Политология как наука и учебная дисциплина 2 страница
Социальная парадигма представляет группу концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие социальных, но внешних по отношению к ней факторов. При таких теоретических подходах природа и происхождение явлений политики объясняются как результат созидающей роли той или иной сферы общественной жизни или проявления социокультур-ных свойств субъектов социального действия. Различные социальные концепции в качестве порождающих политику причин называют экономические отношения, право, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие факторы. Многие исследователи рассматривают политику исключительно как продукт смыслополагающей деятельности людей • и потому различные политические явления ставят в зависимость от свойств человека, приобретенных им в процессе социальной эволюции.
Рациональн о-к ритические парадигмы
природу политического взаимодействия людей связывают
не с внешними по отношению к политике факторами, а с
ее внутренними причинами и свойствами. Данные концеп
туальные подходы исходят из того положения, что политика
есть полностью или относительно самостоятельное обще
ственное явление, которое возникает и развивается по своим
собственным, внутренним закфцщГ^дЩ^й^^^ -~Ррп,ьггки
отыскать внутренние источник^ природа. ;лоллтики оказа
лись весьма плодотворными. В расто^ще, время, в зависи
мости от выбранного аспект^, кс^ОДодв^д пблйтийй,
существуют самые различные! концептуйсШные подходы,
объясняющие сущность данной ^стороны челбвёческой жиз
недеятельности. \ "
Выделение основных парадигм политшогий дает возможность увидеть связь политическойнауки с более общими
I ': • , - -,
Quot; ' : - я'- ,, .. 17
П I. I |
научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности основных политических парадигм, можно и более полно уяснить специфику различных познавательных методов политологии, и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.
Выше в общем виде определен предмет политологии. Всю совокупность политологической проблематики можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии. В различных источниках приводится разное количество таких элементов. Они отличаются большей или меньшей детализацией предмета этой науки. Но во всех вариантах к основным элементам структуры политической науки относятся следующие: П теория политики, представляющая собой введение в эту науку и paccMatpHBaiofflaH философско-методологи-ческие основы политики и политических отношений, формиров&юя к развития политической власти в современном обществе;
П теория политических систем и их элементов — государства, партий, общественных объединений, политических режимов;
П история политических учений и политическая идеология, изучающие генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;
П теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни.
П теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений.
Надо заметить, что в генезисе политологии, т. е. в процессе ее становления и развития, просматривается тенденция дифференциации политологических знаний. Ныне политология фактически предстает как система политических наук, включающая в себя, по крайней мере, следующие
дисциплины: теорию политики, историю политических учений, политическую социологию, политическую антропологию и теорию международных отношений. В своей совокупности они образуют целостное политологическое знание. Таким образом, термины «политология», «политическая наука» и «политические науки» можно рассматривать как тождественные.
Нам представляется логически последовательной следующая структура политологии как учебной дисциплины.
Первый раздел — «Политология как наука и учебная дисциплина» — дает общее представление об этой науке, выясняет ее предмет, методы, структуру, функции, место в системе обществоведения, а также основные этапы ее становления и развития.
Второй раздел — «Политика и политические системы» — охватывает общеметодологические основы политической науки, теорию политики, политических систем и институтов политической власти; рассматривает вопросы политического сознания и политической культуры.
Третий раздел — «Политические процессы» — посвящен рассмотрению динамических аспектов функционирования и развития политических систем, вопросов проявления и реализации политической власти на личностном уровне. Сюда может быть включена также проблематика теории мирового политического процесса.
Четвертый раздел — «Социально-политические
идеи и течения в современном мире» — отражает основные
социально-политические идеи, концепции, теории и докт
рины, являющиеся составными компонентами реальных
политических процессов. v
В рамках указанных разделов, по нашему мнению, можно сформулировать и рассмотреть всю основную проблематику фундаментального курса политологии. Однако понимание реальной политики предполагает и специальное исследование целого ряда факторов и явлений социальной действительности, примыкающих к предмету собственно политологии. К таким факторам можно отнести, например, проблемы национальных отношений, важнейшие вопросы текущей политики государств, работу органов власти, аппарата управления, их формирования, правовую регуляцию
политических отношений, деятельность средств массовой информации и многое другое. Поэтому мы полагаем, фундаментальный курс политологии может дополняться рассмотрением специальных тем и спецкурсов, углубляющих и детализирующих анализ политической действительности.
1.2. Функции политологии и ее место в системе обществоведения
Функции Вопрос о функциях политологии не
политологии является формальным. Речь идет о вы
яснении ее социальной роли, основных
обязанностей перед обществом, важнейших направлений и
круга деятельности данной науки.
Если говорить о самом общем виде, политология выполняет две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач; 2) прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике.
Однако выделение указанных функций хотя и полезно с дидактической точки зрения, но недостаточно для полного и детального выяснения социальной роли политологии и ее отличия от других обществоведческих дисциплин. В рамках данных функций политология решает и более узкие задачи. Перечни таких частных функций, приводимых различными авторами, как правило, не совпадают. По нашему мнению, в этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, мировоззренческая и идеологиче- „. екая функции.
Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории и образцов организации практической политической деятельности. Важнейшие исследовательские методы политической науки мы рассмотрели выше.
Теоретическая функция — это концентрация,
объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Результатом этой функции выступает политическая теория — целостное, с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.
Описательная функция — изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития. Описательная функция политологии связана с поиском ответа на вопрос: какова на самом деле политическая действительность? Результатом исследования в данном случае выступают определенные суждения и высказывания, в которых утверждается или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.
Объяснительная функция — это поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни, в ' частности: зачем, почему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особенности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неизвестных, гипотетических причин к уже известным следствиям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинности причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она «хуже» описания. Объяснительная функция делает возможным переход от наблюдаемых разнородных явлений к непосредственно не наблюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает понять сущность данных явлений.
Прогностическая функция — выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Эта функция заключается в поиске ответа на вопрос: какой будет действительность в будущем и когда наступят определенные события? Результатом данного поиска являются прежде всего гипотезы. Прогнозы-гипотезы опираются
на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного развития. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в отличие от ранее означенных объяснительных гипотез.
Инструментальная функция — нахождение ответов на вопросы практической политики типа: какие следует предпринять действия, решения, чтобы достигнуть желаемого политического результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, касающиеся проектов действительности, оказались возможными? Выполнение этих задач требует установления достоверных сведений о реальном положении вещей, а также знания средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения — правильные, если они ведут к желаемому результату, неправильные, если прогнозируемый политический результат окажется утопическим.
Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обыденного уровня к научно-теоретическому, формирование ценностных ориентации, помощь в определении политической позиции гражданина, группы, партии.
Идеологическая функция — выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы. Данная функция находит свое выражение в поиске ответа на вопрос: к каким общественным идеалам следует стремиться или какие ценности нужно реализовывать в своей практической деятельности? Результатами исследования в данном случае будут хорошо обоснованные политические цели. Однако, как будет показано далее, выдвинутые при этом цели всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических действий. Поэтому политология может способствовать поиску достижимых целей только в
той мере, в какой она обеспечивает объективно значимые знания о политической действительности.
Место политологии Политология как наука имеет свой
в системе специфический предмет исследования,
обществоведения который не может быть исчерпан дру
гими общественными науками. Благо
даря этому обстоятельству она конституировалась в
самостоятельную дисциплину. Однако политология взаимо
связана с рядом других общественных наук, объектом ко
торых также является политическая сфера общественной
жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия,
политическая экономия, теория государства и права, по
литическая история, социология, социальная психология,
география. Как же соотносится политология с этими нау
ками?
Философия, как известно, претендует на роль
общеметодологической дисциплины, предметом ее исследо
вания выступают наиболее универсальные принципы мыш
ления и познания. Философские методы, будучи
универсальными, являются необходимым условием решения
разнообразных конкретных задач, хотя они и не подменяют
собой специальных, частнонаучных методов. Это относится
и к взаимосвязи философии и политологии. Философия
рассматривает наиболее общие вопросы политики. В рамках
социальной философии издавна развивается особое направ
ление — философия политики, которая занимается миро
воззренческим осмысливанием политики как социального
феномена. Философское обоснование политики используется
политологией для определения методологии и мировоззрен
ческой направленности анализа политических явлений и
процессов. \
Политическая экономия, экономически обосновывая политические процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. В этой связи экономическую науку можно рассматривать как одну из методологических основ политологии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Теория государства имеет своим
предметом основные и общие закономерности государства, его сущность, назначение и развитие. Таким образом, политология и теория государства совпадают в части исследования роли государства как общественного института, как основного элемента политической системы общества. Однако предметом политологии является теория политики в широком смысле слова, исследование всевозможных политических явлений и процессов. В этой связи политология по отношению к теории государства выступает в роли методологической основы.
Правовая наука, как известно, связана с регулированием отношений и поведения людей, в процессе общественной жизни, в том числе и в сфере политики. Политология же по отношению к правовой науке является более общей теорией, теоретико-методологической основой последней. Правовая наука руководствуется выводами политологии в разработке правовых норм. В то же время правовая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений, без чего не может нормально функционировать политическая власть.
Политическая история исследует процесс развития политической жизни общества, государственных институтов, партий и движений. Соотношение политологии и политической истории определяется тем, что, с одной стороны, политическая наука помогает создавать теоретическую базу анализа реальной эволюции политических процессов; с другой — история и современная политическая практика служат не только определяющими критериями правильности теоретических выводов политической науки, но и основой новых обобщений и выводов.
Социологияи политология наиболее тесно связаны друг с другом. С точки зрения объекта и методов исследования политология и такая область социологии, как политическая социология, малоразличимы. Однако остаются принципиальные различия в предмете их исследования. Политология рассматривает политику как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Социология политики этот процесс изучает не сам по себе, а его «человеческое измерение». Ее интересует, как политика влияет на развитие людей и их общностей. Словом, если
у политологии в центре внимания политика, ее слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания политической социологии — человек в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений.
Социальная психология изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Предмет ее изучения составляют общественно-психологические явления в сфере политики. Поэтому политология и социальная психология находятся друг с другом, прежде всего, в партнерских отношениях. В то же время каждая из них по отношению к другой выполняет методологическую роль. Знание политических закономерностей позволяет вскрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов.
На стыке политологии и социальной психологии сложи
лась и развивается относительно самостоятельная научная
^дисциплина — политическая психология, предметом ко
торой являются психологические факторы политического
поведения людей. Различают также и такое направление
исследований, как психология политики, где предметом
анализа выступает влияние психологических особенностей
людей на реальные политические процессы. Однако на
практике эти два понятия — «политическая психология»
и «психология политики» — чаще всего не различаются,
используются как синонимы. v
География, на первый взгляд, слабо связана с политологией. Однако это не так. Географическая среда, природно-климатические условия существенно влияют на развертывание политических процессов, исторических событий, судеб целых народов. Поэтому политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Примером сочетания приемов историко-политического исследования с глубоким географическим анализом является книга Л. Н. Гумилева (1912—1992) «Древняя Русь и Великая степь» [24 ]. Благодаря именно такому подходу автору уда-
лось из разрозненных, внешне не взаимосвязанных политических событий и явлений, калейдоскопического мелькания «войн и миров» создать целостную картину древнерусской этнической истории.
Для обозначения факта определенного влияния географических условий на внутреннюю и особенно внешнюю политику государств в политической теории традиционно широко используется понятие «геополитика». В конце XIX в. немецкий географ Фридрих Ратцель (1844—1904) и его ученики создали геополитику как научную дисциплину, призванную изучать отношения между географией и политикой. В настоящее время сформировался или разрабатывается ряд различных геополитических концепций.
Наука о политике развивается во взаимосвязи и с теми науками, непосредственным предметом которых не являются процессы и явления политической сферы общества. Среди них прежде всего следует выделить антропологию (науку о происхождении и эволюции человека), демографию (науку о закономерностях воспроизводства населения), этнографию (науку, изучающую состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира), семиологию, или семиотику (науку о свойствах знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков), и др. Достижения этих наук позволяют полнее выявить общественный контекст и мотивы деятельности политических субъектов.
Особое соотношение существует между политологией и формальными науками, например логикой (наукой о законах и формах мышления, способах доказательств и опровержений), кибернетикой (наукой об управлении, связи и переработке информации), статистикой (наукой об общих вопросах сбора, измерения и анализа массовых количественных данных о развитии общества). Эти науки, хотя и не вносят в предмет политологии специфического содержания, но предоставляют ей количественные измерения, образцы конструирования абстрактных трактовок политических явлений и процессов.
Разумеется, политология взаимодействует не только с указанными выше науками. Если вспомнить, что современная политическая наука проявляет интерес и к предметам
изучения чисто естественных наук (биологии, экологии и г. д.), то это будет еще одним подтверждением того, что предмет политологии весьма эластичен, его границы трудноопределимы.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. Становление и развитие западной политической мысли
Политические Возникновение политических идей на
идеи tHTHMHOCifH Древнем Востоке (Египет, Вавилония,
Индия, Китай, Персия) и на Древнем
Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного
способа производства, классовой дифференциацией обще
ства, возникновением и функционированием государства.
На политические представления людей в этот период силь
ное влияние продолжает оказывать религиозно-мифологи
ческое мировоззрение, унаследованное от родового строя.
Общей особенностью политической мысли античности яв
ляется обоснование божественной, сверхъестественной при
роды политической власти, а также объяснение с этих
позиций социального, политического и правового неравен
ства членов различных сословий общества. Политические
взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также
с философскими и моральными представлениями.
Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н. э. «Законы Хаммурапи», учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551—479 гг. до н. э.), древнеиндийские трактат IV в. до н. э. «Ар-тхашастра, или Наука политики» и политико-правовой памятник II века до н. э. «Законы Ману», древнекитайский философско-политический трактат «Книга правителя области Шан» (IV век до н. э.) и другие произведения.
Однако наивысшего развития политическая мысль ан-
тичности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и, отчасти, «Критий».
В диалоге «Политик» дается определение политики, которая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.
Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, разработанного в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Такое устройство общества Платон «выводит» из трех начал (или частей) человеческой души — разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала — совещательное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определенные общественные функции.
Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. «Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия ..., до тех пор государствам не избавиться от зол» [67 Т. 3. Ч. 1. С. 275]. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью,* Платон настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновременно он предложил упразднить для философов индивидуальный брак и моногамную семью.
Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность
жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству.
Что касается третьего сословия — трудящихся, то его составляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обязанность вменяется производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Данное сословие неоднородно, в него входят и землевладельцы, и ремесленники, и купцы. Однако предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регламентации их жизни (собственности, труда, быта, брака и т. д.) Платон оставил на усмотрение двух первых сословий.
В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Рабство просто вынесено у него «за скобки» как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества. Таким ебразом, философы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.
Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Однако было бы неправильным полагать, что нарисованное в диалоге общество есть чистый плод воображения философа. Как всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Маркс, например, усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержатся критика недостатков современных автору диалога греческих полисов, а также его представления о лучшем и совершенном общественном устройстве.
Известно, что Платон трижды безуспешно пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Си-29
цилии. Войдя в доверие к правителю этого государства Дионисию I, он стал вести с ним беседы об управлении подданными. Мы можем только догадываться, какую форму приняли беседы философа с правителем, но известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи на рынке рабов. Один великодушный человек выкупил мыслителя и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дважды, уже при Дионисии II Младшем, Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Но он все больше убеждался, что «правителя-философа» найти невозможно. Последние надежды Платона увидеть царствующим монархом «подлинного философа» унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуществить «справедливость» в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти.
Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика».
Прежде всего отметим, что Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь f себя большинство государств. Главный его упрек Платону состоит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Представляются интересными воззрения Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, существует по природе и по природе предшествует каждому человеку,
зо
Точно так же и каждый человек, по его мнению, по природе своей есть существо политическое, и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, уточняет Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.
Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих» [3. Т. 4. С. 380 ]. Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.
В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы: