Механизм правового регулирования
Механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, правовых отношений.
Вообще, правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать при этом реализацию позитивных интересов субъектов права, правовых отношений. В рамках данного процесса встречаются различные препятствия, которые можно классифицировать следующим образом: 1) препятствия, которые поддаются управлению, и препятствия, не поддающиеся управлению; 2) препятствия, которые выражаются в наличии конкурирующих в управлении моментах, и препятствия, выражающиеся в отсутствии таковых моментов.
Ммеханизм правового регулирования — это система правовых средств, которые позволяют наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, удовлетворять интересы субъектов права.
Выделяют следующие основные признаки механизма правового регулирования:
1. Цель МПР состоит в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т. е. в гарантии их справедливого удовлетворения. Данный признак является содержательным.
2. МПР — это система различных по своей природе и функциям правовых средств, которые позволяют достигать поставленных целей. Данный признак является формальным.
3. МПР — это организационное воздействие правовых средств, которое позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности правового регулирования.
В структуре МПР можно выделить следующие основные элементы и соответствующие им основные стадии правового регулирования:
1. Норма права. На данной стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере правового регулирования.
2. Юридический факт. Иначе данный элемент можно назвать фактическим составом с таким показателем, как организационно-исполнительный, правоприменительный акт. На данной стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ, которые преобразуются в конкретные правила поведения.
3. Правовое отношение. На данной стадии происходит установление конкретной юридической связи с весьма условным разделением субъектов на управомоченных и правообязанных.
4. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии правовое регулирование достигает своих целей — удовлетворение интересов субъектов, реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правовых отношений в жизнь.
В рамках данной стадии МПР можно выделить три основные формы выражения актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей:
а) соблюдение — воздержание от совершения противоправных действий,
б) исполнение юридических обязанностей,
в) использование субъективных прав на благо, различные ценности.
Однако во всех названных формах субъект права не должен препятствовать удовлетворению интересов противостоящей стороны, а также интересов в охране и защите, которые составляют основу правового порядка.
5. Охранительный правоприменительный акт. Данная стадия механизма правового регулирования является факультативной и вступает в действие лишь в том случае, если беспрепятственная форма реализации права не удается, т. е. на защиту неудовлетворенного, незащищенного интереса субъекта права должна встать соответствующая правоприменительная деятельность, меры государственного принуждения.
44. Правотворчество: понятие, принципы, стадии. Субъекты и виды правотворчества.
Правотворчество – это активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов. Оно протекает в установленных процедурах и основывается на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах, придающих процессу правотворчества должную легитимность, эффективность и качество.
Принципы правотворчества:
- Демократизм. Принятие законов и др. нормативных актов должно протекать в условиях широкого привлечения граждан к обсуждению законопроектов. Сам законотворческий орган должен быть сформирован на демократической основе. Наиболее важные законопроекты должны выноситься на референдум.
- законность. Каждый правовой акт должен быть принят с соблюдением установленной процедуры его принятия, он должен приниматься только тем органом, который компетентен его принять. Каждый принимаемый отдельный правовой акт не должен противоречить действующему, а тем более акту вышестоящего органа.
- Гласность. Данный принцип предполагает широкое оповещение всех субъектов правотворчества о предполагаемом законе или другом важном нормативно-правовом акте. Все нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в СМИ для ознакомления; неопубликованные акты не применяются.
- Научность. Правотворческие органы при разработке и издании юр.норм должны изучать соц.-эконом., политическую и иную ситуацию, необходимость и целесообразность юридического регулирования общественных отношений.
Способы правотворчества:
· санкционирование гос-вом правил, которые сложились в обществе вне гос.деятельности;
· правотворческая деятельность компетентных гос.органов (парламентов, правительств);
· правотворческая деятельность органов местного самоуправления;
· непосредственное правотворчество народа.
Субъекты правотворчества:
· органы гос.власти и управления, кот. принимают правовые акты согласно их положению в системе гос.механизма; следствием этого положения являются правовые акты различной юридической силы – законы, указы, постановления, решения, приказы, инструкции;
· должностные лица органов власти и управления, обладающие правом издавать, изменять и отменять правовые акты – министры, руководители департаментов, управлений и т.д.;
· руководящие органы и должностные лица негос.акционерных обществ, общественных, коммерческих и др. организаций, наделенные правом издавать, отменять и изменять правовые акты – уставы, инструкции, приказы;
· руководящие органы и должностные лица органов муниципальной власти, наделенные соответствующей правотворческой компетенцией;
· народ в случаях всенародного голосования.
Виды правотворчества: референдумы, законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, договорное правотворчество, правотворчество уполномоченных общественных организаций, делегированное правотворчество, чрезвычайное и локальное правотворчество.
Характерные черты указанных видов правотворчества заключается в порядке принятия нормативно-правовых актов и в особенностях этих актов, в присущих им индивидуальных юридических признаках.
Стадии правотворчества можно рассмотреть на примере законотворчества. Обычно выделяют 4 основных стадии законотворчества: вынесение законопроекта (законодательная инициатива), рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах, принятие и утверждение законопроекта, обнародование закона. Иногда последнюю стадию разделяют на две: 1) подписание закона главой гос-ва; 2) опубликование закона.