Условие возникновения культуры
1.1. Культура как «прибавочный продукт» производящей экономики
Вся окружающая нас культура — это результат человеческой деятельности. Но прежде всего: культура не сводится к чему-то духовному, и даже не ограничивается кругом специфических материальных результатов духовной деятельности (стихи, художественные полотна, музыкальные произведения...). Помимо стихов, художественных полотен, музыкальных произведений, дворцов и храмов, культура — это все из искусственно созданного человеком, что окружает нас: дома, машины, одежда, утварь, дороги, города... Одним из составных элементов общечеловеческой культуры даже способ ее уничтожения, война.
Важно понять и другое: все это результат деятельности не механической суммы отдельно взятых атомов-индивидов, но совокупного субъекта, каким является все общество. Действует целостный организм, а каждый из нас, как одна из составляющих его клеток, своей активностью обеспечивает достижение интегральной цели, интегрального результата.
Деятельность — это прежде всего производство. Но рассматривать его исключительно как систему материального жизнеобеспечения (т.е. как чисто экономическую категорию) несправедливо. Оно выходит далеко за эти рамки. История его развития знает два основных этапа:
— охотничье собирательное хозяйство и
— производящую деятельность.
В принципе только последняя порождает культуру. Присваивающая по существу остается в рамках природного, т.е. довольствуется тем, что создается самой природой, и, строго говоря, является чем-то переходным от биологических формы движения к социальной. Напротив, производящая деятельность порождает нечто надстроечное над самой природой, и только на этом новом уровне обнаруживается действительное существо человека. Ведь именно надприродность, внебиологичность культуры делает и его надприродным, надбиологическим субъектом. Поэтому полная совокупность всего того, что порождается трудом и талантом человека, и есть подлинное определение этого нового фигуранта всеобщей истории Вселенной.
Таким образом, определить человека в конечном счете можно только:
— составом порождаемых им ценностей (составом того культурного слоя, который создается им в процессе его жизнедеятельности);
— структурой его деятельности (целью, средством, собственно деятельностью, результатом, отливающимся в новые ценности);
— законами и принципами взаимодействия людей в процессе порождения культуры.
Именно это же войдет и в полное определение общества. Ведь общество — это не механическая сумма «человеков», но целостный организм, живущий какой-то своей надприродной жизнью. Между тем все внешние проявления и все результаты такой жизнедеятельности складываются из этих же составляющих.
Но спрашивается: зачем человеку все то, что мы относим к культуре? И в особенности искусство?
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
А ведь и в самом деле: ни съесть, ни выпить, ни поцеловать…
Человек происходит от животного. Между тем ни одному из животных не нужно не только искусство, но и многое из того, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому выделение человека из животного царства и становление культуры неразрывно связаны, а следовательно, ответить на вопрос о происхождении человека можно только поняв происхождение культуры.
Если отвлечься и от «розовой зари», и от «бессмертных стихов» и ограничить анализ тех артефактов, которые порождаются специфическим рамками экономики, то ретроспективный взгляд на развитие цивилизации и в этом случае легко обнаружит, что практически все свидетельства развития являются прибавочным продуктом. Необходимый полностью исчезает в ходе воспроизводственных процессов, поэтому сохраниться в состоянии только то, что не может быть тотчас же потреблено обществом.