Понятие общественного прогресса. Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, работая не покладая рук, были убеждены в том, что у нас, их детей, будет счастливая жизнь, более легкая, чем та, которую прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI — XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обитаемой), открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс».

В основе этого понятия — латинское слово progressus — «движение вперед».

В современном научном словаре общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низ­кого уровня на более высокий.

Однако даже неисправимые оптимисты, уверенные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступа­тельно. Иногда за движением вперед следует откат — попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень. Такой процесс был назван регрессом. Регресс проти­воположен прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет явного улучшения, посту­пательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «ста­гнация» или «застой». Стагнация — чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Обще­ство в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед — двигаешься назад».

И прогресс, и регресс, и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину обществен­ного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием, как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов мест­ного самоуправления (земств и городских дум, независимой судебной власти), мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию — «контрреформы» Александра III. Так обычно бы­вает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним адаптироваться. Неизбежно наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «ут­руска». Известный российский публицист М. Н. Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской дей­ствительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е — начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен бо­лее жесткий государственный контроль за деятельностью земств.

Серьезным потрясением для нашей страны стали реформы Петра I, по выражению А. С. Пуш­кина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А. Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра.

Впрочем реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Реакционный период — это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» — вот примеры подобного подхода. Но ведь реакция бывает раз­ная. Она может быть откликом как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс — понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути совершенствования. Прогресс может дополняться peг-

рессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности этого явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, совсем не обязательно дополняется прогрессом в других областях. Более того, даже то, что мы сегодня счи­таем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия, как, например, действие рентгеновских лучей или деление ядра урана, дали жизнь новым видам страшного оружия — оружия массового поражения.

Кроме того, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История знает много подобных примеров. Среднеазиат­ский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других зе­мель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Коснемся и еще одной проблемы, затрагивающей тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном», мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека может не быть таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъек­тивного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

Наши рекомендации