В странах молодой демократии
В конце XX столетия в мире резко увеличилось число конституционных
судов. В Европе это было связано прежде всего с
крушением системы тоталитаризма в бывших социалистических
странах. Создание в них конституционных судов, так же
как в Андорре и Южно-Африканской Республике, стало своего
рода символом приверженности правовому государству, уважению
прав и свобод человека.
Возникшие в результате свержения тоталитарного режима
государства молодой демократии позитивно восприняли идею
организации судебного контроля через систему конституционных
судов. Конституционные суды созданы и функционируют
практически во всех государствах на постсоветском пространстве.
Конституционное правосудие как высшая форма конституционного
контроля, осуществляемая специализированными
судами, все более органично входит в государственно-правовую
систему государств Центральной и Восточной Европы, цель которых
— формирование свободного гражданского общества, реальной
демократии, социально ориентированного правового
государства, существенными признаками которого являются
господство права, конституции и закона, уважение прав и свобод
человека и гражданина.
В Венгрии учреждение Конституционного суда было закреплено
в Конституции 1989 г. Суд начал работать с 1 января 1990 г.
С прекращением существования ЧССР конституционные суды
были созданы в Чехии на основании положений Конституции от
16 декабря 1992 г. и в Словакии на основании положений Конституции
от 3 сентября 1992 г.
После распада СФРЮ в ее бывших республиках, а ныне независимых
государствах (Сербии, Словении, Хорватии, Македонии,
Боснии и Герцеговине) начали функционировать конституционные
суды, были уточнены компетенция, организация и порядок их деятельности.
В Болгарии Конституция 1991 г. впервые предусмотрела создание
Конституционного суда, который действует на основе Закона о
Конституционном суде, принятого 16 августа 1991 г.
Конституция Румынии, принятая на референдуме 8 декабря
1991 г., учредила Конституционный суд. Закон о Конституционном
суде 1992 г. установил основы его организации и деятельности.
§ 2. Формирование органов конституционного правосудия 65
С распадом СССР в новых независимых государствах конституционное
правосудие стало неотъемлемой чертой характеристики
большинства новых независимых государств на постсоветском
пространстве. Институт специализированного судебного
конституционного контроля предусмотрен основными
законами 14 государств из 15 бывших союзных республик (за
исключением Конституции Туркменистана). В 12 странах
это — конституционные суды, в Казахстане — Конституционный
совет, а в Эстонии — судебная коллегия конституционного
контроля в структуре высшей судебной инстанции общей
юрисдикции — Государственного суда.
Еще в рамках бывшего СССР в ряд конституций союзных республик
были внесены изменения, предусматривающие введение
конституционных судов. Пионером в этом вопросе стала Латвия,
объявившая Законом Латвийской ССР от 11 ноября 1989 г. о необходимости
учреждения конституционного суда. Конституционный
суд в Латвии начал действовать в 1997 г.
За Латвией последовала Украина, которая 24 октября 1990 г. в Основном
законе предусмотрела создание Конституционного суда. Закон
«О Конституционном суде Украины» был принят 3 июня 1992 г.
Конституционный суд в Украине начал функционировать в 1996 г.
Конституция Литвы 1992 г. закрепила учреждение Конституционного
суда. Закон о Конституционном суде принят парламентом
— Сеймом Литвы 3 февраля 1993 г. В этом же году Конституционный
суд начал свою работу.
В Эстонии система судебного конституционного контроля введена
Конституцией 1992 г. (чуть ранее Суд конституционного контроля
предусматривался Законом о судах 1991 г.). Закон о процедуре
Суда конституционного контроля, определяющий его полномочия
и процедуру, был принят парламентом 5 мая 1993 г. Суд
конституционного контроля действует в виде судебной коллегии
конституционного контроля в составе Государственного суда Эстонии
с 1993 г.
В Казахстане Конституционный суд начал действовать в 1993 г.
В 1996 г. Конституционный суд после двух лет деятельности был
заменен другой формой конституционного контроля — Конституционным
советом. В других государствах на постсоветском пространстве
конституционные суды стали функционировать в Беларуси
и Кыргызстане — с 1994 г., в Молдове — с 1995 г., в Армении,
Грузии и Таджикистане — с 1996 г.
Новые конституции постсоциалистических государств, а
также судебно-правовые реформы этих стран придают исклю-чительно важное значение органам судебной власти, достижению
реальной самостоятельности и независимости судебной
власти от законодательной и исполнительной властей и повышению
эффективности в отправлении правосудия, осуществлению
ими своих функций и полномочий на основе конституции
и законов.
Основной задачей судебной власти в государствах молодой
демократии является правовая защита прав и свобод человека и
гражданина, демократических принципов, общесоциальных
ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства
и международными стандартами.
Конституционный суд как орган судебной власти стоит в одном
ряду о такими высшими органами государственной власти,
как глава государства, парламент и правительство. Осуществляя
конституционный контроль, конституционный суд может оказывать
значительное воздействие на деятельность органов публичной
власти, прежде всего в сфере их нормотворчества,
отменяя противоречащие конституции законы, другие нормативные
акты, их отдельные положения, а также толкуя конституционные
установления при разрешении конкретных дел и в
порядке официального толкования конституции, обязательного
для всех субъектов права. Конституционный суд определяет
стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства.
Одновременно он развивает конституционно-правовую доктрину,
мотивируя принятие своих решений и формулируя свои
правовые позиции.
Конституционное правосудие играет особую роль в обеспечении
принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов.
Разрешая споры между органами публичной власти на
различных уровнях, конституционный суд выступает в качестве
гаранта политического мира и стабильности в обществе и государстве
и хранителя конституционных ценностей. Острые политические
проблемы в государствах молодой демократии могут
и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на
основе конституции, в отличие от прошлого времени, когда политика
и политическая целесообразность доминировали над
правом, конституцией, законом.
Значение конституционного суда как одного из высших органов
государственной власти и органа судебной власти определяется
его компетенцией, характером деятельности, оказываю-щей существенное влияние на правотворчество и правоприменение.
Конституционное правосудие на постсоветском пространстве
завоевывает все больший авторитет в вопросах защиты
принципов правового государства, основных прав и свобод человека
и гражданина, проверки конституционности законов и
других нормативных актов, разрешения споров о компетенции
государственных органов, обеспечения прямого и непосредственного
действия конституции.
Однако деятельность конституционных судов на постсоветском
пространстве связана с определенными трудностями.
Процесс развития судебного конституционного контроля в
постсоветских государствах обусловлен рядом факторов и обстоятельств:
конкретной расстановкой политических сил в
стране, взаимоотношениями между законодательной и исполнительной
властями, между конституционным судом и судами
общей юрисдикции и др.