс, являющийся объектом исторической науки. Исторический процесс – нечто цельное. Однако в поле зрения каждой конкретной исторической дисциплины находится лишь какая-то часть объекта исторической науки. В соответствии с этим можно выделить экономическую, политическую, военную и другие истории либо историю отдельных стран и народов, отдельных цивилизаций.
Определение предмета связано с мировоззрением историка. Так, многие историки считают, что главным объектом в исторической науке является человек. Известный французский историк М. Блок определял историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности людей, считая, что предмет истории – «сознание людей». Историки-материалисты считают, что история изучает закономерности общественного развития. Возможно следующее определение предмета истории: история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. Как отмечал советский историк Л.В. Черепнин (1905 - 1977), история – это наука, которая изучает «развитие человеческого общества как закономерный процесс во всех конкретных формах, которые принимает это развитие».
Следует отметить, что исторические закономерности носят в известном смысле вероятностный характер. Условность исторических закономерностей связана с деятельностью человека, сознанием и волей людей. В числе закономерностей, которые выделяются в науке, надо отметить следующие: закономерность человеческой необходимости и исторической случайности, закономерность социально-политических перемен, закономерность альтернативности, диалектику объективного и субъективного в историческом процессе, диалектику связи общего, частного и особенного в историческом процессе. И еще одна закономерность: история изучает деятельность человека и ее результаты в развитии как последовательную цепь событий во времени, образующих причинно-следственные ряды.
Изучение истории как науки требует соблюдения определенных принципов, важнейшими из которых являются принципы историзма и объективности. Принцип историзма означает необходимость рассматривать все явления в развитии, во взаимосвязи, в единстве с теми условиями, в которых они проходили. В этом и заключается конкретно-исторический подход. Принцип объективности исторического познания требует от историка при изучении исторических событий докапываться до истины, формировать истинное представление об исторической реальности. Условием установления истины является намерение и стремление историка к исторической правде. Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (ок. 56 – ок. 117 гг.) принадлежат слова «Sine ira et studio» (без гнева и пристрастия). Принцип объективности может быть реализован только в том случае, если историческое прошлое будет изучаться на основе совокупности всех исторических фактов и явлений без какого бы то ни было исключения. Фальсификация же истории связана с избирательным подбором фактов и их интерпретацией.
Древние говорили, что история – наставница жизни. Люди всегда невольно оглядывались назад, сопоставляя прошлое с настоящим, чтобы предугадать будущее. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к таким вечным духовно-нравственным ценностям, как: мир, справедливость, добро, свобода, равенство, труд, красота, патриотизм.
Историческая наука выполняет важные функции: научно-познавательную (осмысление прошлого); прогностическую (современность несет в себе не только элементы недавних исторических событий, но и типологические черты отдаленного прошлого, уходящие корнями вглубь веков, что делает актуальным изучение опыта истории); воспитательную (мировоззренческую), связанную с укоренением в обществе гражданственности, патриотизма, гуманистических принципов.
Как отмечал великий русский историк В.О. Ключевский (1841 - 1911), «мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор. Знание своего прошлого облегчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которое предохраняет его как от косности, так и от торопливости. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».
Особенно возрастает интерес к истории в переломные эпохи, в периоды реформ и революций, когда не только отдельный человек, но и нация в целом пытаются точнее понять происходящее, найти ответы на жгучие вопросы современности, выбрать перспективу развития. Не случайно указами Президента РФ Д.А. Медведева в 2009 г. была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, а 2012 г. был объявлен Годом российской истории.
Исследователи истории России всегда стремились освещать ее с учетом изменений в обществе и достижений научной мысли. С конца 1980-х годов начался новый этап в историографии России, в основе которого – широкий доступ к ранее закрытым архивным документам, плюрализм мнений и отсутствие идеологической цензуры, отказ от монополизма формационной теории и разработка цивилизационного, модернизационного и иных методологических подходов к изучению истории России. Все это благотворно отразилось на развитии исторической науки. С другой стороны, страну захлестнула масса публикаций историко-публицистического характера, нередко основанных не на источниках, а горячем воображении авторов, их стремлении перечеркнуть все, что было наработано профессиональными историками за многие десятилетия. Отрадно отметить, что в последние 10 – 15 лет окрепла тенденция научного переосмысления истории, основанная на изучении новых архивных данных, современных методологических подходах. Это сделало возможным появление монографических разработок, авторы которых стремились к объективному освещению истории России, освобождению её от стереотипов и штампов. Авторы данного учебного пособия отразили на его страницах современные достижения науки, ушли от политизации истории, однако на содержании глав не могли не сказаться различные методологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры. Не стремясь навязать читателям свою точку зрения, авторы призывают их к размышлению, дискуссии, самостоятельному поиску исторической истины.
Учебное пособие написано на основе хронологически-проблемного подхода: история России изучается по периодам, а внутри них – по проблемам.
Учебное пособие подготовили преподаватели кафедры исторических наук и политологии РГЭУ (РИНХ): предисловие, главы 4,6,8,10 – д.и.н., профессор В.В. Наухацкий; главу 1 - к.и.н., доцент Н.В. Горбунова; главу 2 – к.и.н., доцент С.В. Филатов; главу 3 – к.и.н., доцент Т.А. Еремеева; главу 5 – к.и.н., доцент Н.Н. Боронникова; главу 7 – к.и.н., доцент А.А. Червякова; главу 9 – к.и.н., ст. преподаватель Ю.А. Чижикова.
Глава 1. Древняя Русь
План:
1.1. Восточные славяне в древности
1.2. Древнерусское государство в IX – XII вв.
1.3. Русские земли в XIII в.
1.4. Борьба русского народа с иноземными нашествиями. Установление ордынского ига.
Восточные славяне в древности
Предыстория славян уходит своими корнями в глубокую древность. По языку, культурным и антропологическим особенностям славянский этнос относят к индоевропейской семье. Ученые предполагают, что многие современные народы Европы и Азии имеют общих предков, которых принято называть индоевропейцами. Свидетельством общности индоевропейцев являются близкие для многих народов черты в строении древних жилищ, религиозных культах, языковых элементах. На основании данных археологии и лингвистики установлено, что индоевропейцы жили от Центральной Европы до Урала. В период неолита, то есть в III тыс. до н.э., индоевропейцы начали расселяться на запад и восток. Они разделились на 3 группы: восточную (Индия и Иран), западную (Западная Европа) и балто-славянскую (Восточная Европа). На рубеже III – II тыс. до н.э., в период бронзового века, когда обладание металлическими орудиями труда и оружием обусловили быстрое развитие индоевропейских племен, они начали обособляться друг от друга и говорить на разных диалектах.
Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке. Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и заселили Центральную и Восточную Европу. Существует несколько версий о местах раннего расселения славянского этноса.
Представление о том, что славянские народы некогда имели общую прародину, из которой затем расселились по территории Западной, Южной и Восточной Европы, берет свое начало в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет» (начало ХII в.). Создавший ее монах Нестор приводит мифологическую родословную славян, возводя ее к младшему сыну библейского Ноя – Иафету, который получил в удел Северные и Западные земли. Нестор поселяет славян в римской провинции Норик между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда они, теснимые римлянами, были вынуждены переселиться на Вислу и Днепр. Так на основе начальной летописи и свидетельств римского историка Тацита сложилась «дунайская» версия прародины славян, которой придерживались русские историки С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Последний рассматривал Карпаты как промежуточный этап в движении славян с дунайской прародины на территорию Восточной Европы, где они задержались до VI – VII вв.
Другие историки определяли прародину славян севернее: в междуречье Вислы и Одера или в Среднем Поднепровье и бассейне Припяти. Одним из сторонников такой версии был академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины, вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие – на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований.
Академик Б.А. Рыбаков на основании археологических данных предпринял попытку объединить обе версии решения проблемы славянской прародины и этногенеза. Согласно его теории, славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, которое сложилось в V–IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии. На рубеже III и II тыс. до н.э., когда в Европе развилось пастушеское хозяйство, скотоводческие племена в поисках пастбищ расселились по Европе, некоторые ушли на Средний Восток, в Северную Индию, Среднюю Азию. Тогда и началось разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: кельтскую, германскую, романскую, славянскую, греческую, иранскую, балтийскую. При этом праславяне заняли широкую полосу Центральной и Восточной Европы. На западе эту зону ограничивали Судеты, Татры и Карпаты, на севере – Балтийское море, восточным рубежом служила река Припять, а южная граница проходила по верховьям Днестра и Южного Буга, захватывая бассейн реки Роси, впадавшей в Днепр.
На этом огромном пространстве единый праславянский этнос развивался вплоть до середины I тыс. н.э. в непосредственном соприкосновении с другими народами как индоевропейской семьи, так и финно-угорской и тюркской языковой семьи. С III – IV вв. н.э. славяне присоединились к Великому переселению народов. На этом этапе они участвовали в нем пассивно. Они либо добровольно присоединялись к тому или иному могущественному племенному союзу, либо включались в него насильно. Так, в III – первой половине IV в. н.э. славяне входили в готский племенной союз, доминировавший в Северном Причерноморье, во второй половине IV – V вв. н.э. – в состав державы гуннов на той же территории, а в VI в. в состав Аварского каганата.
В VI – VII вв. в составе единого славянского этноса происходит постепенное выделение трех этнических групп – западных, южных и восточных славян. Арабским и европейским хронистам VI в. славяне были известны под тремя именами – венедов, склавенов и антов. Венедов они помещали к северо-востоку от Карпат в верховьях Вислы и Днестра, склавенов – в районе Нижнего Дуная, а антов, по словам историка Иордана, «самых могущественных среди славян», – вдоль широкой полосы от Дуная до Азовского моря.
К этому периоду относится упоминание об антах и отождествлении их со славянами в византийских источниках. По словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикона», анты и славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». О близости происхождения славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский. Он сообщает, что анты и славяне ничем не отличались друг от друга по языку и обычаям. На основании этих свидетельств в исторической науке возникло предположение, что антами в Византии называли именно восточных славян, которые жили в низовьях Днепра и Буга и в Прикарпатье. Само слово «ант» – иранского происхождения и означает «житель окраины». По-видимому, так византийские авторы называли население пограничной территории, где проживали как славянские, так и ираноязычные племена. Об этом свидетельствует и большое число заимствованных из иранских языков слов – собака, топор, хата.
Уже в VII – VIII вв. употребление названия «славяне» вытесняет в письменных источниках прочие наименования. Термин «славяне», по всей видимости, – это самоназвание этнической общности, означает – умеющие говорить, и отличающее их от прочих – «немцев», то есть немых, не умеющих говорить.
Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие. Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали землю до ее истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановится полностью естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной. В лесах же применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление.
Основными сельскохозяйственными культурами были: пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь. Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.
У славян также были распространены лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами «бортями» и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек. Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши.
Историки связывают с природно-географическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточнославянского этноса.
Потребности домашнего хозяйства вызывали необходимость создания ремесленных изделий: развивалось кузнечное дело, гончарное производство, ткачество. Но в VI – VII вв. ремесло еще не было отделено от сельского хозяйства. К VIII – IX вв. происходит улучшение техники землепользования и совершенствование орудий труда, что позволяет собирать лучший урожай. Теперь отдельная часть соплеменников могла сосредоточить усилия на изготовлении ремесленных изделий в отрыве от занятия земледелием. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. Некоторые ремесленники начинают селиться отдельно, образовывая городища – центры небольших округов. На их месте со временем возникают города, такие, как: Киев, Новгород, Чернигов, Суздаль. Города, стоявшие на важнейших торговых путях – «из варяг в греки», – становятся торговыми, а затем и политическими центрами.
Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание – вече и племенной вождь, выступавший как военный предводитель.
Суровые климатические условия, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена объединяться в племенные союзы, которые расселялись от Ладоги и Чудского озера – на севере до Днестра и склонов Карпатских гор – на юге. В VII – VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В «Повести временных лет» сообщается о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях: древлянах, словенах, или ильменских славянах, у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, полочанах, селившихся на берегах реки Полоты, северянах (северных соседях полян), радимичах, живших в бассейне реки Сож и вятичах – в бассейне Оки. Речь идет о больших племенных союзах, образование которых непосредственно предшествует возникновению государства. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княженье». Изменялись взаимоотношения между племенами, входившими в союз: эта форма объединения способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.
Политической основой союзов восточнославянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции. В этот период княжеская власть носила еще вождеский характер. Князь был первым среди равных. Его власть была не столько привилегией и господством, сколько обязанностью, властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль играло народное собрание – вече и совет старейшин.
Заметную роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало ликвидации всеобщего вооружения народа – ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.
По археологическим данным можно судить о быте древних славян. Их поселения располагались по берегам рек. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину – вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привело к имущественной, а тем более, социальной дифференциации внутри верви и выделению из нее богатых семей.
Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Славянский пантеон – это, прежде всего, пантеон земледельческих богов. Важное место в нем занимал Род – бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия – Рожаниц. Ярило – бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были «главные» славянские боги, при этом у каждого племени были свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун – бог стал небесным покровителем князя и дружины. Соперником Перуна был Велес – покровитель домашних животных и богатства. Впоследствии его место заняли боги, распределители богатств, – Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное женское божество – Мокошь. Это была славянская богиня плодородия и жена громовержца Перуна. Богам приносили жертвы, иногда даже человеческие. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники. Язычество сохранялось и в первое время существования Древнерусского государства, а его пережитки сказывались еще в течение многих веков.