Английская Реформация и культура

Евангелические идеи начали проникать в Англию из Франции и Германии в 20-е годы XVI в. вместе с трудами протестантских теологов. Они нашли отклик в самых разных слоях общества, что было обусловлено глубокой местной традицией — идеями Уиклифа и проповедями лоллардов в XIV—XV вв. Лютеранское учение распространялось преимущественно в бюргерской среде благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, тайно снабжавшими Англию протестантской литературой. В ученых кругах оно вызывало противоречивую реакцию: Оксфорд отнесся к Лютеру настороженно, а со временем — резко критически, но в Кембридже его труды вызвали горячий интерес гуманистов-эразмианцев У. Тиндала, М. Ковердейла, Т. Кранмера, X. Латимера, которые в отличие от служившего им прежде духовным авторитетом Эразма приняли Реформацию. Один из них, У. Тиндал в 1524 г. закончил собственный перевод Нового Завета на английский язык с греческого и, не сумев опубликовать его на родине, отправился на континент, где его труд увидел свет.

Симпатии двора разделились: Генрих VIII поначалу выступил против виттенбергского теолога в ученой полемике и запретил ввоз «еретической» лютеранской литературы в английские порты. Но окружение королевы Анны Болейн симпатизировало реформационным идеям, которые она восприняла от К. Маро и Ж. Лефевра д’Этапля. «Партия королевы» покровительствовала французским эмигрантам-протестантам и кембриджским ученым Латимеру и Кранмеру — будущим теоретикам англиканской Реформации. В ходе конфликта с Римом и Испанией из-за развода с Екатериной Арагонской изменилось отношение к лютеранству и самого короля, поручившего Т. Кранмеру обосновать необходимость реформы английской церкви.

Реформация «сверху» была политическим шагом короля, опередившим время: несмотря на относительное распространение пропротестантских симпатий, требование реформы еще не вылилось здесь в широкое общественное движение. Символ веры обновленной церкви начал разрабатываться только тогда, когда отпадение Англии от Рима стало политической реальностью. Этим определялась доктринальная бедность английской Реформации на ранней ее стадии, в результате чего англиканская церковь мало отличалась от католической.

В сфере культуры Реформация имела ряд важных последствий. Она подорвала влияние католической церкви и ее позиции как основного средневекового патрона искусств и архитектуры. Это сказалось на характере английской культуры, которая во второй половине XVI в. приобрела отчетливо светский облик.

Реформация оказала огромное влияние на развитие английской политической мысли, поставив тезис о божественном происхождении королевской власти в центр полемики, не утихавшей несколько десятилетий. Она также стимулировала дискуссии о природе светских и церковных законов, о государстве, правах подданных, тираноборчестве.

Результатом Реформации стал подъем национальных чувств, связанный с обретением независимости от Рима, к которой Англия стремилась с XIV в. Национальный характер церкви подчеркивался тем, что служба отныне велась на английском языке. Однако в эпоху Генриха VIII англиканское духовенство не продвинулось дальше этого в распространении Писания и приобщении верующих к его индивидуальному осмыслению. Особым королевским повелением простолюдинам запрещалось читать и толковать Библию. Провозглашенное в начале Реформации намерение направить значительную часть секуляризованной церковной собственности на строительство новых школ и совершенствование образования так и осталось декларацией.

На начальном этапе Реформации ее разрушительные последствия для культуры выглядели куда более значительными, нежели положительные. Она стала настоящей катастрофой для церковной архитектуры и искусства, так как секуляризация монастырей сопровождалась варварскими погромами и бессмысленными разрушениями, негласно санкционированными королем: скульптура, иконы, церковная утварь уничтожались как объекты идолопоклонства или разграблялись. Статуи святых стояли обезглавленными. ценнейшие монастырские библиотеки гибли, оставленные без присмотра. На Севере, где располагались древнейшие монастыри с бесценными книжными коллекциями, церковная политика Генриха VIII вызвала резкий отпор, что привело к гибели людей и зданий, превращенных в руины. Методы, которыми насаждалась Реформация, создали условия для конфессионального раскола страны.

Раскол был внесен и в ряды английских гуманистов. Старшее поколение «эразмианцев», адвокатов терпимости, чуждых религиозному фанатизму, не приняло Реформацию, и наиболее выдающиеся из них — Дж. Фишер и Т. Mop — сложили головы на плахе. Тем не менее большая часть населения страны приняла Реформацию, уже через тридцать лет попытка реставрации католицизма при Марии Тюдор встретила сопротивление нации.

Подлинное укоренение реформированной религии произошло в основном в 40—50-х годах в царствование Эдуарда VI. В это время был принят Символ веры и отменен запрет на чтение и толкование Библии. Официально утвержденной версией стал перевод М. Ковердейла (1539), сохранивший многое из более совершенного варианта Тиндала. Распространявшаяся большими тиражами английская Библия способствовала развитию и обогащению литературного английского языка.

В 40—50-е годы были заложены основы реформы в области образования и морали, планы которой вынашивались протестантским духовенством с самого начала Реформации. Однако она дала реальные плоды не ранее конца XVI— начала XVII в. Как и в других протестантских странах, в основе реформы лежала идея индивидуального постижения Писания верующим. Грамотность, способность прочесть библейский текст осознавалась отныне как важнейшее средство спасения души. Согласно парламентскому статуту, каждый английский приход должен был содержать начальную школу, а каждая церковь — иметь экземпляр Библии для прихожан. Как показывают инвентари XVI в., Библия стала доступной не только церковным общинам, но и многим семьям. Детям и взрослым вменялось в обязанность изучать катехизис (порой это становилось условием допуска к причастию). Совместное чтение Библии семьей иди общиной становилось распространенной формой досуга.

Как и в других протестантских странах, в Англии со временем наметился поворот от визуального восприятия информации неграмотным большинством через ритуальные действа и изобразительное искусство к господству слова и печатного текста. В скромных по убранству протестантских храмах выдержки из Писания украшали выбеленные стены вместо икон, фресок и витражей.

Разумеется, этот сдвиг был бы невозможен без книгопечатания, благодаря которому книги, в том числе учебники, наставления, руководства, стали дешевы и доступны. Историки считают возможным говорить об «образовательной революции» в Англии в 1560—1640 гг. Ее характер был, безусловно, относительным: многие «грамотные» среди сельских жителей и городского простонародья умели лишь читать, но не писать. Для них издавались лубочные издания, иллюстрированные примитивными гравюрами, пользовавшиеся огромным спросом. Тем не менее рост числа читателей и его связь с протестантской пропагандой были очевидны. К началу XVII в. Англия наряду со Скандинавскими странами и Германией лидировала по уровню грамотности в Европе.

Наши рекомендации