Требования к актам применения права

1) Требование обоснованности:

а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

2) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3) Требование целесообразности. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

78. Юридическая квалификация: понятие, субъекты, виды, основания. Коллизии в праве, способы ихразрешения.

Юридическая квалификация – юридическая оценка фактических обстоятельств, основанная на соответствующих нормативных предписаниях.

Сущность состоит в том, что­бы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем:

a сопоставление информации о фактических обстоятельствах реальной жизни, полученной на основе всего комплекса доказательств, с их юридической моделью, закрепленной в правовой норме

a установления тождества между ними

Виды

1) в зависимости от результата осуществляемого процесса квалификации

а) позитивная юридическая квалификация установление соответствия между ними. В науке уголовного права под квалификацией, как правило, понимается только позитивная (положительная оценка). «Квалифицировать деяния – следовательно, установить соответствие этого деяния составу преступления, предусмотренному одной из статей Особенной части УК РФ»

б) негативная – несоответствие

2) в зависимости от субъекта, осуществляющего юридическую квалификацию.

а) официальная (легальная) - осуществляемая специально уполномоченными на то государством субъектами. В зависимости от типа правоприменения

i) административная (например, органов предварительного расследования, прокурор, ГИБДД, комиссии по делам несовершеннолетних)

ii) управленческая (осуществляемая субъектом, находящимся в служебном или организационном отношении с адресатом решения, к примеру работодателем при наложении выговора).

iii) судебная. В случаях обжалования решений одни и те же фактические обстоятельства могут быть предметом всех видов квалификации и, как правило, судебная квалификация будет последующей («проверяющей») для других, в результате чего возможна переквалификация, ведущая к отмене или изменению решений предыдущих инстанций,

б) неофициальная

i) обыденная– например, истцом, ответчиком и т.д.

ii) доктринальная– например, ВС РФ дает рекомендации по применению нормы в той или иной ситуации.

3) в зависимости от объекта

а) гражданско-правовую,

б) уголовно-правовую,

в) административно-правовую квалификации и др.

4) В зависимости от характера действий человека

а) действия в части правонарушений

б) действия в части правомерного поведения

5) В зависимости от соотношения предмета юридической квалификации и субъекта ее осуществления во времени:

а) ретроспективная - оценка прошлых или настоящих фактов

б) перспективная - нацеленна в будущее

6) в зависимости от стадии правоприменения

а) предварительная - дается на начальных стадиях рассмотрения дела, когда только начинается накопление фактических обстоятельств по делу (например, при принятии судом к производству гражданского дела, при возбуждении уголовного дела) и осуществляется "первая их примерка" к тем или иным нормам права.

б) окончательная - происходит после установления всех фактических обстоятельств дела и непосредственно включается в акт правоприменения, завершающий рассмотрение дела.

Объект квалификации – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в результате наступления определенного факта (действия или события).

Предмет квалификации – события (например, пожар в результате удара молнии может быть квалифицирован (оценен) как страховой случай, наводнение квалифицируется как непреодолимая сила), действия или бездействие людей, а также вещи, включая деньги и ценные бумаги, информация (может быть квалифицирована как государственная или коммерческая тайна), интерес (частный или публичный), работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага (жизнь и здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.).

Основание юридической квалификации:

a основное - норма права, которая положена в основу решения.

a дополнительные основания:

o норма, к которой отсылает бланкетная норма (например, вначале какое-либо действие водителя оценивается на основе правил дорожного движения как нарушение определенной статьи этих правил (первая стадия юридической квалификации), а затем на основе нормы уголовного права (если это нарушение привело к тяжким последствиям). Она и берется в основу приговора.)

o акты официального толкования – спорно. Сторонники этой точки зрения считают, что если дано толкование Конституционным судом или ВС, ВАС, то оно является основанием юридической квалификации.

Именно в результате квалификации фактические обстоятельства (или группа обстоятельств) признаются юридическими фактами, официально приобретают качество юридического факта или фактического состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение.

Правовой анализ выбранной юридической нормы включает проверку юридической силы этой нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом правоприменительный орган должен точно установить:

a место юридической нормы в иерархической структуре системы права, чтобы эта норма не противоречила вышестоящим нормативно-правовым актам. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила: во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться акт более высокой юридической силы; последующий нормативно-правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.

a действует ли данная норма права в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

a действует ли эта правовая норма на той территории, где юридическое дело должно быть разрешено;

a распространяется ли действие данной правовой нормы на участников правоотношений, в отношении которых эта норма должна быть применена.

При выборе нормы, подлежащей применению к данному случаю, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы.

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения со­мнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующее правила: «Закон, устанавливающий или отяг­чающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конститу­ции РФ); «Действие закона распространяется на отно­шения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст 4 ГК РФ) и т. д.

Юридические коллизии - это противоречия между право­выми актами, регулирующими одни и те же общественные от­ношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефект­ность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (напри­мер, в условиях отставания права от более динамичных обще­ственных отношений одни нормы устаревают, другие, появля­ясь, не всегда отменяют прежние и действуют зачастую одно­временно с ними) и субъективные (недостаток опыта законода­теля, низкое качество законов, непоследовательная системати­зация нормативных актов и пр.).

Виды коллизий:

1) между Конституцией и всеми иными актами (разреша­ется в пользу Конституции);

2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы);

3) между общефедеральными актами и актами субъектов федерации:

а) если последний принят в пределах ведения, то в соответст­вии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;

б) если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;

4) между актами одного и того же органа (применяется позже принятый акт);

5) между актами, принятыми разными органами (применя­ется акт, обладающий более высокой юридической силой);

6) между общим и специальным актом:

а) если они приняты одним органом, то применяется послед­ний;

б) если они приняты разными органами, то действует первый.

Возможные способы разрешения коллизий:

а) принятие нового акта;

б) отмена старого акта;

в) внесение изменений в действующие акты;

г) систематизация законодательства;

д) референдумы;

е) деятельность судов (прежде всего Конституционного Суда РФ);

ж) переговорный процесс через согласительные комиссии; толкование и др.

79. Акты применения права: понятие, виды, требования, предъявляемые к правоприменительным актам

Акты применения права - это правовые акты компетент­ного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязаннос­ти или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Признаки.

1) принимаются компетентными органами или должностными лицами (органы государства и их должностные лица, ОМСУ, для гражданских споров по соглашению сторон - третейский суд).

2) строго индивидуаль­ны, т. с. адресованы поименно определенным лицам.

3) направлены на реализа­цию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меры юридической ответственности.

4) реализация правоприменительных актов обес­печена государственным принуждением. При этом акт приме­нения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудитель­ных мер.

Классификация.

1) По субъектам принятия

а) акты органов госу­дарственной власти,

б) органов государственного управления,

в) кон­трольно-надзорных органов,

г) судебных органов,

д) органов мест­ного самоуправления.

2) По значению в правоприменительном процессе

а) вспомогательные (например, определение суда о назначении экспертизы)

б) основные (решение суда по гражданскому делу и т. д.).

3) По форме

а) имеющие вид отдель­ного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому)

б) резолюция на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинитель­ного заключения).

4) по функциям права

а) регулятивные (приказ о повы­шении по службе)

б) охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

5) по предмету правового регулирования

а) акты уго­ловно-правовые,

б) гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру

а) материальные

б) процессуальные.

Наши рекомендации