Завершение объединения русских земель в конце XV — начале XVI вв.
С окончательным признанием наследственных прав московских князей на титул великих князей владимирских процесс объединения земель вокруг Москвы пошел значительно быстрее. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные территории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. В 1392-1393 гг. к Москве было присоединено Нижегородское княжество; в конце XIV в. земли коми-пермяков по реке Вычегде. Большую роль в присоединении этой территории сыграла миссионерская деятельность просветителя пермской земли и первого пермского епископа Стефана.
Наиболее крупным независимым государственным образованием наряду с Московским княжеством оставался Новгород. В условиях феодальной раздробленности новгородское боярство, лавируя между противоборствующими князьями, сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской земли. Когда Москва стала ведущей политической силой, эта тактика себя исчерпала.
В борьбе с Москвой часть новгородского боярства и духовенства стремилась опереться на поддержку Литовского государства, договориться о подчинении Новгорода Литве при условии сохранения власти боярской аристократии. Однако Новгород сознавался и самими новгородцами и жителями северо-востока как неотъемлемая часть русских земель. Поэтому ориентация на враждебное Руси и иноверное (католическое) Литовское государство расценивалась как антинациональная и была крайне непопулярной как в самом Новгороде, так и за его пределами.
В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород, поддерживавший во время феодальной войны Дмитрия Шемяку. После разгрома под Русой был заключен Яжелбицкий договор, согласно которому Новгород уплачивал великому князу большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки противникам великого князя. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограничено.
В 70-х гг. XV в. в политической жизни Новгорода усилилось влияние пролитовски настроенной боярской группировки, во главе которой стояли Борецкие. Ответом на это стал поход в 1471 г. на Новгород, организованный великим князем Иваном III (1462-1505) как общерусский поход против отступников к "латинству"; В решающем сражении на р. Шелони основная часть новгородского ополчения сражалась неохотно, а архиепископский полк вообще не принимал участия в боевых действиях. Иван III расправился со сторонниками Литвы в среде Новгородского боярства. В 1478 г. независимость Новгородской республики была окончательно ликвидирована, традиционные органы управления — вече и посадник — запрещены, а вечевой колокол увезен в Москву.
В 1485г. после двухдневного сопротивления Тверь сдалась московским войскам. Большинство тверского боярства перешло на московскую службу. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена важная в промысловом отношении Вятка.
Хотя Псков в отличие от Новгорода всегда сохранял верность и поддерживал московских князей, судьба псковской независимости была решена. В 1510 г. в княжение Василия III (1505-1533) Псковская республика прекратила свое существование. Наконец, в 1521 г. перестало существовать находившееся в вассальной зависимости от Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено.
Политический строй (((Сер)))
В этот период стали оформляться органы государственного управления. Во главе государства стоял великий Московский князь, которому подчинялась княжество-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. И удельные князья, и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства — великому князю. Система иерархии облекалась в форму местничества — порядка назначения на должность в соответствии со знатностью рода, близостью этого рода к великому князю и давностью службы ему. Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне, полностью поддерживавшие его и ставшие основной опорой великого князя в укреплении централизации и создании самодержавной власти. С дворянами великого московского князя слились дворяне великих и удельных князей и бояр, владения которых были включены в состав единого государства.
Власть великого князя усилилась. Бояре должны были присягать на верность князю осковскому. Великий князь мог налагать на них «опалы», удаляя их от своего двора, конфисковывая вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр Внешне возросшую силу великого князя подчеркивала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, принятие нового государственного герба - двуглавого орла, введение пышного церемониала при великокняжеском дворе.
Подчиняя своей власти князей и бояр, великий князь, однако, вынужден был считаться с их силой. При великом князе существовал постоянно действующий совет — Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местничества. Первыми по старшинству думными членами были бояре, вторыми — окольничьи, далее шли думные дворяне и думные дьяки, представители правительственной администрации. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, разбирала местнические дела и споры.
В конце XV — начале XVI века начинают создаваться специальные учреждения, руководившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Они стали называться приказами (от приказать-поручить). Первое упоминание о приказах встречается в документах 1512 года.
Управление на местах находилось в руках бояр, осуществлявших судебно-административные функции. За это они получали право собирать на свои нужды «корм» с подвластного населения. Отсюда происходит термин «кормления». По сути дела это было предоставление боярству права взимать в свою пользу ренту-налог с подвластного населения. Бояре-кормленщики, юридически подчиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти
Единой и чeткой системы административно-тeppитоpиaльнoгo деления в то время не было. Уезды делились на станы, станы на волостели. Иногда было обратное деление. Существовало деление на трети и четверти.
Для установления; единого порядка судопроизводства в государстве в 1497 году был принят великокняжеский Судебник, установивший единые правовые нормы на всей территории .государства. Статья 57 Судебника утверждала на всей территории Российского государства ограничение крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уходить от своего феодала за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и за неделю после, обязательно заплатив за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV века это большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда, Ограничение крестьянских доходов было первым этапом закрепощения крестьян в России
Социально-экономическое развитие ((Переп)))
Создание единого Русского государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси, а прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил.
Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей. Став подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие земли. Эти их владения все больше сближались с обычными вотчинами. К тому же они получали от государя вотчины на территории Великого княжества Московского и Владимирского, а также сами покупали вотчины. Таким образом, княжеское землевладение постепенно сближалось с обычным боярским.
Одновременно боярская аристократия значительно расширила свои владения. В присоединенных княжествах они приобретали новые вотчины. Это делало московское боярство кровно зантересованным в создании и укреплении единого государства.
Параллельно шел другой процесс: многие старые феодальные вотчины в результате семейных разделов мельчали, некоторые вотчинники разорялись. Это не отвечало государственным интересам, так как каждый вотчинник должен был на свои средства приобретать вооружение и боевых коней.
Создание единого государства требовало увеличения вооруженных сил. Следовательно, земельные раздачи со стороны великого князя были необходимы. Однако теперь служилым людям, получившим владения, было запрещено продавать и дарить свои новые земли. Таких феодалов, переселенных на новые места, стали называть помещиками, а их владения - поместьями. Поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а помещики обязаны были служить великому князю
Развитие поместной системы привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре. В первой трети XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны.
Создание единого государства послужило в конечном счете одной из предпосылок для закрепощения крестьянства. Постепенно феодальное государство переходит в наступление на крестьян.
Барщина была развита слабо. В основном землю обрабатывали пашенные холопы. Они получали от хозяина небольшой надел земли и назывались страдниками (от слова "страда" сельскохозяйственные работы). Пашенные холопы по социальному положению приближались к положению крепостных крестьян.
В конце XV в. появляются кабальные холопы. Должник попадал в "служилую кабалу" и должен был отрабатывать своим трудом проценты долга.
В это время развиваются ремесла. Возникает вотчинное ремесло в селах. Растет ремесленная специализация. В крупных городах появляются слободы, населенные ремесленниками одной специальности (кузнечная, гончарная и др.). Развивается литейное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, шло строительство новых каменных стен Кремля, строился Китай-город.
Во второй половине XV - первой половине XVI в. расширяются торговые связи между разными областями страны. Однако господствующим еще оставалось натуральное хозяйство.
В конце XV - первой половине XVI в. в России наряду с "государем всея Руси" сохраняли долю своей власти подчиненные ему удельные владетели. Василий III именовался "всея Русский земля государем государь", то есть под его руководством властвовали над своими подчиненными другие "государи", рангом пониже.
Церковь
В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным центром Руси.
Московские князья стремились поднять не только политическое, но и духовное значение своего княжества. Иван Калига уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Москвы, расположенной на пересечении важнейших путей, привело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию митрополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который заложил по просьбе московского князя каменный Успенский собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси большим уважением, придали Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси.
Русские митрополиты внимательно следили за деятельностью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Так в малолетство князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексий фактически был главой Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал митрополит Фотий.
Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее митрополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончилась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни большинством русского духовенства.
В истории самой церкви XIV век интересен как время духовного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергия Радонежского и его учеников.
Особые отношения складывались у великокняжеской власти с крупной феодальной организацией-церковью. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой двор, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду других вопросов над всем населением государства. Стремясь подчинить своей власти светских феодалов, великий князь хотел установить свою власть над церковью, чему она естественно сопротивлялась. Великий князь, в первую очередь, желал отобрать у церкви ее огромные земельные впадения, чтобы раздать их своим дворянам и тем самым укрепить свою власть. Одним из центральных опросов во взаимоотношениях церкви и государства в конце XV века стал вопрос о церковном землевладении. Для решения его свою пользу Иван III решил использовать развернувшуюся внутри церкви борьбу нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили о недопустимости для церкви обладания богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким выступали за богатую церковь и умножение ее земельных владений. На церковном соборе 1503 года победу одержали иосифляне. Иван III симпатизировавший, одно время нестяжателям вынужден был лояльно относиться к иосифлянскому большинству церкви. В условиях борьбы с мятежами княжеско-боярской оппозиции поддержка церкви для великого князя была очень важна. Василий III после 1508 года стал активно поддерживать иосифлян сих теорией не только сильной церкви, и государственной власти и дал большие привилегии церкви. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись or попытки ее подчинения,
Флорентийская уния
Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в. Погибавшая под ударами турок-османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
В 1442 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.