Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ
Для изучения этого вопроса Вам понадобится:
1. Конституция РФ (ст.91,92)
2. Постановление КС РФ от 11.07.2000г. №12-П по делу о толковании ст.91 и 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья.
Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательство не дает содержание данного состояния, поэтому для его трактовки применяются по аналогии закона соответствующие нормы ФЗ от 08.05.1994г. (ред. от 27.07.2011г.) №3-ФЗ «О статусе члена СФ и депутата ГД» и ФЗ от 12.02.2001г. (в ред. от 28.12.2010г.) №12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
Прежде всего, это неприкосновенность личности Президента РФ (физическая, психическая, имущественная, информационная).
Действующего Президента нельзя привлечь к юридической ответственности (кроме конституционно-правовой).
Президенту предоставляется государственная охрана (ФЗ от 27.05.1996г. (ред. от 28.12.2010г.) №57-ФЗ «О государственной охране»).
Президент РФ прекращает свои полномочия в случае:
1. Принесения присяги вновь избранным Президентом.
2. Смерти.
3. Отставки.
4. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
5. Отрешения от должности.
Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста. Решение принимается самим Президентом. Мотивация может быть разнообразной (от личных до политических мотивов). Подразумевается одновременное объявление об отставке и издание соответствующего указа. Нельзя объявить, что ухожу в отставку через несколько недель или месяцев. Отменить решение об отставке также нельзя. Однако четкой правовой регламентации этого вопроса нет. Б.Н. Ельцин, уходя в отставку в декабре 1999 года, обратился к народу через новостные каналы в прямом эфире в 20-00 часов уже издав указ о сложении с себя полномочий президента с 00-00 часов 1 января 2000 года.
Прекращение полномочий по состоянию здоровья в случае если это добровольный уход с поста Президента РФ, то юридически это ничем не отличается от отставки. Следовательно, подразумевается, что мнение Президента не имеет решающего значения при прекращении полномочий по данному основанию. Определяющим будет медицинское заключение, в котором объективно будет установлена фактическая невозможность Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянных, необратимый характер, осуществлять свои полномочия. Однако в действующем законодательстве не содержится какой-либо трактовки данной процедуры. Постановление КС указывает на данный пробел, но не восполняет его.
Отрешение от должности – юридическая процедура привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Предложение должно быть мотивировано – обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Затем формируется специальная комиссия Государственной Думы для рассмотрения данной инициативе. После чего вопрос выносится на рассмотрение Государственной Думы, которая принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов.
Затем принятое решение передается в Совет Федерации, который направляет документы в Верховный Суд РФ для заключения о наличиях в действиях Президента признаков состава преступления (материальная экспертиза). После этого Совет Федерации направляет документы в Конституционный Суд для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (формальная экспертиза).
После экспертиз вопрос рассматривается Советом Федерации. Решение об отрешении президента принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Процедура рассмотрения данного вопроса в задействованных органах власти прописана в их регламентах.
На всю процедуру от выдвижения до принятия окончательного решения отводится 3 месяца. Срок присекательный.