Перечислите основные источники и принципы международного энергетического права.
9. В чем специфика регионального энергетического сотрудничества на современном этапе?
10. Каковы перспективы реализации задач международного экономического права в эпоху кризисов и дисбаланса экономик?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: Учебник. Академический курс. М., 2004.
2. Международное экономическое право: Учебник / под ред. В.М. Шумилова. М., 2013.
3. Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. М., 2013.
4. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношения: Учебник. М., 2013.
5. Организация экономического сотрудничества и развития: http://oecdru.org/.
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
§ 1. Понятие, источники и принципы международного информационного права
Международное информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих, информационно-правовые отношения между государствами мирового сообщества, а также средств массовой информации, статус журналистов, научно-техническое сотрудничество в пределах информационного пространства государств и вопросы информационной безопасности.
При этом, в рамках данной отрасли международного права изучаются следующие институты:
А) Информационный процесс - процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Б) Кибернетическое пространство - это новая человеческая и технологическая среда. С одной стороны, оно объединяет граждан многих стран, культур и профессий, собирающих, предлагающих и использующих разнообразную информацию. С другой, данное пространство есть сложное техническое средство, т.е. децентрализованная компьютерная сеть, соединяющая этих лиц благодаря инфраструктуре телекоммуникаций.
В) Информационная безопасность государства - состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере; процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Кроме того, появляются новые формы сотрудничества: электронная демократия, информационная экономика, электронное государство, электронное правительство, цифровые рынки, электронный документооборот, электронные социальные и хозяйствующие сети и т.д.
На современном этапе государства проводят собственную информационную политику в целях вхождения в мировое информационное сообщество.
Общие принципы международного права следует применять к информационной сфере: уважение прав и свобод человека на информацию, доступ к ней; запрет пропаганды войны и угроз агрессии, ведения информационных войн; разрешение споров путем переговорного информационного процесса.
Специальные принципы информационного права следует применять к международному уровню: открытость информации и ее распространение; ответственность за недостоверное информацию; обеспечение информационной безопасности; технологическая зависимость; оборотоспособность информации; двуединство информации и ее носителя; гарантированность государственных языков, глобального участия в управлении интернетом.
Принципам соответствуют и обязанности государств в отношении информации, например, контроль за трансграничным вещанием.
В международных актах объекты информационного права представлены следующим образом:
· статья 19 Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ);
· статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, которое включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору);
· Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;
· Конвенция ООН о международном праве опровержения 1952 г.;
· Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне 1978 г.;
· типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» 2001 г.;
· Лондонская Хартия свободы печати 1987 г.;
· Окинавская Хартия глобального информационного общества 2000 г.;
· Декларация о средствах массовой информации и правах человека Совета Европы 1970 г. и др.
§ 2. Международные организации в сфере информации
В связи с многоаспектностью информационных процессов мировое сообщество образовало ряд организаций специальной компетенции:
1) Международный союз электросвязи (МСЭ) - международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот (распределение радиочастот по назначениям и по странам), основанная как Международный телеграфный союз в 1865 году, с 1947 года является специализированным учреждением ООН. В соответствии с Уставом МСЭ, его целями являются: обеспечение и расширение международного сотрудничества между всеми членами Союза с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи; содействие технической помощи и предоставление ее развивающимся странам в области электросвязи, а также содействие мобилизации материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления; содействие развитию технических средств и их наиболее эффективной эксплуатации с целью повышения производительности служб электросвязи, расширения их применения и их возможно более широкого использования населением и др. Текущая структура МСЭ была определена в декабре 1992 г. и включает следующие подразделения: МСЭ-Т (Сектор стандартизации электросвязи), МСЭ-Р (Сектор радиосвязи) и МСЭ-Д (Сектор развития электросвязи).
2) Статистический отдел ООН - орган Секретариата ООН, осуществляющий функции сбора анализа и обработки информации в области статистики и координацию деятельности ООН в рамках глобальной статистической системы, учрежденный в 1946 году. Статистический отдел собирает и распространяет глобальную статистическую информацию, разрабатывает стандарты и нормы для статистической деятельности, а также поддерживает усилия стран по укреплению их национальных статистических систем. Отдел также выполняет роль глобального центра по вопросам международной торговли, национальных счетов, энергетики, промышленности, окружающей среды и демографической и социальной статистики, собранной из национальных и международных источников, содействует внедрению современных методов исследования и отображения информации в качестве инструмента для роста и развития.
3) Комитет по информации ООН - вспомогательный орган Генеральной ассамблеи ООН, занимающийся вопросами, касающимися общественной информации и осуществляющий надзор за работой Департамента общественной информации. Этот Департамент был создан в 1946 году с целью содействия глобальной осведомленности и пониманию работы ООН. В своей работе Департамент использует средства радио, телевидения, печати, Интернета, видеоконференций и других средств массовой информации.
4) Целевая группа ООН по информационно-коммуникационным технологиям (Группа по ИКТ) - новаторский механизм, будучи первым в своем роде организационным образованием, созданным на основе решения межправительственного органа ООН, в котором все его члены, представляющие правительства, гражданское общество (включая частный сектор, неприбыльные организации, неправительственные организации и академические круги), а также организации системы ООН, имеют равные права в плане принятия решений. Группа по ИКТ была создана при Генеральном Секретаре ООН в 2000 году. Задача Группы ИКТ состоит в том, чтобы обеспечить общее лидерство по отношению к роли ООН в деле содействия в формулировании стратегий развития ИКТ и постановки этих технологий на службу развитию; формирование, на базе консультаций со всеми заинтересованными участниками и странами-членами, стратегического партнерства между системой ООН, частным бизнесом, финансовыми трестами и фондами, донорами, странами, в которых осуществляются программы помощи и прочими участниками, в соответствии с относящимися к этому вопросу резолюциями ООН. Целевая группа по ИКТ призвана содействовать реализации принятых на международном уровне комплексных целей и задач развития, в частности тех, которые содержатся в Декларации тысячелетия.
5) Сектор по коммуникациям и информации ЮНЕСКО – орган ЮНЕСКО, который стремится поддерживать меры, направленные на расширение прав и возможностей людей, с тем чтобы они могли получить доступ к потокам информации и знаний и внести в них свой вклад. Его действия направлены на создание благоприятных и стимулирующих условий, которые способствуют обеспечению всеобщего доступа к информации и знаниям, а также на развитие эффективных «инфоструктур», разработку политики, норм и средств управления, поддержку библиотек и архивов, расширение доступа к информации на уровне общин. Сектор призван развивать: электронное обучение, электронную научную деятельность, культурное разнообразие и культурную самобытность, языковое разнообразие и местный контент, средства информации, этические аспекты информационного общества. Главным достижением Сектора является реализация Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Среди программ ЮНЕСКО в ведении коммуникационного и информационного направления находятся также «Память мира», программа защиты цифрового наследия и международная программа развития коммуникаций.
На региональном уровне был учрежден ряд региональных телекоммуникационных союзов: Азиатско-Тихоокеанское телесообщество, Карибский союз электросвязи, Африканский союз электросвязи, Европейская конференция администраций почт и телекоммуникаций.
§ 3. Международная информационная безопасность и интернет
Глобальное использование ИКТ, создание межгосударственных, национальных и частных инфраструктур, базирующихся на ИКТ, привели к возникновению принципиально новых угроз, прежде всего связанных с возможностью использования ИКТ в целях, несовместимых с задачами поддержания международного мира и безопасности, соблюдения принципов отказа от применения силы, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав и свобод человека и т.п. В связи с этим появляются такие термины, как «информационное оружие», «угроза информационных войн», «информационный терроризм» и пр., суть которых сводится к тому, что указанные явления способны вызвать информационные конфликты, последствия которых могут быть сопоставимы с последствиями преступлений, угрожающих международному миру и безопасности.
Инициатива создания международно-правового режима информационной безопасности была впервые отражена в Доктрине информационной безопасности РФ и Концепции реализации идеи международной информационной безопасности, одобренной Межведомственной комиссией по информационной безопасности Совета Безопасности РФ.
В 1998 г. в адрес Генерального секретаря ООН было направлено специальное Послание по проблеме международной информационной безопасности министра иностранных дел РФ. Особый акцент в нем был сделан на необходимости предотвращения появления принципиально новой – информационной – сферы конфронтации и развязывания принципиально новых конфликтов. Указанная инициатива получила практическую реализацию в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» от 4 декабря 1998 г. Резолюция предлагает государствам – членам ООН продолжить обсуждение вопросов информационной безопасности, дать конкретные определения угроз, предложить свои оценки проблемы, включая разработку международных принципов обеспечения безопасности глобальных информационных систем. Указанная резолюция положила начало обсуждению вопроса о создании совершенно нового международно-правового режима, объектом которого должны стать информация, информационная технология и методы ее использования.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 54/49 от 1 декабря 1999 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» впервые указала на угрозы международной информационной безопасности применительно не только к гражданской, но и к военной сфере.
В докладе Генерального секретаря ООН от 10 июня 2000 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности» отражены «Принципы, касающиеся международной информационной безопасности».
Под информационной безопасностью, в соответствии с этими Принципами, понимается состояние защищенности основных интересов личности, общества и государства в информационном пространстве, включая информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и собственно информацию в отношении таких ее свойств, как целостность, объективность, доступность и конфиденциальность.
В последующем, учитывая резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 55/28, отмечающую необходимость изучения соответствующих международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем, был подготовлен доклад Генерального секретаря ООН от 3 октября 2001 г. «О достижениях в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». В данном документе выделены 11 основных факторов, создающих опасность для основных интересов личности, общества и государства в информационном пространстве и представляющих, таким образом, наибольшие угрозы с точки зрения обеспечения международной информационной безопасности. К таким факторам относятся, прежде всего, разработка и использование средств несанкционированного вмешательства в работу и неправомерного использования информационных ресурсов другого государства, а также нанесения ущерба им; целенаправленное информационное воздействие на критические инфраструктуры и население другого государства; действия, направленные на доминирование в информационном пространстве, поощрение терроризма, и собственно ведение информационных войн.
Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 56/19 от 29 ноября 2001 г. одобрена идея создания в 2004 г. специальной Группы правительственных экспертов государств – членов ООН для проведения всестороннего исследования проблемы международной информационной безопасности. Мандатом группы предусматривается рассмотрение существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их устранению, а также изучение международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/17 от 5 декабря 2007 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» призывает государства-члены и далее содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также возможных мер по ограничению угроз, возникающих в этой сфере, исходя из необходимости сохранить свободный поток информации.
Международно-правовое регулирование Интернета как всемирной системы объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации сопряжено с рядом коллизионных вопросов. Во-первых, у Интернета нет собственника, так как он является совокупностью сетей, которые имеют различную географическую принадлежность. Во-вторых, Интернет стал достоянием всего человечества и является, прежде всего, средством открытого хранения и распространения информации (в 2011 году была принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека, соответственно, отключение тех или иных регионов от Интернета является нарушением прав человека). Распространение информации в сети должно быть максимально свободным, ограничиваясь лишь теми ситуациями, когда оно может привести к нарушению чьих-нибудь прав (например, утечки данных вследствие кибератак). В-третьих, чтение информации, полученной из Интернета, относится, как правило, к непубличному воспроизведению произведения. За распространение информации в Интернете (разглашение), если это государственная или иная тайна, клевета, другие запрещённые законом к распространению сведения, вполне возможна юридическая ответственность по законам того места, откуда информация введена. Наконец, большая часть отношений в области Интернета относится к сфере частно-правового регулирования. Международное право регулирует ту область межгосударственных отношений, которые складываются между государствами как субъектами власти на почве необходимости регулирования отношений по управлению Интернетом. Основной задачей международно-правового регулирования в сфере Интернета является обеспечение взаимодействия государств и координация их усилий в организации всемирного информационного обмена.
На региональном уровне проблемы правового регулирования Интернета обусловили создание Директивы Евросоюза 2002/58/ЕС «О неприкосновенности электронной частной жизни», Европейской Конвенции по киберпреступлениям 2001 года, Амстердамские рекомендации о свободе СМИ и Интернета ОБСЕ 2003 года и т.д. В развитие этих документов в 2004 году были созданы форум, известный как Лондонский план действий и Координационная группа ОЭСР по электронной коммерции, в 2006 году - Альянс по борьбе со спамом.
В настоящее время широко обсуждается разработка Хартии Интернета, в которой должны определяться принципы добровольных обязательств пользователей и создателей информационных услуг и продуктов, связанных с Интернетом. Кроме того, обсуждается Международное соглашение по борьбе с контрафактной продукцией (ACTA), согласно которому будет установлено строгое наблюдение за соблюдением авторского права в Интернете и на рынке информации и информационных технологий и товаров, основанных на информационных технологиях. В случае его принятия будет создано международное объединение, направленное против нарушений авторских прав и представляющее собой сложную иерархическую систему контроля за соблюдением авторского права в развитых странах. Предложенный договор позволит работникам таможни досматривать ноутбуки, цифровые плееры и сотовые телефоны на предмет хранения в них файлов, связанных с нарушением закона об авторском праве. Также предполагается введение новых требований к интернет-провайдерам, включающих в себя частичное разглашение информации, связанной с деятельностью пользователя, и использование инструментов сетевой безопасности.
§ 4. Международно-правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
Результаты интеллектуальной деятельности – инструмент экономического роста. Интеллектуальная собственность означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях; исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам. Кроме того, в международно-правовом значении к указанным объектам относят и нормы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне.
Главным регулятором в сфере интеллектуальной собственности является созданная в 1974 году в форме специализированного учреждения ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), международная организация, занимающаяся администрированием ряда ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране промышленной собственности.
Основные функции ВОИС:
· содействие разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области;
· заключение международных договоров по охране интеллектуальной собственности;
· выполнение административных функций Парижского союза, специальных Союзов, образованных в связи с этим Союзом, и Бернского союза;
· оказание технико-юридической помощи в области интеллектуальной собственности;
· сбор и распространение информации, проведение исследований и публикация их результатов;
· обеспечение деятельности служб, облегчающих международную охрану интеллектуальной собственности.
На данный момент ВОИС осуществляет администрирование следующих договоров: Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г., Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Парижская Конвенция об охране промышленной собственности 1883 г., Договор ВОИС о патентной кооперации 1970 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г., Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения 1958 г., Страсбургское соглашение о международной патентной классификации 1971 г., Ниццкое соглашение о классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г., Локарнское соглашение о международной классификации промышленных образцов 1968 г. и др.
Важное место в работе ВОИС занимает программная деятельность: обеспечение широкого признания существующих договоров, их обновление, создание новых договоров, организация сотрудничества в целях развития. Одним из аспектов программной деятельности ВОИС является сотрудничество в целях развития, в том числе оказание помощи тем странам, которые в ней нуждаются. ВОИС помогает им реформировать национальные законодательства, реализует образовательные программы, нацеленные на раскрытие потенциала интеллектуальной собственности, способствует компьютеризации и использованию этими странами новейших технологий в сфере интеллектуальной собственности, оказывает поддержку (в том числе финансовую) для облегчения участия отдельных стран в своих мероприятиях. Развитые страны перенесли часть организационной практики, связанной с коммерциализацией, из ВОИС в ВТО, в рамках которой в 1994 г. было разработано Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и в настоящее время существует Соглашение между ВОИС и ВТО, которое предусматривает сотрудничество этих организаций в реализации основных положений и принципов ТРИПС. Соглашение ТРИПС включает в себя ряд новых положений о международной охране авторского права (охрана авторских прав распространяется на компьютерные программы, удлиняется срок действия охраны и ограничивается осуществление международной торговли компьютерными программами и другими объектами интеллектуальной собственностью со странами, не имеющими возможности осуществлять охрану авторских прав).
На региональном уровнем функционируют: Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке, созданное в Евросоюзе в 1996 году для охраны товарных знаков, Европейская патентная организация, созданная в 1977 году для выдачи патентов, Африканская организация интеллектуальной собственности, созданная в 1977 году, Северо-американское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА) 1994 года.
Тем не менее, кодификации в сфере интеллектуальной собственности не существует, и государства продолжают использовать национальный режим охраны авторских и смежных прав.
§ 5. Международно-правовые формы организации сотрудничества в области науки и техники
Специфика международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества обусловлена содержанием и целью общественных отношений, а именно достижением научного и (или) технического результата, который может выражаться, например, в решении определенной проблемы (парниковый эффект, экологическая безопасность, поиск новых форм жизнедеятельности и др.). Данная цель обусловлена интересом государств, который зачастую не преследует разрешение экономической задачи. Вместе с этим следует отметить, что нормы, регулирующие международное научно-техническое сотрудничество, могут быть связаны с правовым регулированием отношений в сфере экономики, экологии, территорий (космические, морские), прав человека и других областях международного сотрудничества. Это обстоятельство обусловливает комплексный характер международно-правового регулирования научно-технического сотрудничества.
Специальные принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества: свобода научных исследований; свобода выбора формы организации научно-технических связей; сотрудничество в применении достижений научно-технического прогресса; научно-техническое содействие, равноправие и недискриминация в научно-технических связях; эквивалентностиь при обмене научно-техническими достижениями; взаимность.
Рассматриваемое многообразие отношений в области международного научно-технического сотрудничества позволяет утверждать, что в мире сформировалась система универсального, регионального и двустороннего международного сотрудничества в области науки, техники и технологии. Ее субъектами являются государства, международные и национальные организации, отдельные ученые и их коллективы. Эта система охватывает:
- международные научные связи, направленные на разрешение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки (например, в рамках ЮНЕСКО; программа Евросоюза «Эврика»);
- международные технические и технологические связи (например, универсальное сотрудничество в области электросвязи);
- связи в сфере промышленной собственности (например, в рамках Евразийской патентной организации);
- подготовку кадров (например, программы, реализуемые Международной организацией труда, программа ТАСИС);
- международное содействие выполнению работ и созданию технологических процессов (например, в рамках ПРООН, ЮНЕСКО);
- обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса (например, сотрудничество в рамках МАГАТЭ);
- предотвращение ущерба окружающей среде (например, сотрудничество в рамках ЮНЭП) и др.
В период подготовки к Конференции ООН по науке и технике в целях развития - ЮНКСТД (середина 70-х годов XX в.) была разработана классификация научно-технической деятельности: разработка научно-технической политики; выбор и оценка технологий; передача и разработка технологий; стандартизация и метрология; взаимодействие между производителями и потребителями научно-технических знаний; применение технологий и выполнение проектов; использование систем информации; популяризация науки и техники; подготовка научных кадров.
В рамках этого осуществляется межправительственное научно-техническое сотрудничество (например, в рамках Совета по науке и технологии Карибского бассейна); неправительственное научно-техническое и технологическое сотрудничество (например, в Международном совете по науке); региональное научно-техническое сотрудничество (например, в области науки и высшего образования в скандинавских странах установлены единообразные требования к учебным программам).
Основные формы научно-технического сотрудничества: международные конференции; научно-исследовательские программы; совместные научные исследования; создание межгосударственных финансово-промышленных групп и транснациональных компаний; обмен технической документацией, образцами и материалами, технологическими процессами, информацией; взаимное командирование специалистов; консультации и проведение экспертиз.
Большой вклад в развитие форм международного научно-технического сотрудничества внесен Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., в Заключительном акте которого предлагаются наиболее целесообразные формы сотрудничества: обмен книгами, периодическими изданиями и другими научно-техническими публикациями между соответствующими организациями и отдельными лицами; обмены и визиты, а также другие непосредственные контакты между учеными и специалистами; проведение международных и национальных конференций и других научных совещаний; совместная разработка и осуществление программ и проектов, представляющих взаимный интерес; использование коммерческих каналов и методов для изучения и передачи передового научно-технического опыта.
Безусловно, приведенные формы предполагают научно-техническое сотрудничество не только на многосторонней, но и на двусторонней основе, в том числе и на неправительственном уровне.
Основным субъектом ООН, координирующим деятельность в сфере науки и техники, является ЮНЕСКО. Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений. Все действующие и ассоциированные члены ЮНЕСКО организованы в пять региональных групп: Африка, Лига арабских государств, Азия и Тихий океан, Европа и Северная Америка, Латинская Америка и страны Карибского бассейна.
В целом, ООН ведет активную деятельность по развитию международного научно-технического сотрудничества в рамках региональных комиссий, входящих в структуру организации. В сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т.е. сотрудничеству государств по географическому признаку.
Так, в рамках Всеафриканского научного и технического союза подготовлена программа по использованию достижений науки и техники в целях развития, которая является международным многосторонним региональным договором в этой области. В данном регионе действует Африканский центр технологических исследований (АЦТИ), образованный в 1988 г.
Наиболее значимой международной организацией в Азии является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Для координации научно-технического сотрудничества государств - участников АСЕАН создано Бюро по вопросам науки и техники. В рамках настоящей международной организации происходит осуществление различных региональных проектов в области науки и техники.
В рамках латиноамериканского и карибского экономического интеграционного процесса государства региона создали на национальном и региональном уровнях механизмы правового регулирования деятельности в области науки и техники. Например, в рамках Карибского сообщества (КАРИКОМ) функционируют различные научно-технические проекты, например Карибский институт сельскохозяйственных исследований.
На европейском континенте действуют различные международные экономические организации, осуществляющие научно-техническое сотрудничество. Например, в 1985 г. в ЕС была принята программа технологического возрождения Европы «Эврика», которая со временем будет олицетворять Европейское технологическое сообщество. Основные направления деятельности программы, такие как информационная техника, технология, биотехнология, откроют перед человечеством новые возможности. Следует указать также и Европейскую рамочную программу по НИОКР. Основная цель программы - повышение конкурентоспособности европейских исследований, технологий, информационных ресурсов. Внимание в рамках Программы сфокусировано на исследовании процессов бизнеса, средств информационной технологии, технологического и организационного менеджмента. Одним из основных перспективных направлений в распространении информационных технологий является использование сети Интернет, а также и других инновационных электронных средств.
Для современных условий характерны процессы активизации международного регионального научно-технического сотрудничества, в структуре интеграционных объединений государств формируются специальные органы по вопросам научно-технического сотрудничества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ