Раздел 1. Современный русский литературный язык

1. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А. Куприн)

2. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку

(К. Паустовский)

3. Язык дан для упоминания о добре, не оскверняйте же его недостойной речью (Абдул-Баха)

4. Речь людей такова, какой была их жизнь (Сенека).

5. Язык - одежда мыслей (Сэмюэл Джонсон).

6. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как (Л.Н. Толстой).

7. Язык является янтарем, в котором тысячи драгоценных и тонких мыслей были благополучно выражены и сохранены (Ричард Тренч).

Методические указания по написанию эссе

Эссе − литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объема и функции граничит, с одной стороны, с научной статьей и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой − с философским трактатом.

Особенности эссе как литературного жанра

1. Наличие конкретной темы или вопроса. При этом заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. В эссе ярко выражена авторская позиция. Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

5. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.

7. Внутреннее смысловое единство. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость. Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

9. Особый язык: Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. По речевому построению эссе − это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Структурная схема эссе

Введение — определение основного вопроса эссе. Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Структура аргументации (доказательства). Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

• Тезис — это сужение, которое надо доказать.

• Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

• Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

• Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

• представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

• раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования определений, терминологии;

• аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.

Наши рекомендации