Изучение феномена тоталитаризма
Теории тоталитаризма сложились в 50-е гг. XX в. в результате сравнительного, институционального и ценностного анализа политических режимов Италии, Германии и СССР в предвоенный период и в ходе Второй мировой войны. Важный вклад в их анализ внесли X. Арендт, 3. Бжезинский, К. Фридрих и др. Особо выделяется первый фундаментальный труд о тоталитаризме, принадлежащий американскому политологу немецкого происхождения X. Арендт (1906-1975), — «Истоки тоталитаризма» (1951; рус. пер. 1996).3 Это исследование принесло ей широкую известность не только в США, ц ' и далеко за их пределами. В этой работе X. Аренда впервые в политической наук» • основываясь на концепции массового общества и сравнительного анализа нал цизма и сталинизма, исследует тоталитаризм как особый феномен XX в., отлич ный от традиционных, известных до этого в истории тиранических или деспо тических форм правления. Тоталитаризм — это не только полное отсутствие свобод, система институтов подавления личности, повседневный террор и культ вождя, но и особые социальные условия его существования.
С концепцией тоталитаризма в политической философии X. Арендт неразрывно связаны понятия «массы» и «массового общества». В исследовании прослеживается развитие ряда предпосылок тоталитаризма: антисемитизм, расизм и национализм. Однако каждый их этих факторов в отдельности сам по себе еще не ведет к установлению тоталитарного господства. Непосредственным источником тоталитарных движений, по мнению автора, является формирование к началу XX в. массового общества, которое возникло в результате последствий Первой мировой войны, резкой ломки политических и социальных институтов, появления миллионов переселенцев, нарушения социальных связей. В массовом обществе происходит превращение классов в массы, а последних — в толпу, наступает временный союз между толпой и элитой. Толпа, как полагает X. Арендт, — это группа, в которой представлены осколки всех классов, ратующих за «великого вождя» или «сильную личность». Широкая массовая поддержка вождя и режима, который он оляцетворя-ет, по мысли Арендт, отличает тоталитаризм от других форм диктатуры. Из феномена «вождя» (или фюрера) Арендт делает вывод (который впоследствии в социальной литературе вызвал немало возражений), что со смертью Гитлера и Сталина наступил конец эпохи тоталитаризма, соответственно, в Германии и СССР.
В последующее издание книги «Истоки тоталитаризма» X. Арендт добавила новую главу «Идеология и террор», где в качестве еще одного отличительного признака тоталитарного режима выделяет его идеократический характер, показывает, что идеология и террор представляют собой две неразрывно связанные стороны тоталитарного господства. Изучение проблем тоталитаризма Арендт продолжила в 1960-е гг., когда она, будучи корреспондентом на процессе над немецким военным преступником К. Эйхманом, опубликовала серию статей, собранных затем в книгу «Эйхман в Иерусалиме». В этом труде рассмотрена проблема конформизма тоталитарной личности, показано, что человек, совершивший чудовиш-ные преступления, широко использует стереотипы тоталитарного поведения; проанализирована разновидность массового человека в его связи с тоталитаризмом.
7. Идеи «однопартийно-государственного социализма»
Идеи «однопартийно-государственного социализма» были сформулирова1*1 в трудах В.И. Ленина, Н.И. Бухарина и других советских исследователей. В основ6 этой идеи лежала мысль о руководящей роли партии нового типа (коммунист ческой) в советском государстве. Особый интерес вызывают последние по вр8*1 ни ленинские подходы к созданию нового общества. Они отражены в его о (новой экономической политике): «Письмо к съезду», « О придании за-одательных функций Госплану», «О кооперации», «О нашей революции»,
К вопросу о национальностях или "автономизации"» и др. В них он пытался
(< вершенствовать модель однопартийно-государственного социализма, демо-
авизировать ее, поставить преграды на пути бюрократизации государственного
гтарата и правящей партии, считал необходимым «перемещение Сталина с поста рального секретаря». Важно, что в этих работах ставился вопрос о введении
•ироких рыночных отношений под контролем государства. Учитывая накопленный опыт переходного периода, он отмечал, что «строй цивилизованных коопе-оаторов при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата... — это есть строй социализма».1
Модель государственного, однопартийного, индустриального социализма, воплощенная в СССР, за период в семь десятилетий продемонстрировала как известные всемирно-исторические достижения этой страны, так и многочисленные недостатки такого развития. В середине 1980-х гг. встал вопрос о реформировании советского общества (перестройке, гласности, демократизации), выборе новой модели развития. С начала 1990-х гг. начался сложный и противоречивый процесс создания современных структур, которым еще много предстоит сделать, для того чтобы показать свою экономическую эффективность и социальную направленность. Модель однопартийно-государственнего социализма в его рыночном варианте была успешно реализована в современном Китае и Вьетнаме. Ведущую роль в этом процессе сыграли идеи и деятельность Ден Сяопина — одного из политических лидеров Китая, теоретика реформ рыночного характера в 1980-90-е гг. Суть его концепции состоит в необходимости для страны, сохраняя приверженность социалистическим идеалам и руководящей роли компартии Китая, развивать рыночные отношения под контролем государства, выдвигать на первое место принципы авторитарно-коллективного управления и материальной заинтересованности, формировать конкурентоспособное общество по отношению к вызовам глобализации. Неоднократно возвращаясь к проблеме творческого сочетания принципов социализма и рынка, модернизма и традиционализма, Ден Сяопин делал акцент на достижение конечного результата и с присущей ему аллегоричностью отмечал, что не важно, какого цвета кошка, — главное, чтобы она умела хорошо ловить мышей. Реалистическая политика в КНР, использующая синтез традиционных (конфуцианских) этических принципов, ответственного управления и рыночных отношений, привела к тому, что последние десятилетия эта страна, демонстрируя самые высокие темпы в мире экономического развития, неоднократно Удваивала свой национальный доход, повышала жизненный уровень населения.