Рождение полярной авиации. Часть III. Поисково-спасательная деятельность
Между двумя мировыми войнами
Спасение членов экспедиции У.Нобиле было не единственным примером успешного использования авиации для поиска и эвакуации полярников, попавших в чрезвычайную ситуацию.
В 1929 году у берегов Чукотки вынужденно зазимовали американская шхуна "Нанук" с грузом закупленной пушнины и советский пароход "Ставрополь". Спасательная операция осуществлялась с привлечением авиации СССР и США.
Дж. Маттерн на Чукотке. 1933 год.
При этом пропали без вести два американца. Место их гибели удалось обнаружить советскому пилоту Маврикию Слепневу. Он же перевез тела несчастных на родину.
В 1933 году американский летчик Дж.Маттерн хотел совершить кругосветный перелет, но потерпел аварию на Чукотке. Советский полярный летчик Сигизмунд Леваневский оказал ему помощь. Но, бесспорно, кульминацией поисково-спасательных мероприятий 1930х годов стала "челюскиниана".
Спасение челюскинцев.
В начале 1930х годов руководство СССР задумало поразить мир новым грандиозным рекордом. Предполагалось проплыть Северным морским путем за один короткий период летней навигации.
Причем выполнить эту задачу должен был не ледокол, а обычное, только слегка переоборудованное, судно. Эта была опасная авантюра, которая едва не обернулась трагедией равнозначной гибели "Титаника".
В мае 1933 года из Невы во Владивосток отправился пассажирский пароход "Челюскин".
Несчастье случилось на последнем этапе путешествия, когда руководители экспедиции капитан Владимир Воронин и начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт уже отрапортовали об успешном завершении своей миссии.
В Беринговом проливе судно было зажато среди льдин, и вместе с ними его начало относить в Чукотское море.
Кадр хроники А.Шафрана "Последние минуты "Челюскина".
О.Шмидт - руководитель экспедиции "Челюскина".
"Чистая вода" была на расстоянии полутора километров, но достичь ее "Челюскин" был не в состоянии. С этой задачей без труда справился бы ледокол, обыкновенному кораблю это было не под силу. Лед стал сдавливать корпус судна все сильнее. Листы обшивки треснули, заклепки отлетели, корабль стал тонуть.
Кстати в этот момент тоже пригодилась авиация. С борта самолета велась видеосъемка этого печального события. Вот, как описывал впоследствии свои ощущения оператор Аркадий Шафран:
"Снимать все труднее, аппарат стынет, ручка еле вращается. Приходится крутить, прилагая всю свою силу. Камера дергается на штативе... Снимаю последний момент. Корма приподнимается, показывает руль и винт, из трюмов вырывается столб чёрно-угольной пыли. Через несколько секунд судна уже нет".
На "Челюскине" началась срочная эвакуация людей, снаряжения…. В результате, 14 февраля 1934 года 121 пассажир "Челюскина", среди них дети и женщины (одна даже беременная), были вынуждены начать зимовку на льдине в Чукотском море.
К организации спасательной операции приступили уже на следующий день. К лагерю челюскинцев устремилось сразу несколько кораблей, в их числе ледокол "Красин", отличившийся при спасении экспедиции Нобиле. Однако суда двигались слишком медленно. К тому же, специалисты сомневались, что ледоколы способны функционировать в условиях полярной зимы.
Поэтому основная нагрузка по спасению людей опять легла на плечи авиаторов.
А.Ляпидевский.
Ближе всех к лагерю челюскинцев находился экипаж Анатолия Васильевича Ляпидевского. После нескольких десятков неудачных попыток летчикам удалось совершить посадку. Они сумели вывезти на большую землю десятерых женщин и двоих детей (в том числе новорожденную девочку). При повторном полете начались технические проблемы. Из-за отказа одного из двигателей, самолету пришлось совершить вынужденную посадку, и его экипаж пополнил ряды зимующих на льдине.
Так, не совсем удачно, завершилась первая стадия спасательной операции.