Выполните задания к тексту
Ответы на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2011/2012
Класс
I тур
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов).
А) подотрасли земельного права
Б) представители древнеримской стоической философии
В) классификация наук согласно О. Конту
Г) всеобщие познавательные принципы
Д) способы систематизации правовых норм
Заполните пропуск в ряду.
(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов).
А) А. Токвиль
Б) МВФ – международный валютный фонд
В) финансовое право
Г) реформаторские
Д) локальные цивилизации
3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент подчеркните и объясните, почему вы так решили.
(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов).
А) А. Маршалл; все остальные – представители теории элит.
Б) социальное планирование; все остальное – методы социальных исследований.
В) авторское право; все остальное – подотрасли финансового права
Г) общенациональная политическая культура; все остальное – классификация политических культур по Г. Алмонду.
Д) теогенный тип цивилизаций; все остальное – общепринятая в науке классификация цивилизаций
4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 9 баллов):
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
нет | да | нет | нет | нет | да | нет | да | да |
Проанализируйте с точки зрения семейного права данную ситуацию.
(максимум 4 балла)
Да. Своим правом выбора фамилии супруги могут воспользоваться только при заключении брака (в момент его регистрации в органах загса) или при его расторжении и речь здесь идет о смене актовой записи при регистрации браке, нежели препятствии на осуществление личных прав в отношении смены фамилии.
6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
(по 3 балла за каждый правильный ответ, максимум 15 баллов)
Перевод латинского и греческого термина | Общественные явления | Термины и их значения |
«Ощущение, чувство» | Культура | Эстетика - наука об искусстве как особом виде общественной идеологии |
«Переворот» | Социальное развитие | Революция – резкий переход от одной формы движения к другой, от одного качества к другому |
«Выведение» | Логический метод | Дедукция – метод умозаключения при помощи выведения из одного или нескольких общих положений (т. Н. посылок) нового частного положения (заключения). |
«Развертывание» | Социальное развитие | Эволюция - постепенное развитие органического и неорганического мира. |
«Самоудовлетворение» | Экономика | Автаркия – теоретически мыслимый хозяйственный уклад страны, производящей и потребляющей без остатка все продукты, т. е. существующей без импорта и экспорта |
Выполните задания к тексту
(по 1 баллу за каждое определение, по 2 балла за правильные ответы на вопросы к тексту – максимум 10 баллов).
7.1. Элита – социальная группа, осуществляющая функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
Инстинкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения.
Индивид – особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода.
Нация – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.
Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
Компромисс – разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
7.2. Лисы и львы. Функции развития и стабилизации
Какой из четырех формально-логических законов (закон тождества, закон исключенного третьего, закон противоречия, закон достаточного основания) оказался нарушенным в приведенном ниже отрывке из произведения древнегреческого философа и историка Ксенофонта (445 – 355 гг. до н.э.)? Объясните, почему Вы так решили.
(1 баллу за каждый правильное определение закона, 4 балла – за объяснение, максимум 5 баллов).
Закон тождества. Понимание «справедливого рассмотрения дела» Ксенофонта и его учителя не тождественны друг другу.