Корпоротивные нормы, их особенности и значения
46.
48. Следующим заслуживающим внимания подходом к типологии государства является цивилизационный. В нем преобладает так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического развития и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.
Одно из наиболее распространенных и характерных для этого направления является «теория стадий экономического роста», автор которой — известный американский политический деятель и социолог У. Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам автора, бросить вызов обанкротившемуся марксизму-ленинизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества, государства по экономическому развитию можно отнести к одному из пяти стадий: 1) традиционное общество; 2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; 3) общество, переживающее процесс сдвига; 4) созревающее общество; 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. К первой стадии Ростоу относит общество, основное на донью-тоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно технического развития как в промышленно сти, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Наконец, пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в которой ведущие сектора экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с этой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать государством всеобщего благоденствия. На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и некоторые другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Россия, да и ряд иных европейских государств, только вступали в стадию «зрелости».
Типология правопонимания
Для той или иной концепции закона и законности исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тип понимания (и понятия) права. Именно тип правопонимания определяет содержание и смысл соответствующей концепции закона и законности, место и значение этих явлений в общественной и государственной жизни.
Можно выделить два противоположных типа правопонимания: 1) юридический (право) и 2) легистский (закон) типы правопонимания (понятия права и закона)1. Согласно легистскому подходу под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Право сводится к принудительно-властным установлениям, формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. закону (в собирательном смысле).
Социальная роль законности определяется природой власти и обусловленным ею характером политического режима. Так, законность может быть средством ограничения демократии. В первом случае в ее основе будет чувство законности, о котором упоминали еще дореволюционные российские ученые-юристы (П. Г. Виноградов, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич). Во втором — мы имеем законность «из-под палки», основанную на насилии.
В толковании понятия законности преломляется характер право-понимания общества. Так, отрицание частного права советской правовой доктриной обусловило командный, авторитарный подход к ее определению. Она отождествлялась с требованием строгого и неук
51. Согласно легистскому подходу под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право — приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Право сводится к принудительно-властным установлениям, формальным источникам так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. закону (в собирательном смысле).