Социология государства. Общественный договор
Социология государства - это отрасль социологии политики, изучающая проблемы происхождения, развития и функционирования государственной власти, ее влияние на социальные процессы, происходящие в политической жизни Общественно льства.
Эта отрасль социологии политики исследует происхождение, развитие и функции государства, типы и формы государств в их взаимосвязи с социально-экономическим строем, состав, структуру и функции государственного аппарата
Какой бы государство не было по размерам, форме правления или территориальным устройством, она, с одной стороны, проявляет волю доминирующей части населения, пользуется и распоряжается государственной властью, с д другой выполняет ряд важных функций (правовую, организующую, защитную и т.д.), которые жизненно необходимы всему обществу, входящих в сферу политических интересов любого члена обществ.
Государство - это форма отношений между людьми, создается для обеспечения жизнедеятельности общества в целом и осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обще ильстви с целью сохранения его целостности, безопасного существования, удовлетворения общих социальных потребности.
Государство как социально-политический институт возникла в период распада первобытнообщинного родоплеменного строя, ее развитие продолжалось в течение длительного исторического периода
Сущность государства достаточно содержательно отражается в ее характерным признакам, среди которых можно выделить:
• территория - обособленная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет государства и в пределах которой население превращается в граждан;
• публичный характер власти, которая воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, имеет назначение осуществлять политическую власть и регулировать социальные отношения;
• суверенитет - политико-правовое свойство государства, что проявляется в ее верховенстве, независимости, единства;
• механизм государства, т.е. система органов и организаций, создаваемых государством для реализации ее функций и задач;
• правовые нормы - общеобязательные правила поведения, которые разрабатывает и охраняет государство и которые определяют сферы социальных отношений, охраняемых государством, делают государственные решения обязательными н на уровне обществе и определяют возможные наказания за нарушение этих установленных правил
• система налогов - платежей обязательного характера общегосударственного или местного значения, устанавливаемые для содержания государственного аппарата, а также для выполнения общесоциальных функций дер ржавыми в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д. Существуют различные взгляды на происхождение государства На протяжении всего периода развития социально-политической мысли возникли ряд теорий, по разному объясняют происхождение государств Среди них можно выделитьти:
• теологическую теорию, согласно которой появление государства - это Божья воля;
• патриархальную теорию, согласно которой власть правителя в государстве является продолжением власти отца в семье;
• договорную теорию, которая доказывает, что государство - результат договора между людьми, по которому одни согласились подчиняться другим, а те, в свою очередь, обязались защищать первых;
• психологическую теорию, сторонники которой доказывают, что государство возникает в результате психологических особенностей разных людей, среди которых некоторые имеют психологическую потребность властвовать над другими, а некоторые, те, не отличаются сильной психологической волей, попадают под влияние первых
• насильственной теорию, согласно которой государство возникает как результат насильственного захвата одного племени другим;
• марксистскую теорию, согласно которой государство возникает вместе с разделением общества на классы;
• космическую теорию, которая трактует государство как вид общественно-политической организации, принесенный из космоса разумными существами
Сущность теории общественного договора Джона Локка
На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли ясно прослеживается актуальность темы о справедливых формах управления обществом. Проблема соотношения права силы (политического принуждения) и силы права (свободы человека) очень часто возникала, как наиболее важная проблема, в жизни людей. И многие мыслители считали, что от решения данного вопроса зависит как удовлетворение частных интересов, так и благо общества в целом.
В разные периоды истории человечества вопрос управления обществом правовыми средствами формулировался мыслителями и решался в зависимости от конкретных социально-политических и культурных условий.
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие.
По мнению Платона, общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд.
У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что «государство воплощает в себе систему отношений особого типа - отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими» . Изучив различные формы государственного устройства древнегреческих полисов, он предложил в качестве идеальной теории - государство, в котором органически переплетались черты монархии, аристократии и демократии,
В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,
В XVII-XVIII вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий общественного договора. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Из других теорий происхождения государства, имевших большое значение в развитии человечества, следует назвать марксистскую теорию. Ее сторонники происхождения государства видят в классовой борьбе. Чтобы враждебные классы «не пожрали» друг друга, нужна сила, которая будет поддерживать порядок в обществе. Эта сила, защищая интересы господствующего класса, будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.
XVII-XVIII века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора. Эти теории, истоки которых лежат еще в античности, опирались на представление о различии между естественным состоянием и гражданским состоянием человека. Общественный договор они рассматривали как «своего рода гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из первого состояния во второе или же из естественного общества в гражданское» .
Понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762 г.) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.
Хотя основателями философии нового времени называли целый ряд философов, во многих отношениях Джон Локк заслуживает это прозвание больше всех остальных. Его политические теории оказали глубокое воздействие на весь - западный и незападный - мир благодаря его влиянию на британцев, французов и американцев. Отцы-основатели Соединенных Штатов прямо обращались к его идеям в Декларации о независимости и Американской конституции - особенно в пунктах, посвященных разделению властей, отделению церкви от государства, религиозной свободе и в остальных положениях Билля о правах. Британская конституция также опиралась на его идеи. Через посредство Вольтера, Руссо и Монтескье его теории получили распространение во французском образованном обществе.
Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк трактовал идею общественного договора не так, как его предшественники. Его политико-правовые взгляды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.).
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех» . Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям.
Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа» .
Главная ценность, согласно либерализму, - свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью.
Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д. Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом - собственность.