Внутренняя и внешняя политика СССР в 1964 - 1984 гг. Нарастание кризисных явлений.
С ноября 1964 Первым секретарем ЦК становится Брежнев. Проводимые новым правительством преобразования напрямую затрагивали интересы номенклатуры. Так, уже в 1965 г было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Задуманное Хрущевым подводило партократию к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. В полном объеме продолжалась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал. Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые устные и телефонные, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.
Был отменен включенный в 1961 году в Устав КПСС пункт об обязательной ротации, согласно которому при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от президиума ЦК до районных комитетов. Этим пунктом вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.
Принимались некоторые меры для успокоения населения, так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Хрущевым преследования церквей и религии.
С 1965 стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней само регуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено количество спускаемых сверху показателей, провозглашался хозрасчет; одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливается отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.
Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство списало долги с колхозов и совхозов, повысило закупочные цены, ввело надбавку за сверхплановую продажу продукции государству. Повышалось финансирование аграрного сектора.
Эффект оказался кратковременным. Причины: директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозмеханизма. Сама директивная экономика подошла к пределу своих возможностей.
В этот период резко возросла активность СССР на международной арене. Он оказывает активную помощь Вьетнаму в его борьбе против американской агрессии. Отношения со странами социалистического лагеря складывались по-разному. Наиболее сложными они были с Китаем; дело дошло даже до вооружённого конфликта на островеДаманском в 1969 году. В 1968 году начинается так называемая"Пражская весна", когда руководство КПЧ вступает на путь либерализации. Это вызвало недовольство руководства других социалистических стран. Ситуация в Чехословакии стала выходить из-под контроля. Советское руководство принимает решение о вводе в Чехословакию войск пяти стран-участниц Варшавского договора.
Существенные сдвиги были достигнуты в отношениях с США. В результате личных встреч Брежнева и президента США Никсона был подписан ряд документов, ограничивающих гонку вооружений. Советский Союз выдвигает программу мира. В целом этот период характеризуется как разрядка. Однако он завершился после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.
В экономике страны в этот период внедрялись два разных принципа: восстанавливалась система министерств, усиливалась централизация управления, но, в то же время, предприятия получали некоторую автономию, вводились элементы хозрасчёта. Это требовало сокращения центрального аппарата управления, ослабления контроля государства. Наличие жёсткого плана сковывало инициативу предприятий, к тому же, очень мало делалось для внедрения достижений НТР в экономику страны. Проведение реформ осложнялось противоречиями внутри руководства, где более прогрессивное крыло представлял Косыгин, а более консервативное - Брежнев. Победила точка зрения последнего, и реформы были свёрнуты. Постепенно вследствие экстенсивных методов развития производства и больших военных расходов стали нарастать кризисные явления в экономике, которые на какое-то время удавалось смягчить, получая прибыль от продажи сырья, в основном, нефти, за границу. Особенно чувствительным для населения был хронический кризис в аграрной сфере. Но дело было даже не в малом количестве производимой продукции, а в централизованной системе распределения , где главную роль играл чиновник. К началу 80-х годов все признаки кризиса были налицо.
В политической жизни страны можно отметить такое явление, как диссидентство. Особой роли оно не сыграло, так как было распространено в основном в крупных городах и в достаточно узких кругах. В стране прошло несколько судебных процессов над крупнейшими лидерами правозащитного движения, распространяется политическая литература, книги запрещённых авторов. Было ясно, что система нуждается в коренном реформировании.
В 70-е - начале 80-х, в годы правления Брежнева, начинается эпоха застоя, форм-ся механизм торможения в эк-ке, п-ке, к-ре. Это эпоха упущ. возможностей. 1) экстенсивное развитие 2) рост бюрократии 3) образовалась с-ма ослабления эк. в-ти 4) в с/х отсутствие капиталовложений и выезд жителей 5) парт. руков-ли на местах становятся князьями 6) полный застой науки, отсутсвие связи с практ. пр-вом 7) наращив. гонки вооружений за счет др. отраслей 8) везде процветает взяточничество.
В целом ситуацию в стране можно охаракт-ть как предкризис: исчерпание многих прир. ресурсов, обострение экологич. проблем, чрезмерная централизация управления эк-кой. Но главное, что ЦК КПСС не смог вовремя оценить необходимость перемен, нарастание кризисных явл. в общ-ве.
По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше давала о себе знать «теневая экономика».
Кризисные явления накапливались и в социальной области. Приостанавливается медленное повышение жизненного уровня трудящихся, практически не росли объемы вводимого в строй жилья. На здравоохранение тратилось не более 4% НД. С 1970 по 1985 годы на 2 года уменьшилась средняя продолжительность жизни.