Методы регулирования межбюджетных отношений.
По Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджетных отношений служат:
1) между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы — трансферты и бюджетные кредиты;
2) между областным бюджетом и бюджетом района (города областного значения) - трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.
Бюджетное регулирование осуществляется с учетом определенных потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.
Регулирование движения нисходящего потока осуществляется с использованием различных методов бюджетного субсидирования (субвенции, бюджетные кредиты, трансферты).
Механизм регулирования межбюджетных отношений: 1.Методика расчетов объемов трансфертов общего характера
2.Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетной системы
1). Методика расчетов объемов трансфертов общего характера
Методика расчетов объемов трансфертов общего характера устанавливается на трехлетний период и утверждается Правительством РК. Расчеты объемов трансфертов общего характера учитывают объективные отличия между регионами, которые не могут контролироваться и регулироваться государством, но при этом не учитываются отличия между регионами, возникающие в результате индивидуальной экономической политики регионов.
Объемы трансфертов общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов и затрат соответствующего местного бюджета согласно Бюджетному кодексу.
2) Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетной системы
Разграничение поступлений между уровнями бюджетной системы направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг. Основной целью политики разграничения поступлений является обеспечение всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами для полноценного осуществления возложенных на них функций. Бюджетным кодексом определены принципы построения межбюджетных отношений и распределены все поступления между уровнями бюджетов. Распределение доходов между уровнями бюджетов установлено в соответствии с разграничением полномочий между уровнями государственного управления.
Управление местными бюджетами
В современных условиях эффективность управления местными бюджетами в значительной степени зависит от их организации и состояния информационного обеспечения. Принятие обоснованных управленческих решений должно обеспечиваться достоверным представлением информации об устойчивости бюджетного потенциала.
Под бюджетным потенциалом следует понимать совокупность экономических и нормативно – правовых условий, оптимальную величину доходов, покрывающих нормативные расходы региона, а также обеспечить их целевое и эффективное использование.
В целях обеспечения эффективного управления бюджетом оценка бюджетного потенциала должна включать данные о расходовании бюджетных средств, динамике доходов бюджета и имеющихся бюджетных ресурсов. Анализ бюджетного потенциала имеет следующие направления:
· оценка устойчивости бюджетного потенциала;
· анализ динамики его состояния;
· выявление факторов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на изменение устойчивости бюджетов;
· разработка прогноза развития бюджетного потенциала.
40. Управление: понятие, алгоритм, принципы, функции.
Управление предприятием представляет собой процесс воздействия на коллектив людей или отдельных работников для достижения определенных целей. Управление позволяет обеспечить согласованную и эффективную деятельность предприятий, их подразделений и работников.
Система управления состоит из субъекта и объекта управления. Субъект управления – это совокупность различных органов управления и управленческих работников. Субъект управления может выступать общее собрание организации, правление, дирекция, руководитель хозяйства, его заместители, главные специалисты, специалисты, руководители подразделений.
Объект управления представляет собой все то, на что направлено воздействие субъекта управления (трудовые коллективы, отдельные работники и т.д.). Эффективность системы управления зависит от ее построения, квалификации кадров, информационного обеспечения и общих условий хозяйствования.
Алгоритм управления - алгоритм, формализующий процесс управления некоторым объектом.
Основу управления производством составляют принципы управления. Под принципами управления понимают основные правила и положения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе совей деятельности. Они весьма многообразны и определяются условиями хозяйствования, целями и задачами управления. Из многочисленных принципов управления можно привести основные, характерные для рыночной экономики: 1) полномочия и ответственность; 2) единоначалие; 3) демократизация и максимальное делегирование полномочий работникам вплоть до самых низовых исполнителей; 4) самостоятельность и ответственность; 5) самоокупаемость и самофинансирование; 6) научность и обоснованность управленческих решений, комплексность и системность в управлении производством; 7) экономичность и эффективность управления.
Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями. Под функциями управления понимают относительно самостоятельные группы работ, которые необходимо выполнять для эффективного управления производством и сбытом продукции. Общими функциями управления, которые присущи любому процессу управления, являются планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, координация и нормирование. 1) Планирование – это процесс принятия управленческих решений относительно того, что делать, как делать, кому и когда делать. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий и для осуществления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли конкретизировать свой план. В итого планирование представляет собой процесс подготовки решения о задачах, средствах и действиях работников путем целенаправленной сравнительной оценки различных вариантов действий при изменяющихся условиях. 2) Организация представляет собой деятельность по созданию целостной системы рационального соединения и использования земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также работу по формированию органов управления. Определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями предприятия и внутри них. 3) Регулирование – это функция управления, которая обеспечивает функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. Регулирование обеспечивает слаженную работу трудового коллектива, помогает организовывать высокоэффективное производство. В условиях рыночной экономики важное значение имеет государственное регулирование развития сельского хозяйства. 4) Мотивация – побуждение работников к трудовой деятельности, направленной на достижение целей организации. Различают три основных вида мотивации труда: материальную, моральную и административную (организационную). 5) Контроль – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Он проводится для выявления результатов управленческих воздействий на процесс производства, оценки деятельности органов управления и отдельных его работников. 6) Координация – обеспечение согласованной и слаженной работы производственных и функциональных подразделений предприятия. 7) Нормирование – процесс разработки научно-обоснованных величин (норм), устанавливающих количественную и качественную меру различных элементов, используемых в процессе производства и управления.
По мере развития рыночных отношений происходит выделение новых функций управления. В современных условиях важное значение имеет такая новая функция управления, как маркетинг. Под маркетингом понимается система внутрихозяйственного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка с целью ориентации производственной деятельности на выпуск конкурентоспособной продукции.