Теории происхождения общества

Теории происхождения общества - это системы научного знания, объясняющие генезис общества. В науке выдвигалось множество гипотез о происхождении человеческого общества, в том числе весьма дискуссионных. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения общества:

1) естественную: «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей;

2) божественную: «Бог создал человека», и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;

3) космическую: «инопланетяне создали людей», и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях.

Однако ни одна из этих, гипотез не отвечает на вопрос о «технических деталях», социогенетического механизма, производящего, социальную организацию.

Среди современных научных теорий происхождения общества можно выделить следующие:

1) инструментальная теорияставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие за собой изобретение специальных орудий труда (инструментов) для удовлетворения разно­образных потребностей. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий, что способствовало возникновению и развитию социальной организации (пример – от простой палки копалки до современного компьютера).

2) кратическая теория(кратос - в переводе с греческого означает власть) выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет некоторым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсы общины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

3) семантическая теория(семантика – наука о знаках и символах) строится на развитии коммуникативных средств внутри человеческого сообщества. Поскольку любое групповое взаимодействие связано с координа­цией усилий, дифференциацией и комбинированием функций, такая сложно организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество. Исходя из этого, некоторые ученые называют современного человека «символическим животным». Представьте, что в современном обществе исчезнут знаки и символы. Что будет с нами?

4) гендерная теория(гендер в переводе с английского означает – пол) основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении ролей, возникает социальная организация, общность, в которой действуют особые правила общежития.

5) сексуальная теориябазируется на физиологических характеристиках человека (внесезонный характер размножения). Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естественного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины (пример современных развивающихся стран, где быстрыми темпами растет уровень население).

Наши рекомендации