Завершение объединения русских зе­мель в конце XV — начале XVI вв.

С окончательным признанием наследственных прав мос­ковских князей на титул великих князей владимирских про­цесс объединения земель вокруг Москвы пошел значительно быстрее. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присое­динены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные терри­тории в Заволжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. В 1392-1393 гг. к Москве было присоединено Нижегородское княжество; в конце XIV в. земли коми-пермяков по реке Вычегде. Большую роль в присоединении этой территории сыграла миссионерская деятельность просветителя пермской земли и первого пермского епископа Стефана.

Наиболее крупным независимым государственным образо­ванием наряду с Московским княжеством оставался Новго­род. В условиях феодальной раздробленности новгородское боярство, лавируя между противоборствующими князьями, сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской земли. Когда Москва стала ведущей политической силой, эта тактика себя исчерпала.

В борьбе с Москвой часть новгородского боярства и духо­венства стремилась опереться на поддержку Литовского госу­дарства, договориться о подчинении Новгорода Литве при условии сохранения власти боярской аристократии. Однако Новгород сознавался и самими новгородцами и жителями се­веро-востока как неотъемлемая часть русских земель. Поэто­му ориентация на враждебное Руси и иноверное (католиче­ское) Литовское государство расценивалась как антинацио­нальная и была крайне непопулярной как в самом Новгороде, так и за его пределами.

В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород, поддер­живавший во время феодальной войны Дмитрия Шемяку. После разгрома под Русой был заключен Яжелбицкий дого­вор, согласно которому Новгород уплачивал великому князу большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки противникам великого князя. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограни­чено.

В 70-х гг. XV в. в политической жизни Новгорода усилилось влияние пролитовски настроенной боярской группировки, во главе которой стояли Борецкие. Ответом на это стал поход в 1471 г. на Новгород, организованный великим князем Иваном III (1462-1505) как общерусский поход против отступников к "латинству"; В решающем сражении на р. Шелони основная часть новгородского ополчения сражалась неохотно, а архи­епископский полк вообще не принимал участия в боевых дей­ствиях. Иван III расправился со сторонниками Литвы в среде Новгородского боярства. В 1478 г. независимость Новгород­ской республики была окончательно ликвидирована, традиционные органы управления — вече и посадник — запреще­ны, а вечевой колокол увезен в Москву.

В 1485г. после двухдневного сопротивления Тверь сдалась московским войскам. Большинство тверского боярства пере­шло на московскую службу. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена важная в промысловом отношении Вятка.

Хотя Псков в отличие от Новгорода всегда сохранял вер­ность и поддерживал московских князей, судьба псковской независимости была решена. В 1510 г. в княжение Василия III (1505-1533) Псковская республика прекратила свое сущест­вование. Наконец, в 1521 г. перестало существовать находив­шееся в вассальной зависимости от Москвы Рязанское княже­ство. Объединение русских земель было в основном заверше­но.

Политический строй (((Сер)))

В этот период стали оформляться органы государственного уп­равления. Во главе государства стоял великий Московский князь, которому подчинялась княжество-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. И удельные князья, и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному соб­ственнику всех земель государства — великому князю. Система иерархии облекалась в форму местничества — порядка назначения на должность в соответствии со знатностью рода, близостью этого рода к великому князю и давностью службы ему. Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне, полно­стью поддерживавшие его и ставшие основной опорой великого князя в укреплении централизации и создании самодержавной власти. С дворянами великого московского князя слились дворяне великих и удельных князей и бояр, владения которых были включены в состав единого государства.

Власть великого князя усилилась. Бояре должны были присягать на верность князю осковскому. Великий князь мог налагать на них «опалы», удаляя их от своего двора, конфисковывая вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр Внешне возросшую силу великого князя подчеркивала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, принятие нового государственного герба - двуглавого орла, введение пышного церемониала при великокняже­ском дворе.

Подчиняя своей власти князей и бояр, великий князь, однако, вынужден был считаться с их силой. При великом князе существо­вал постоянно действующий совет — Боярская дума. Ее члены на­значались великим князем на основе местничества. Первыми по старшинству думными членами были бояре, вторыми — окольничьи, далее шли думные дворяне и думные дьяки, представители правительственной администрации. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, разбирала местнические дела и споры.

В конце XV — начале XVI века начинают создаваться специальные учреждения, руководившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Они стали называться приказами (от приказать-поручить). Первое упоминание о приказах встречается в документах 1512 года.

Управление на местах находилось в руках бояр, осуществлявших судебно-административные функции. За это они получали право собирать на свои нужды «корм» с подвластного населения. Отсюда происходит термин «кормления». По сути дела это было предоставление боярству права взимать в свою пользу ренту-налог с подвластного населения. Бояре-кормленщики, юридически под­чиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти

Единой и чeткой системы административно-тeppитоpиaльнoгo деления в то время не было. Уезды делились на станы, станы на во­лостели. Иногда было обратное деление. Существовало деление на трети и четверти.

Для установления; единого порядка судопроизводства в государ­стве в 1497 году был принят великокняжеский Судебник, устано­вивший единые правовые нормы на всей территории .государства. Статья 57 Судебника утверждала на всей территории Российского государства ограничение крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уходить от своего феодала за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и за неделю после, обязательно заплатив за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV века это большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда, Ограничение крестьянских доходов было первым этапом закрепощения крестьян в России

Социально-экономическое развитие ((Переп)))

Создание единого Русского государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси, а прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил.

Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения кня­зей. Став подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили право собственности на свои бывшие земли. Эти их владения все больше сближались с обычными вотчинами. К тому же они получали от государя вотчины на территории Ве­ликого княжества Московского и Владимирского, а также сами по­купали вотчины. Таким образом, княжеское землевладение посте­пенно сближалось с обычным боярским.

Одновременно боярская аристократия значительно расши­рила свои владения. В присоединенных княжествах они приобре­тали новые вотчины. Это делало московское боярство кровно зантересованным в создании и укреплении единого государства.

Параллельно шел другой процесс: многие старые феодаль­ные вотчины в результате семейных разделов мельчали, некото­рые вотчинники разорялись. Это не отвечало государственным интересам, так как каждый вотчинник должен был на свои сред­ства приобретать вооружение и боевых коней.

Создание единого государства требовало увеличения воо­руженных сил. Следовательно, земельные раздачи со стороны ве­ликого князя были необходимы. Однако теперь служилым людям, получившим владения, было запрещено продавать и дарить свои новые земли. Таких феодалов, переселенных на новые места, ста­ли называть помещиками, а их владения - поместьями. Поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а помещики обязаны были служить великому князю

Развитие поместной системы привело к резкому сокраще­нию количества черносошных крестьян в центре. В первой трети XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны.

Создание единого государства послужило в конечном сче­те одной из предпосылок для закрепощения крестьянства. Посте­пенно феодальное государство переходит в наступление на крес­тьян.

Барщина была развита слабо. В основном землю обраба­тывали пашенные холопы. Они получали от хозяина небольшой надел земли и назывались страдниками (от слова "страда" сель­скохозяйственные работы). Пашенные холопы по социальному положению приближались к положению крепостных крестьян.

В конце XV в. появляются кабальные холопы. Должник попадал в "служилую кабалу" и должен был отрабатывать своим трудом проценты долга.

В это время развиваются ремесла. Возникает вотчинное ремесло в селах. Растет ремесленная специализация. В крупных городах появляются слободы, населенные ремесленниками одной специальности (кузнечная, гончарная и др.). Развивается литей­ное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, шло строительство новых каменных стен Кремля, строился Ки­тай-город.

Во второй половине XV - первой половине XVI в. расши­ряются торговые связи между разными областями страны. Одна­ко господствующим еще оставалось натуральное хозяйство.

В конце XV - первой половине XVI в. в России наряду с "государем всея Руси" сохраняли долю своей власти подчинен­ные ему удельные владетели. Василий III именовался "всея Рус­ский земля государем государь", то есть под его руководством вла­ствовали над своими подчиненными другие "государи", рангом пониже.

Церковь

В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным цен­тром Руси.

Московские князья стремились поднять не только полити­ческое, но и духовное значение своего княжества. Иван Ка­лига уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Мо­сквы, расположенной на пересечении важнейших путей, при­вело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию мит­рополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который зало­жил по просьбе московского князя каменный Успенский со­бор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси боль­шим уважением, придали Москве значение церковного цент­ра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно пе­реселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси.

Русские митрополиты внимательно следили за деятельно­стью московских князей и при необходимости оказывали им содействие. Так в малолетство князя Дмитрия Ивановича митрополит Алексий фактически был главой Московского княжества, и возвращение в руки московского князя ярлыка на великое княжение Владимирское является во многом его заслугой. Поддержку малолетнему Василию II оказывал мит­рополит Фотий.

Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее мит­рополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единст­венным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончи­лась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни боль­шинством русского духовенства.

В истории самой церкви XIV век интересен как время ду­ховного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сер­гия Радонежского и его учеников.

Особые отношения складывались у великокняжеской власти с крупной феодальной организацией-церковью. Она имела свою систему управления и суда. У митрополита, главы церкви, был свой двор, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду других вопросов над всем населением государства. Стремясь подчинить своей власти светских феодалов, великий князь хотел установить свою власть над церковью, чему она естественно сопротивлялась. Великий князь, в первую очередь, желал отобрать у церкви ее огромные земельные впадения, чтобы раздать их своим дворянам и тем самым укрепить свою власть. Одним из центральных опросов во взаимоотношениях церкви и государства в конце XV века стал вопрос о церковном землевладении. Для решения его свою пользу Иван III решил использовать развернувшуюся внутри церкви борьбу нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили о недопустимости для церкви обладания богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким выступали за богатую церковь и умножение ее земельных владений. На церковном соборе 1503 года победу одержали иосифляне. Иван III симпатизировавший, одно время нестяжателям вынужден был лояльно относиться к иосифлянскому большинству церкви. В условиях борьбы с мятежами княжеско-боярской оппозиции поддержка церкви для великого князя была очень важна. Василий III после 1508 года стал активно поддерживать иосифлян сих теорией не только сильной церкви, и государственной власти и дал большие привилегии церкви. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись or попытки ее подчинения,

Флорентийская уния

Значительные перемены в по­ложении русской церкви про­изошли в XV в. Погибавшая под ударами турок-османов, Визан­тия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защи­те Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного гла­венства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинополь­ским патриархом.

В 1442 г. собором русских епископов в Москве был постав­лен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установ­ление независимости (автокефалии) русской церкви. Приоб­ретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

Наши рекомендации