B. путинизм, российский патриотизм
Рамзан хорошо понимает свою зависимость от президента Путина и поэтому платит ему неизменными проявлениями лояльности. На последних президентских выборах Чечня обеспечила 99,76 % голосов за Путина при явке 99,61 %. В честь российского лидера был переименован проспект Победы в центре Грозного.
Чтобы убедить чеченцев поддержать Путина (который для многих ассоциируется со второй войной и тогдашними нарушениями прав человека), в ход идут и религиозно окрашенные аргументы: «Король Саудовской Аравии говорил мне, что они возлагают надежды на Россию, — сказал Рамзан по телевидению, — что им очень действительно нравится Путин как президент этого государства, и они желают, чтобы он оставался на этом посту. В Иордании было то же самое…и вообще все мусульманские страны хотят дружеских отношении с РФ. А почему тогда мы не должны хотеть того же?»
Чтобы продемонстрировать лояльность Москве, Чечня выводит на улицы тысячи госслужащих, учителей, школьников с родителями и студентов, привозимых автобусами. В июне 2013 года 115 тыс. человек отметили День России в центре Грозного, распевая национальный гимн и неся плакаты с портретами Кадырова и Путина, а шесть тыс. детей в синем, красном и белом выстроились в триколор[88]. В октябре 2014 года 100 тыс. человек отметили день рождения Путина. Чтобы подчеркнуть патриотизм чеченцев, во время эстафеты олимпийского огня в январе 2014 года Кадыров возглавил церемонию, на которой присутствовали 70 тыс. человек. Одна из респондентов вспоминала: «Они заставили прийти школьников, студентов, бюджетников […] Моя племянница из техникума тоже была там. Они простояли целый день без еды и чая. А потом […] преподавателям угрожали увольнением за то, что пришло недостаточно студентов»[89].
Официальная риторика имеет жесткую антизападную направленность. Кадыров обвиняет Запад в чеченских войнах и в стремлении разрушить Россию[90]. Он пылко поддерживает внешнюю политику Путина и особенно активно высказывается по украинскому кризису. По его словам:
«Большинство жителей Крыма — русские, казаки. Мы, если понадобится, придем им на помощь и не дадим в обиду ни русских, ни казаков, ни чеченцев, [где бы они ни находились]»[91]. Однако, по словам русского националиста и писателя Максима Калашникова, присутствие чеченских «добровольцев» многих разозлило на Донбассе:
«Вам бы понравилось, если бы эти отряды появились во Владимире, Костроме, Питере и т.д.? […] в РФ, выходит, есть один регион, коему позволено иметь свою армию […] Кому понравится то, что жители Чечни, получается, — привилегированные граждане РФ (первый сорт), а русские — второй сорт?»[92]
Кадыров также объявил, что Чечня будет инвестировать в Крым. «Грозный Авиа» стал первым и основным российским авиаперевозчиком, который летает из Симферополя в другие города России, а фонд имени Ахмата Кадырова планирует строить мечети в Севастополе[93]. После того, как Рамзан попал в санкционный список ЕС, он запретил представителям ЕС Жозе Мануэлу Баррозу и Херману ван Ромпею, а также президенту США Обаме въезд в Чечню[94]. Он также многократно повторял, что готов воевать за президента Путина. В частности, в обращении к 20 тыс. вооруженным чеченским сотрудникам силовых структур на стадионе в Грозном он сказал:
«Мы говорим на весь мир, что являемся боевой пехотой Владимира Путина, и, если поступит приказ, мы на деле докажем, что так это и есть […] Теперь мы с вами, а нас десятки тысяч, прошедших специальную подготовку, просим национального лидера России считать нас добровольным спецотрядом верховного главнокомандующего, готовым защитить Россию, ее стабильность, границы, выполнить боевую задачу любой сложности»[95].
В тот же день 10 тыс. силовиков написали рапорты, выразив желание отправиться в любую точку мира по приказу верховного главнокомандующего[96].
Таким образом, Рамзан старается уравновешивать свой чеченский национализм заверениями, что Чечня — неотъемлемая часть России. Тем самым он, по-видимому, одновременно предлагает чеченцам, особенно молодежи, возможность примирить две идентичности, которые для многих были взаимоисключающими, и напоминает Кремлю, что тот не найдет лучшего правителя в Грозном.