Глоссарий мандейских терминов

Живая вода. Текущая вода представляет собойвеликий источник и вливается в потоки, которые мандеиназывают "Иордан" (возможно, указание на географическийисточник мандейского общества). Она может использоватьсяисключительно в ритуальных целях, т.е. для частых крещений,которые являются главной особенностью мандейского культа.По этой причине мандеи могут селиться только близ рек.Выражение "живая вода" взято, вероятно, из Ветхого Завета(см. Быт. 26:19, Левит 14:5,50). Противоположностьюявляется стоячая вода и взбаламученная вода моря -- см."Мутная вода".

Кушта . Истина, истинность, истинная вера; такжепреданность и искренность в отношениях верующих с высшимБытием и друг с другом. "Пройти Кушту" -- значитобменяться братскими объятиями. Иногда персонифицируется.

Мана. Духовное бытие чистой божественности, такжебожественного духа в человеке: Великий Мана (также МанаСлавы) -- высшее божество. Первоначальное значение,возможно, "сосуд", "кувшин".

Манда д'Хайе. "Знание жизни": гносис,персонифицированный в центральном божественном образеСпасителя в мандейской религии, вызывается Жизнью в мирысвета и посылается в нижний мир. Данное сочетаниеиспользуется исключительно как имя собственное.

Манда . Знание: эквивалентно греческому гносис.

Миры. Almaya может означать "бытия", а иногда,несмотря на множественное число, обозначать "мир" вединственном; обычно число, имеющее в данном случаеразличные значения, не столь важно.

Море Саф. Красное море, через которое детиИзраиля проходили при исходе из Египта: в гностическом, каки в александрийско-иудаистском умозрении оно аллегорическисоотносится с исходом души из тела или из мира, так чтоКрасное море стало символом для вод, разделяющих этот идругой миры. При легкой перестановке гласных из саф(красный) в соф (конец) море Саф может интерпретироватьсякак "море конца", т.е. смерти.

Мутная вода . Взбаламученная вода, букв, "водаБездны [или Хаоса]": изначальный материал мира тьмы, скоторым смешивается живая вода.

Племя душ . Название для всех верующих, т.е.мандеев.

Птахил. Один из Утр; как исполнителькосмогонических замыслов группы Утр наиболее прямо связан сформированием этого мира: он, таким образом, являетсямандейским Демиургом; Имя Птахил образовано от слиянияимени египетского бога-ремесленника Птаха с семитскимсуффиксом -ил ("бог"). То, что имя для Демиурга быловзято из египетского пантеона, связано, без сомнения, ссимволической ролью Египта как представителя материальногомира (см. "Море Саф"; ср. с. 117 f.).

Руха. "Дух", более полно также Руха д'Кводша,"Святой Дух" (!), важнейший женский демон у мандеев, матьсеми планет и зла.

Твердо стоящий, непоколебимый . Почти идентично"блаженному", обозначает главным образом высочайшего ибезупречного Утру.

Тибил. Ветхозаветное tevel, "земля", "terrafirma" используется мандеями как название земного мира,всегда с оттенком низменности, противопоставляемой чистотебожественного мира.

Утра . Имя божественных существ, находящихся нижеВеликого Мана и Изначальной Жизни, сравнимых с ангелами иархангелами иудаистского и христианского знания. Оновытеснило общее семитское mal'ach для обозначения ангела,использующееся во всем Ветхом Завете: там, где болеедревний термин появляется в мандейских трудах, онобозначает волшебных духов или духов зла. Буквальноезначение слова Утра -- "благополучие", изобилие,обозначающее эти сущности как эманации божественнойполноты. Они порождаются (отчасти в порядке опосредованногоспуска) в пределах мира света и в своей цельности, каждый всвоем ш'кина, устраивают мир. Некоторые из них, однако,подвержены ошибкам (см. "Твердо стоящий").

Ш'кина . "Обитель" бытия света (напр. Жизни,отдельного Утры): мандеями главным образом использовалась вбуквальном смысле, с оттенком великолепия как светлой ауры,окружающей эти бытия, подобно жилищу; иногда, однако, такжеи в персонифицированном смысле, который термин приобрел виудаистской мысли (ср. у Мани ш'кинас, эквивалент "эонам",персонифицированным силам, окружающим высшее божество).

Энос (или Енос) . "Человек", один из Утр, вечный,но временно существующий в мире тьмы.

Часть Вторая

Наши рекомендации