Конституция великобритании

Конституция Великобритании относится к числу так называемых "неписаных" конституций и поэтому более точным применительно к ней является термин "конституционные акты". Историческое развитие государства привело к тому, что в Великобритании нет единого акта, регулирующего важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Источниками британской Конституции являются статутарное право, включающее парламентские законы, конституционные соглашения, и система "общего права", в которую входят судебные решения, устанавливающие прецеденты. По форме Конституция Великобритании имеет комбинированный характер и слагается из 2-х частей: писаной и неписаной.

Писаная часть не представляет какой либо упорядоченной системы. В статутарной части Конституции Великобритании наиболее важными являются следующие акты: Великая хартия Вольностей 1215 г., Habeas Corpus Act 1679 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статут 1931 г., Акты о министрах короны 1967, 1964, и 1975 гг., Акт о пэрах 1963 г., Акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг., Акт о местном управлении 1972 г. и многие другие. Всего таких актов насчитывается около четырех тысяч, и их число постоянно увеличивается. К этой же, писаной, части относятся и судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан. Другая часть Конституции является неписаной, т.е. не зафиксированной в каких-либо юридических документах. По значению содержащихся в ней норм это - важнейшая часть Конституции. Конституционные обычаи и "конституционные соглашения" представляют сложившиеся на практике обыкновения, не пользующиеся судебной защитой. В их числе можно назвать формирование правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин. Формально должность премьер-министра устанавливается законом, но делается это косвенным путем: Акт о министрах короны 1937 г., определяя размер жалованья министрам, указывает должность премьер министра; его положение в отношении других членов правительства определяется обычаем. Также путем "конституционного соглашения" устанавливается институт парламентской ответственности министров. Осуществление королевских прерогатив регулируется также сложившимися обычаями. Конституция Великобритании относится к числу гибких. Форма этой Конституции устраняет возможность учреждения органов конституционного надзора, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты с писаными парламентскими нормами, не обладающими устойчивостью, свойственной писаным Конституциям. Тем более невозможно ставить вопрос о их соответствии конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированным.

Эволюция источников британской Конституции проходит в нескольких направлениях. Так, постепенно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразия правовых норм. За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (и аналогичная для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации".

Господствующим направлением в развитии источников государственного права Великобритании, как и всех основных западных государств, является возрастание значения норм повседневной практической деятельности исполнительной власти.

Упоминания о правах и свободах граждан в Великобритании встречаются в нескольких актах. Наиболее древним из них является Великая Хартия вольностей 1215 г. Однако в настоящее время этот документ представляет лишь исторический интерес, поскольку в нем закрепляются, в основном, феодальные права и вольности баронов, а также привилегии городов. Однако существует и актуальная до сих пор норма: гарантия защиты всех свободных людей от произвола чиновников. Нельзя сказать, что на нее в настоящее время ссылаются в судебных заседаниях (так как более поздними актами она была расширена и детализирована), однако сам принцип был закреплен еще в XIII веке, что придает ему особую значимость. Более интересен в отношении судебных прав Habeas Corpus Act 1679 г., устанавливающий правила ареста и привлечения обвиняемого к суду. H. C. A. предоставляет суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и устанавливает гарантии против неправомерных действий должностных лиц. В Билле о правах, принятом парламентом в 1689 г., устанавливаются взаимоотношения между королем и парламентом, а в области личных и коллективных прав провозглашаются право подачи петиций, свобода парламентских дебатов и свобода выборов в парламент.

Акт о народном представительстве 1969 г. устанавливает критерии активного избирательного права: участвовать в выборах имеют право правоспособные британские подданные, достигшие 18 лет, проживающие в пределах избирательного округа в течение 3 месяцев, за исключением пэров, уполномоченных по выборам, душевнобольных, лиц, лишенных избирательных прав по суду. Голосование является тайным_. Пассивное избирательное право регулируется отдельными нормативными актами, а право быть избранным в местные органы власти регулируется Актом о местном управлении 1972 г.: избран может быть британский подданный, достигший 21 года, обладающий в данном органе местного самоуправления активным избирательным правом или владеющий или арендующий землю или дом в этом районе в течение 1 года или он в течение 1 года имеет постоянное местожительство или место работы в этом районе. Реформы, проведенные в XX веке еще больше расширили электорат. По реформе 1918 г. активное избирательное право было предоставлено женщинам старше 30 лет; в 1928 г. было впервые введено всеобщее избирательное право с 21 года; по Акту о народном представительстве от 1949 г. был ликвидирован двойной вотум: "никто не может голосовать... более чем в одном округе"; и, наконец, в 1969 г. возрастной ценз для участия в выборах был понижен до 18 лет.

Состав и порядок формирования отдельных институтов государственной власти регулируется отдельными нормативными актами: Акт об Устроении 1701 г. устанавливал порядок престолонаследия: по нему королевская власть передавалась по мужской линии, а в случае отсутствия потомков по мужской линии - женщинам. Полномочия монарха определялись следующие: назначение премьер-министра и министров, роспуск Палаты общин, назначение пэров, право наложения вето на законопроекты, принятые парламентом, назначение гражданских и военных чиновников. В настоящее время почти все эти прерогативы (кроме назначения пэров и открытия парламентских сессий тронной речью) осуществляются правительством и случаи вмешательства монарха в политическую жизнь страны чрезвычайно редки. Формально же король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим, светским главой англиканской церкви и главой Содружества.

Наиболее важные функциями двухпалатного парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Актом о парламенте 1911 года определяются отношения между полномочиями палаты лордов и палаты общин и ограничивается пятилетним периодом срок полномочий парламента. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства. Важной прерогативой деятельности Палаты общин является возможность вынесения вотума недоверия правительству, в результате которого правительство обязано уйти в отставку.

Правительство формируется после парламентских выборов. Монарх назначает премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету монархом назначаются остальные члены кабинета. И премьер-министр, и члены кабинета, а также иные лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра, автоматически входят в Тайный совет, решения которого оформляются как "приказ короля в Совете". Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, руководит внешней политикой страны. Кабинет фактически является высшим исполнительным органом в государстве.

Порядок изменения британской Конституции определяется ее особенностями. Поскольку Конституция состоит из обычных парламентских актов, прецедентов, имеющих конституционное значение, и неписаных конституционных соглашений, то они, как правило исключают особый порядок ее изменения. Другими словами, Конституция относится к числу гибких. Поскольку одними из основных источников в английском праве вообще являются судебные прецеденты, то и в конституционном праве многочисленные судебные решения, затрагивающие главным образом права и свободы граждан, также относятся к писаной части Конституции.

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ

Действующая Конституция Франции - Конституция V-ой республики - была утверждена на референдуме 28 сентября 1958 г. после выработки текста самим президентом, а вступила в силу 5 октября 1958 г. Основу текста Конституции составили собственные конституционные воззрения Шарля де Голля, большая часть из которых была высказана в речи в Байо 16 июня 1946 г.

Непосредственным поводом для изменения Конституции IV-ой республики послужил мятеж в Алжире - тогдашней французской колонии. Голосование в парламенте подтвердило решимость нации сосредоточить всю полноту власти в лице одной "сильной личности" - на тот период таковой являлся генерал Шарль де Голль.

Конституция Французской Республики состоит из преамбулы и 15 глав, объединяющих 92 статьи. Надо отметить, что поскольку в преамбуле существует отсылка к преамбуле Конституции 1946 г., то она таким образом формально остается в силе. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. также является составной частью французской Конституции.

Хотя Франция общепризнано считается смешанной республикой стремление к дальнейшей концентрации власти в руках главы исполнительной власти является одной из основных тенденций в конституционной сфере. Во Франции утвердилась концепция "рационализированного парламентаризма", в системе которого парламенту отдается одно из последних мест. Эта концепция, воплощенная в положениях Конституции 1958 г., заключается в прямом определении вопросов, относящихся к компетенции парламента, и тем самым ограничении его компетенции (ст. 34); в предоставлении правительственной власти широких возможностей (в том числе и юридических) для воздействия на парламент.

Права, предоставляемые гражданам республики, перечислены в Декларации прав 1789 г., а также в преамбуле Конституции 1946 г. Список включает в себя все основные личные, политические и экономические права и свободы, считающиеся "традиционными" для развитых западных государств. Однако специфика Франции как государства, в прошлом бывшем колониальной державой, и до сих пор сохраняющего в своем составе 4 "заморских департамента" и 2 "территориальные единицы" с особым статусом, потребовала особого включения в список прав наций и народов входящих в состав Французской республики: равенство прав и обязанностей наций, составляющих французский народ; право на их самоопределение и равный доступ к культурным и иным ценностям, а также свободный доступ к общественным должностям. В разделе I к этим Франция провозглашается "...неделимой, светской, демократической и социальной республикой", также здесь декларируется право политических партий на свободное осуществление своей деятельности в рамках законов. Установление правил, касающихся гражданских прав и основных гарантий, отнесено статьей 34 к компетенции парламента.

Несомненно, наиболее важным из институтов государственной власти во Франции является президент. Его правовому положению посвящен раздел II Конституции. Полномочия президента во всех сферах государственной и общественной жизни чрезвычайно обширны. Часть из них требует министерской контрассигнации, а наиболее важные осуществляются президентом лично. Президент наделен правом законодательной инициативы, причем в случае несогласия с принятым законом, президент имеет право потребовать повторного обсуждения этого закона или отдельных его частей_, "в котором ему не может быть отказано", он же промульгирует принятые парламентом законы. Президент также имеет право передать определенные виды законопроектов на референдум_. Назначение и смещение премьер-министра осуществляется президентом, и он же принимает отставку правительства. Являясь главнокомандующим вооруженных сил, президент председательствует в различных комитетах национальной обороны. На практике президент обладает большими правами, чем указано в "онститу-ции: несмотря на то, что Конституцией закреплена парламентская ответственность правительства, в настоящее время стал бесспорным конституционный обычай об ответственности правительства перед главой государства; президент активно вмешивается в подбор кандидатов на министерские посты. Однако по ст. 16 полномочия президента могут быть значительно расширены в период чрезвычайного положения, вводимого самим президентом - правда после консультации с премьер-министром, обоими председателями палат парламента и консультационным советом. В течение срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредотачивается вся полнота власти, однако при этом он теряет право на роспуск нижней палаты парламента - Национального собрания.

Законодательный орган Франции - парламент - со времени установления Пятой республики стал играть относительно небольшую роль в политической жизни страны. Его компетенция четко и окончательно обозначена в статье 34 и дает парламенту право принимать законы в области гражданских прав и основных гарантий, порядка выборов в Парламент и местные органы, определения правонарушений и наказаний за них и т.д. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Конституция 1958 года сужает полномочия парламента и в других статьях. Так, посредством ст. 40 депутаты ограничиваются в осуществлении ими законодательной инициативы, а в ст. 42 устанавливается приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат. Особого внимания заслуживает ст. 47, устанавливающая определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае непринятия парламентом финансового законопроекта в 70-дневный срок, он может быть введен в действие путем издания ордонанса. Кроме того, правительство с разрешения Парламента может принимать ордонансы (акты, которые имеют силу закона и могут быть изменены лишь законом) и в сфере, ограниченной ст. 34. И все же формально парламент Франции обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. Палаты могут образовывать комиссии, проверяющие деятельность отдельных министерств.

Контроль за соблюдением Конституции осуществляет Конституционный совет, состоящий из 9 человек, назначаемых (по 3) президентом, председателем Сената и председателем Национального собрания. Во Франции применение конституционного надзора носит обязательный характер, то есть любой принятый закон поступает в конституционный совет с целью проверки его соответствия Конституции. Более того, согласно ст. 61 регламенты палат до их применения должны быть представлены конституционному совету. Закон, признанный неконституционным не может быть ни обнародован, ни введен в действие - в отличие, от США, где на объявленный неконституционным акт лишь запрещается ссылаться в суде. Тем не менее, компетенция Конституционного совета распространяется лишь на акты законодательной власти. За конституционностью же актов исполнительной ветви власти следит Государственный совет, что вносит определенную двойственность в процедуру проверки соответствия актов основному закону.

Верховные институты судебной власти во Франции включают Высший совет магистратуры, Верховный суд, Кассационный суд и Апелляционный суд. Высший совет магистратуры (ВСМ) согл. ст. 65 возглавляется Президентом Республики и формируется им же из числа судей (в т.ч. 3-х членов Кассационного суда) и других государственных служащих. ВСМ, помимо участия в назначении судей_, рассматривает дела об их дисциплинарных проступках.

Состав, порядок формирования, компетенция и иные стороны деятельности Кассационного и Апелляционного судов определяются соответствующими органическими законами.

Конституция определяет лишь состав и частные случаи компетенции Верховного суда, к которым относятся: отправление судопроизводства в отношении Президента Республики, а также в отношении членов Правительства, подлежащих уголовной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении их функций. Остальные аспекты деятельности ВС регулируются органическим законом.

Конституция устанавливает основные принципы действия избирательной системы и более детально регламентирует порядок избрания Президента и палат Парламента. Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов абсолютным большинством голосов, причем в случае неизбрания президента в первый тур, во второй проходят лишь 2 кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Конституция детально анализирует все возможные случаи вакантности поста Президента, невозможности исполнения им своих обязанностей и иных ситуаций.

В соответствии с законом 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. Депутаты избираются на 5 лет. Выборы в Сенат, состоящий из представителей департаментов, "заморской Франции" и французов, проживающих за границей, являются косвенными. Депутаты избираются на 9 лет с ротацией на 1/3 каждые 3 года.

Процедура пересмотра французской Конституции установлена в XIV разделе, имеющем лишь одну статью (ст. 89). Порядок изменения включает 2 фазы. Инициатива внесения конституционных поправок принадлежит президенту республики, действующему по предложению премьер-министра, и парламентариям. Закон об изменении Конституции должен быть принят обеими палатами парламента в идентичной редакции. После этого наступает вторая фаза - ратификация изменений, которая может быть осуществлена двумя способами. Основной - ратификация на референдуме. Для принятия поправки достаточно простого большинства голосов избирателей. Однако президент республики может передать проект изменений на ратификацию парламента, созываемого в качестве конгресса. На этом общем собрании парламентских палат проект считается одобренным, если он получит 3/5 от общего числа поданных голосов. Второй способ применялся при внесении изменений в ст.ст. 85 и 86 (1960 г.), ст. 28 (1963 г.), ст. 61 (1974 г.) и ст. 7 (1976 г.). Внесение поправок в Конституцию с их одобрением на референдуме в смысле ст. 89 до сих пор не осуществлялось.

Подытоживая анализ основных черт французской Конституции необходимо отметить, что эта Конституция является одной из наиболее типичных конституций нашего времени, когда смещение акцентов в сфере управления государством в сторону исполнительной власти становится все более и более заметным. Несомненно, принятие Конституции 1958 г. стало важным шагом для Франции на пути развития государственно-правового механизма. И несмотря на продолжающуюся критику со стороны как левых, так и правых партий, эта Конституция предоставляет французскому народу гибкие возможности участия в управлении страной.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ

Принятая в 1949 году Конституция ФРГ стала компромиссом между оккупационными войсками, под контролем которых проходила выработка проекта Основного закона, и землями ФРГ, чьи ландтаги его принимали. Текст Основного закона был одобрен парламентами всех земель, кроме Баварии, которая сочла проект чрезмерно централистским. По своему государственному устройству ФРГ - типичная парламентарная республика.

Учредив такой строй, основной закон ФРГ создал систему центральных органов государственной власти на основе принципа разделения властей. Хотя этот принцип прямо и не упоминается, но его трехчленная структура отчетливо видна в положениях второго абзаца ст. 20 Конституции, говорящего об осуществлении государственной власти специальными органами законодательства, исполнительной власти и правосудия. Основная же часть Конституции посвящена регламентации и структуре центральных государственных органов, их взаимоотношениям, отношениям федерации с ее субъектами.

Основные права, свободы и их гарантии перечислены в разделе I и представляют собой обширный и детальный список прав и возможных ограничений этих прав с указанием причин. Среди этих прав - такие важные, как право на жизнь и личную неприкосновенность, свободу совести, вероисповедания, мирных, невооруженных митингов и шествий, передвижения. В этом же разделе объявляются гарантии соблюдения этих прав. Неприкосновенность жилища и тайна личной переписки также гарантированы Конституцией. Ст. 17-19 устанавливают возможные ограничения этих прав_. Особенностью Конституции ФРГ является то, что несмотря на то, что установлена обязательная военная служба, в Конституции имеется возможность замены ее альтернативной.

Конституция детально регулирует статус и полномочия всех высших органов власти страны. Согласно Конституции главой государства является федеральный президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием, с пятилетним сроком полномочий (это свидетельствует о некоторой независимости президента от парламента, срок полномочий нижней палаты которого равен четырем годам). Он обладает правами, точно зафиксированными в Конституции. В целом они не выходят за рамки прав главы парламентарной республики. В отличие от полномочий президента Франции, для осуществления большинства полномочий ему требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Тем не менее у президента достаточно полномочий, чтобы активно влиять на политику страны. Он может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, распускает Бундестаг по предложению канцлера, оставшегося в меньшинстве_, или по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов_. По представлению правительства федерации и с согласия Бундесрата глава государства может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага. Важно и то, что президент не несет политической ответственности за свои действия.

Состоящее из канцлера и министров_ федеральное правительство занимает главное место в системе центральных органов власти ФРГ. На правительство возложены обязанности руководства страной, но практически оно выполняет все государственные функции. Кандидатура канцлера предлагается президентом, а избирается он большинством голосов Бундестага. Хотя возможностью выдвижения канцлера обладает и Бундестаг, однако эта возможность заметно ограничена как сроком (2 недели), так и количеством депутатов (их должно быть не менее 1/4 от числа законных членов палаты). Канцлер занимает доминирующее положение в правительстве. Он фактически назначает и увольняет министров, причем их число не лимитировано Конституцией, которая упоминает лишь о министрах иностранных дел, обороны и финансов. Назначение и увольнение министров не нуждаются в утверждении Бундестага. Это делается федеральным президентом по предложению канцлера. Значение и роль канцлера во внешней и внутренней политике государства подчеркивается тем фактом, что только он является единственным министром, несущим с конституционной точки зрения ответственность перед Бундестагом. Соответственно, именно он определяет внутреннюю и внешнюю политику. Из других многочисленных полномочий канцлера необходимо выделить его право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов и право издания общих административных предписаний. Особенность правового положения правительства в ФРГ заключается в его праве предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении определенного законопроекта. Бундестаг тем самым устраняется от участия в его принятии.

Законодательной властью в ФРГ обладает двухпалатный парламент, включающий в себя Бундестаг - нижнюю палату - и Бундесрат - верхнюю. Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, - то Бундесрат имеет специфические особенности. Так ст. 51 (3) устанав-ливает, что голоса депутатов каждой из земель (земля имеет по меньшей мере 2 представителя) подаются как один голос. Этот принцип был призван уравнять земли с различным количеством населения в правах при принятии решений Бундесратом. Депутаты Бундесрата назначаются правительствами земель.

Законодательная сфера в ФРГ разделена Основным законом на 3 части: исключительная законодательная компетенция Федерации (к ней относятся внешние сношения, гражданство Федерации, пр.); так называемая конкурирующая законодательная компетенция, распространяющаяся на гражданское право, право союзов и собраний и иные сферы; и часть вопросов, дающая Федерации право издавать лишь общие предписания (к ней относятся прописка и выписка, распределение земли и организация территории). Область конкурирующей законодательной компетенции предусматривает принятие решений по вопросам, относящимся к ней, землями лишь тогда, когда Федерация не использует своих прав законодательства. Кроме того, финансовые полномочия федерального парламента ограничены статьей 113, которая допускает принятие им решений, изменяющих любую часть бюджета, лишь с согласия правительства. Полномочия парламента по изданию постановлений могут быть переданы им правительству, федеральному министру и правительству земель. Если в финансовой области полномочия парламента в общем-то довольно схожи с аналогичными правами парламентов в других западных странах, то его контрольные полномочия выглядят значительно слабее. "Конструктивный вотум недоверия" предусматривает избрание нового канцлера взамен смещаемого и за более чем 40-летнюю историю ФРГ не разу не был применен. Не находят широкого применения и иные формы парламентского контроля (следственные комиссии, "большие", "малые" и устные запросы).

Контрольные функции осуществляются Федеральным конституционным судом, 8 членов которого избираются в равном числе Бундестагом и Бундесратом. Он обладает широкой и разносторонней компетенцией: толкование основного закона, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др.

Лишь один из высших органов ФРГ избирается путем прямого голосования - это нижняя палата парламента Бундестаг. Остальные органы избираются или членами парламента, или специально собираемыми для этой цели органами. Ст. 38 основного закона устанавливает основные принципы голосования, которое объявляется всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным. Правом избирать в Бундестаг обладают граждане ФРГ, достигшие 18-летнего возраста, правом быть избранными обладают лица, достигшие совершеннолетнего возраста, который в ФРГ составляет 21 год.

Половина Депутатов Бундестага избирается в округах по мажоритар-ной системе относительного большинства путем прямого голосования; другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой из земель, по пропорциональной системе. Для получения мест в парламенте партия должна набрать не менее 5% вторых голосов_ по земельным спискам, и не менее 3 депутатов при избрании по избирательным округам.

По способу изменения Основной закон ФРГ относится к числу "жестких". Согласно ст. 79 изменения должны быть одобрены большинством в 2/3 обеими палатами парламента. Однако такие основополагающие принципы, как федеративное устройство ФРГ, принципы сотрудничества земель и наиболее важные права человека, не могут быть изменены вообще. Наиболее важные изменения в конституционном законодательстве ФРГ были сделаны в 1968 г., когда в Конституцию было включено т.н. "чрезвычайное законодательство". Вступающее в силу в случае внешнего нападения на ФРГ или при его угрозе, а также для предотвращения опасности, угрожающей существованию или основам свободного и демократического строя Федерации или одной из ее земель, законодательство допускает в случае затруднения для сбора депутатов передачу полномочий парламента Общему комитету, а также ограничение некоторых прав граждан и усиление роли федерального канцлера.

В настоящее время США - родина современного института президент-ства - являются мировой сверхдержавой, законодателем мод в политике, экономике и других сферах жизни. Из истории известно, что институт пре-зидентства сыграл выдающуюся роль в осуществлении модернизации аме-риканского общества, а изобретенная отцами-основателями страны прези-дентская форма правления способствовала становлению и развитию фено-мена западной демократии.

Многие развитые страны Запада заимствовали и успешно адаптировали к местным условиям и собственным политическим системам институт пре-зидентства. Примеры Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии и других стран ярко демонстрируют жизнеспособность и эффективность данного института, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий.

Данное обстоятельство способствовало распространению института президентства и в странах, осуществляющих догоняющую модернизацию. Это является одной из универсальных закономерностей развития их политических систем. Как совершенно справедливо отмечает Президент Казах-стана Н.А. Назарбаев, президентское правление особенно эффективно «...в период реформ и перехода к другой общественной системе, когда ситуация не отличается стабильностью, а также в странах с обширной территорией и в многонациональных государствах» Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократи-ческое реформирование общества. - Алматы, 1995. - С.11..

«Суть подхода Президента состояла в том, что страна должна развиваться естественным образом, эволюционно» Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -Алматы: Билим, 1997.- с.4.

Понятие «президент» возникло в античную эпоху и означало первона-чально председательствующего на собрании. С тех пор оно претерпело значительную эволюцию.

Президентская республика - это республиканская форма правлений, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом, либо каким-то особым институтом, - например Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М: Юридическая литература, 1994. - 176 с. - С.17..

Однако после избрания президент получает значительную политическую самостоятельность (не может быт отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотрев конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента соблюдении определенных процедур; правом законодательной инициативы; доминирующе участия в формировании правительства и в подборе его главы - премьер-министра.

Конституция США, определяет, что президент является главой кабинета и формирует его; по Конституции Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право продолжать осуществлять свои функции даже, после того, как в результате всеобщих выборов сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику, президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур, может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы.

Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства, это прекращение, деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним, посредством уполномоченных, назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего государства, включающими свертывание на определенный период деятельности традиционных демократических институтов.

Президентское правление вводится, как правило, для стабилизации политической обстановки в рамках определенного района государства или на всей его территории. Под предлогом такой стабилизации президентское правление вводится иногда для укрепления позиций одних политических группировок и ослабления других. Может быть использовано для прекращения открытой конфронтации политических сил, предотвращения или прекращения гражданской войны, скорейшей ликвидации тяжелых последствий стихийных, военных и техногенных бедствий, эпидемий и т.д Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политиче-ской модернизации. - Астана: Елорда. 2002. - с. 25..

В связи с этим, актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных направлений формирования государственности в современных условиях является оптимизация правового положения статуса Президента.

Во первых мы пережили четыре конституционные реформы правления на пути к сильной президентской власти. За эти годы страна сумела сформулировать казахстанскую модель президентской формы правления.

В исследованиях политических институтов особое значение придается проблемам механизма их возникновения и закономерностям трансформации.

Наши рекомендации