От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 5 страница
J ПС31Н. Т. 25. N'9 27029. Падение царского режима. М.; Л., 1926. Т. 5. С- 429.
лялось и о роспуске II Думы, и о введении нового избирательного закона, была сделана ссылка на исторические права монарха. СуТь дела от этого не менялась — царь нарушил обещание не издавать впредь законов без согласия Думы. Столыпин, не обремененный юридическим образованием, убежденный, по словам И. Г. Щегло-витова, в том, «что когда в государственной жизни создается необходимость какой-нибудь меры — для таких случаев закона нет»,3 как нельзя лучше годился в исполнители переворота. Впрочем, не было сомнений и у непосредственного автора закона, блестящего юриста С. Е. Крыжановского, который и спустя десять лет считал, что «Столыпин стоял перед дилеммой — или потерять народное представительство, или придать ему другие формы», поскольку «влиятельные круги в то время решительно настаивали на том, чтобы Дума была прикрыта».4
Закон 3 июня 1907 г. лишил представительства в Думе одни национальные окраины (в Сибири и Средней Азии), сократил депутатскую квоту других (Польши и Кавказа), уменьшил число городов с прямыми выборами, разделил городских избирателей на две курии, вытеснив интеллигенцию во вторую, где голос избирателя весил в 7,6 раза меньше, чем в первой. Но главное — он обеспечил в губернских избирательных собраниях большинство за самым консервативным по своей природе элементом общества — землевладельцами. Многоступенчатая система выборов затрудняет ответ на вопрос, сколько же людей в стране имело право голоса. Само Министерство внутренних дел постеснялось назвать избирателями участников сельских сходов, от имени которых назывались представители на сходы в волостях. А с участниками волостных сходов и собраний рабочих насчитывалось в Европейской России 3,5 млн. избирателей — целых 3,3 % населения. Вот от этого числа избиратели землевладельческой курии составляли 8,7 %. В губернских же собраниях они получили 50,2 % мест. Именно от них зависело, какого крестьянина и какого горожанина избрать или не избрать в Думу. 16 тыс. явившихся на выборы помещиков определили политическое лицо подавляющего большинства депутатов III Думы.5
Теперь, когда народ был окончательно вынесен за скобки при формировании народного представительства, особое значение приобретало то, как проходило голосование в землевладельческой курии. Выборы в уездном съезде землевладельцев проходили в узком, почти интимном кругу — в среднем по тридцать человек на уезд. Родственные связи и давнее знакомство по сословным учреждениям и органам местного самоуправления упрощали и часто заменяли политическую агитацию. С помощью двух-трех фиктивных цензов на уезд можно было изменить соотношение сил в сторону желательного для власти кан-
3 Там же. Л., 1925. Т. 2. С. 439.
4 Там же. Т. 5. С. 385, 418.
5 Министерство внутренних дел: Выборы в Государственную Думу третьего созыва. СПб., 1911. С. VI, XXII.
идата.6 Эту картину могли бы испортить уполномоченные от неполноцензовых избирателей. Последние составляли в курии большинство — 90 % в 1907 г., причем основная их часть приходилась на землевладельцев-недворян. Число их с каждым годом росло, и на. выборах 1912 г. на их участии кадеты строили оасчеты добиться победы.7 Но власть зорко следила, чтобы мелкий землевладелец, даже если бы он захотел, не смог принять участие в выборах или повлиять на их итоги. Съезды их назначались в неудобных местах и в неудобное время, дробились по национальному признаку или по характеру ценза. В итоге лишь каждый десятый из мелких владельцев выбрался проголосовать. На выборах 1912 г. власти, убедившись в послушности духовенства епархиальным начальствам, решили использовать его как инструмент для «делания» выборов. Выборщиков от священников либо сливали в один съезд со светскими мелкими землевладельцами, либо собирали отдельно и их голосами обеспечивали избрание нужного и провал неугодного власти кандидата. Сплоченность дворян-помещиков, пассивность мелких землевладельцев и правительственные манипуляции превратили землевладельческую курию в дворянскую. В IV Думе из 61 депутата от этой курии 56 были дворянами, 4 священниками и только один купцом. От общих губернских избирательных собраний в IV Думу тоже прошло 108 помещиков, из них 102 дворянина.8
Похоже проходили выборы и от городских курий. В 1-й курий в среднем на город приходилось сто избирателей, давно знакомых между собой. 81 % из них были домовладельцами (во 2-й курии — 41 %). В России, где промышленника и торговца все еще по привычке называли «чумазыми», быть домовладельцем было почетнее, чем фабрикантом. Если у человека было два имущественных ценза — дом и фабрика — он записывался в домовладельцы.9 В небольших городах среди домовладельцев было немало окрестных помещиков. И когда городские выборщики прошли через сито губернских собраний, оказалось, что в IV Думе из 83 депутатов от городских курий 24 помещика, в том числе 11 предводителей дворянства.
В губернских собраниях (по сто выборщиков в среднем на каждое) представители землевладельцев и горожан тоже, как правило, были давно знакомы другу с другом по земству, городской управе и т. д. А выборщики от крестьян, не знакомые ни с «господами», ни между собой, не всегда могли выбрать того, кого предпочли бы. Только в городах с прямым представительством цензовые партии обращались к относительно широкому кругу избира-
6 Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 —1914 гг. Л., 1988.
С. 66—67.
7 Речь. 1912. 18 авг.
Здесь и ниже подсчитано по изд.: Государственная Дума: Указатель к стенографическим отчетам. Четвертый созыв. Сессия 1. 1912—1913 гг. СПб., 1913.
С- 55-224.
9 Выборы по г. Москве в Государственную Думу третьего созыва. М., 1908.
С. 84.
телей и предвыборная агитация носила открыто партийный, а н
в значительной степени групповой характер. ' е
В результате состав III Думы, а особенно IV Думы не отражал действительных настроений даже тех, кому дано было право из бирать их, не говоря уже о расстановке сил в стране в целом. Правительство имело дело с Думой, у которой не было прочной опоры в стране.
Цензовый парламент, депутаты которого представляют только верхний слой населения страны, — обыденнейшая вещь в истории Европы. Именно в таких парламентах, защищенных знатностью или богатством, депутаты учились спорить с властью, отстаивая права представительного учреждения. Именно такие парламенты постепенно добивались возможности контролировать казну, соглашаясь или не соглашаясь на налоги. Но этот путь постепенного вырабатывания парламентских традиций страны Европы проходили веками, пока народные массы еще и не думали о своем участии в выборах или не имели силы добиться его. К XX веку Европа стояла на пороге всеобщего избирательного права. А Россия, уже имевшая позади массовую революцию 1905 г., только собиралась поставить свой первый цензовый конституционный эксперимент. В очередной раз Россия безнадежно запаздывала.
И все-таки уже то, что Дума была создана и заседала в Таврическом дворце, означало очень серьезные перемены во всей системе государственного управления России. Для того чтобы принять закон, надо было получить его одобрение в Думе и Государственном совете. А это значило, кроме всего прочего, что бюрократии надо свыкнуться с тем, что Дума затребует справочные и подготовительные материалы к проектам, всегда составлявшие канцелярскую тайну, что надо отвечать на не всегда удобные вопросы депутатов и уметь их убедить. Одним из важных качеств, нужных для министра, оказывалось умение выступать перед Думой. Закон 3 июня 1907 г. создал в Думе большинство, ход мысли которого был близок к ходу мысли правительства. Они разговаривали на одном языке, но это не значит, что всегда мирно. Кроме партийно-политических причин, для споров была чисто психологическая подоплека, которую не без цинизма, но верно подметил Крыжа-новский. «Возьмите, — говорил он в Следственной комиссии Временного правительства, — 400 урядников, посадите их и скажите, что они — законодательное учреждение, и они станут к вам в оппозицию, потому что положение захватывает лицо».10 Цензовый российский обыватель, привыкший ворчать на «бюрократическое средостение» по углам, получил возможность поучать бюрократию с думской трибуны, отстаивать свои личные или групповые интересы, называя их государственными.
С первыми двумя Думами правительство могло только конфликтовать. С третьей, казавшейся поначалу совершенно «своей», оно готово было сотрудничать. Оказалось, что это удобно — иметь возможность во внешнеполитических делах сослаться на мнение
10 Падение царского режима. Т. 5. С. 384—385.
арОДного представительства» или обратиться к нему за помощью * межведомственной борьбе. При этом «своей» Думе не страшно было и дать чуть больше прав, чем полагалось по Основным законам. Вопросы внешней политики не входили в компетенцию Ду-Mbl Но после поражения в русско-японской войне нужно было публично изложить новые принципы отношений между двумя странами, и Николай II разрешил министру иностранных дел д П. Извольскому сделать это при обсуждении Думой вопроса о переименовании русской миссии в Токио в посольство.11 Стараясь пресечь бесхозяйственность военных ведомств, Министерство финансов и Государственный контроль были согласны дать Думе немного больше прав по надзору за тратой этими ведомствами денег, полученных по бюджету. Но само Министерство финансов упорно ссылалось на права «верховного управления», чтобы узаконить давно назначенные постоянные расходы (так называемые «легальные титулы»), и здесь Министерство внутренних дел, хотевшее почистить свою смету от выплат неизвестно кому и за что, готово было истолковать права «верховного управления» поточнее и поуже.12 Поссорившись с вел. кн. Николаем Николаевичем, Столыпин допустил, чтобы октябристы и умеренно правые выступили против засилья великих князей в военном ведомстве, хотя Дума не должна была касаться сферы военного управления.13 Это был нормальный процесс притирки правительства и Думы. Но именно нормальность процесса пугала тех, кто хотел вернуться к старым порядкам. И кн. В. П. Мещерский с беспокойством предсказывал: «Работоспособность третьей Думы нанесет несравненно более сильный удар самодержавию, чем революционность первых
двух».14
" Существенным оказалось и право утверждать бюджет. Бюджетные правила 8 марта 1906 г. обеспечили («забронировали») такие расходы власти, которые производились по принятым раньше законам и повелениям. Но жизнь требовала новых расходов, самыми большими из которых было перевооружение армии и флота. Согласие на эти расходы надо было получать у Думы, и как только правительство внесло в Думу свой первый бюджет, главный оратор октябристов по финансовым вопросам А. В. Еропкин заявил, что бюджетные права Думы малы и «бронированные» расходы надо сделать свободными для обсуждения. Демонстрируя серьезность этого заявления, октябристы и умеренно правые —главная опора Столыпина в Думе — сократили «забронированную» смету Министерства путей сообщения на один рубль. Этот рубль вошел в историю Думы под названием «конституционного». Вскоре большинство Думы, включая и крайне правых, отказалось дать деньги на строительство броненосного флота. Сначала, говорили они, на-
11 Государственная Дума: Стенографические отчеты. Третий созыв. Сессия 1. СПб., 1908. Ч. 2. Стб. 112—114.
12 Дякин В. С. Сфера компетенции указа и закона в третьеиюньской монархии // ВИД. Л., 1976. Т. 8. С. 247—248, 250.
13 Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг. Л., 1978. С. 106.
14 Гражданин. 1907. № 92. С. 3—4.
до реорганизовать Морское министерство, которое В. М. ПурИЦь кевич окрестил «цусимским ведомством».15 Раздосадованный Столыпин назвал позицию Думы «бессознательным переходом» к пагь ламентаризму путем прецедентов.16
Но Дума гнула свою линию. Год за годом она настойчиво требовала от Министерства финансов предъявить распоряжения, которые бронируют тот или иной расход. А некоторые из них восходили еще ко временам крепостного права и выглядели так нелепо что их удавалось отменить. Кроме того, она вынудила составителей бюджета самым детальным образом раскрывать структуру д0_ ходной и расходной части и обосновывать их. Объяснительные записки к бюджетам превратились постепенно в ежегодные обзоры экономического положения страны. Стараясь сохранить свободу рук, финансовое ведомство нашло ответный ход. В России было принято считать будущие доходы прижимисто, чтобы не просчитаться. Но теперь Министерство финансов стало настолько занижать предположения о доходах, что каждый год получалось — как бы совершенно неожиданно — большое превышение их над расходами. Из этих денег правительство проводило без предварительного утверждения в Думе «сверхсметные ассигнования». Незадолго до начала мировой войны из-за накопленной за счет налогового переобложения масс «свободной наличности» казначейства, особенно из-за той ее части, что хранилась в иностранных банках, разгорелась серьезная политическая борьба.17
Итак, органическая потребность государства в законодательном представительном органе, без которого в XX в. было уже невозможно управлять страной, с одной стороны, готовность III Думы в общем и целом сотрудничать с правительством (правительство называло это ее «работоспособностью») — с другой. Казалось бы, были все основания считать, что Дума вживется в механизм государственного управления страны. Но были обстоятельства, действовавшие в другом направлении.
Обнаружилось, что закон 3 июня все-таки не обеспечил в III Думе большинства для столыпинских реформ. Из 442 ее депутатов крайне правые имели 51, умеренно правые и националисты (в дальнейшем объединившиеся) — 96, октябристы — 154, прогрессисты — 28, кадеты — 54, национальные группы, примыкавшие к либералам, — 26, трудовики — 14, социал-демократы — 19. В последующем состав фракций менялся, но не принципиально.18 «Свое» большинство от правых до октябристов составляло 2/3, но было неоднородно. Октябристы, хотевшие провести столыпинские реформы, сетовали, что «крайне правых прошло больше, чем нужно».19
15 Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906—1914 гг.). М., 1968. С. 170—173.
16 Государственный совет: Стенографические отчеты. 1907—1908 годы. Сессия третья. СПб., 1908. Стб. 1707—1708.
1' Ананьич Б. В. Россия и международный капитал. 1897—1914: Очерки истории финансовых отношений. Л., 1970. С. 288—290.
18 Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва: 1907—1912 гг. СПб., 1912. Ч. 1. С. 9—11.
19 Голос Москвы. 1907. 16 окт.
Правые поддерживали карательную политику, но не хотели реформ, нападали на Столыпина за «либерализм» и «умаление прав короны». В ряде вопросов, особенно связанных с делами религии, были нетверды в поддержке Столыпина и умеренно правые. Октябристы тянулись вправо, не избрав в президиум Думы ни одного либерала. Но когда справа отказывались голосовать вместе с ними, У них не было иного выбора, как искать помощи у либералов. Правые подтолкнули октябристов к либералам на первых же заседаниях Думы. Не желая признавать, что Манифест 17 октября хоть в чем-то ограничил власть царя, они потребовали включить в благодарственный адрес Думы Николаю II титулование его самодержцем всероссийским. Чтобы собрать голоса под более обтекаемым текстом, октябристы обратились к либералам. В дальнейшем немало законопроектов, внесенных правительством, принималось октябристско-кадетским большинством. Октябристы платили за это согласием на некоторые либеральные поправки.
То, что в Думе—два большинства, правооктябристское или октябристско-кадетское, было видно всем. Закон 3 июня не мог полностью отстранить от участия в выборах городские слои, в значительной степени остававшиеся социальной базой либеральных партий. Некоторое влияние сохраняли либералы и среди землевладельцев. Ведь до 1905 г. именно оттуда рекрутировались сторонники земско-либерального движения. Но В. И. Ленин выдвинул идею, будто эти два большинства созданы сознательно.20 Между тем такому утверждению противоречат очевидные факты. На выборах в III Думу правительство Столыпина приложило много усилий, чтобы помешать пройти в нее кадетам. В IV Думу Министерство внутренних дел старалось не пропустить и левых октябристов. Весь механизм формирования Государственного совета предполагал, что в нем возможно только одно большинство — правое, и он не мог пропустить проекты, принятые октябристско-кадетским большинством в Думе, и не пропустил ни одного. Значит, и создавать такое большинство в Думе правительству было незачем. Авторы третьеиюньского закона ошиблись дважды: они не ожидали, что в Думу прорвется сотня либералов, и они не предполагали, что «свое» правое большинство откажется поддержать то, что предлагает правительство. Подводя итоги своих отношений с Думой, Столыпин с горечью констатировал «почти узаконенный наш законодательный обряд: внесение законопроектов в Государственную Думу, признание их здесь обыкновенно недостаточно радикальными, перелицовка их и перенесение в Государственный совет; в Государственном совете признание уже правительственных законопроектов обыкновенно слишком радикальными, отклонение их и провал закона».21 Особого внимания здесь стоит признание, что Государственный совет считал неприемлемыми пра-
20 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 23. С. 227.
3. |
21 Государственная Дума: Третий созыв. Сессия IV. СПб., 1911. Ч.
Стб. 2857.
вительственные проекты в их чистом виде и без либеральных пп веское.
Столыпинские реформы отвергались теми, кто стоял за правыми в Думе и Государственном совете — в этом была причина неудачи столыпинского конституционного опыта. Давно назревший нарыв прорвался весной 1911 г. при обсуждении законопроекта о земстве в западных губерниях. Государственный совет отклонил закон. В ответ Столыпин прервал на три дня заседания Думы и провел его по ст. 87 Основных законов о чрезвычайно-указном законодательстве. Отбиваясь от критики за откровенное нарушение порядка принятия законов (заседания Думы были специально прерваны, чтобы издать указ), Столыпин назвал думское законотворчество «дорогой в никуда» и попытался обосновать право правительства на чрезвычайное законодательство через голову палат. Следует ли, спрашивал он, «продолжать корректно и машинально вертеть правительственное колесо, изготовляя проекты, которые никогда не должны увидеть света», или правительство вправе вступить в «борьбу за свои политические идеалы», используя все имеющиеся в его распоряжении средства. «Прочность государственных устоев», доказывал Столыпин, требует выбора в пользу второго из этих путей.22
Трудно сказать, как именно собирался реализовывать подобную декларацию Столыпин. Он прочно связал свое имя с существованием Думы и по-своему искренне считал, что формальный отказ от Манифеста 17 октября невозможен. Да и какие средства борьбы за правительственные идеалы мог он иметь в виду? [ Одно из них — чрезвычайно-указное законодательство по 1 ст. 87. Столыпин широко применил его в перерыве между I и I II Думами. Чрезвычайными указами были проведены каратель-| ные меры и часть задуманных Столыпиным реформ — земельная, изменение вероисповедной политики, отмена некоторых право-ограничений крестьян. Тогда это был азартный, но осмысленный шаг — реформы начинали действовать еще до того, как Дума закончит их неторопливое обсуждение, отказать в проведении уже начатой реформы труднее, и хотя правым в III и IV Думе многие из указов 1906 г. не нравились, они не рискнули выступить против.23 Проводить законы как чрезвычайные указы при правых Думе и Государственном совете, которые не разгонишь за революционность и которые с тем большей яростью накинутся на неугодные им законы, было бессмысленным.
Другим оружием правительства было сохраненное Николаем II право «верховного управления». Согласно ст. 11 Основных законов, император имел право издавать «указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов». Это право оказывалось действенным менее всего, когда речь шла об устройстве государственного управления: любой вновь учреж-
22 Там же. Стб. 2858.
23 См. подробнее: Дякин В. С. Чрезвычайно-указное законодательство в России (1906—1914 гг.) // ВИД. Л., 1976. Т. 7. С. 240—271.
даемый орган нуждался в штатах и деньгах на их содержание. И то и другое зависело от Думы. На практике ст. 11 использовалась для того, чтобы проводить в порядке верховного управления меры, не требующие расходов из казны, но на некоторые Дума могла и не согласиться. Некоторые чересчур входили во вкус. В 1908— 1909 гг. главноуправляющий земледелием А. В. Кривошеий предлагал провести по ст. 11 правила о «вещном» кредите для крестьян, предусматривавшие внесудебное взыскание возникающих долгов. Он прямо говорил, что не хочет вводить операцию в «малоподвижные рамки закона», а предпочитает гибкость распорядительного порядка. В этом случае перспектива взыскивать долги через полицию, подобно податям, испугала даже министра юстиции И. Г. Щегловитова.24
Более опасным было право издавать повеления для исполнения законов. Фактически это было право истолковывать закон. К чему это может привести, Столыпин успел узнать на себе. В 1909 г. по тактическим соображениям он с согласия Николая II не протестовал, когда Дума, проголосовав за отпуск денег на Морской генеральный штаб, заодно утвердила и его штаты, что не входило в ее функции. Но затем под влиянием правых царь вынудил Совет министров истолковать Основные законы так, чтобы права Думы по контролю за расходованием средств, отпускаемых Военным ведомствам, оказались урезанными. Это было сделано в момент, когда Столыпину было очень важно не портить отношения с Думой. Кроме того, Николай II показал, что полностью отрицает право премьер-министра иметь собственное мнение в вопросах государственной политики.25 Как раз с этого момента правые и бросились в атаку на столыпинские реформы. Так что и ст. 11 не могла служить ему опорой в борьбе за его идеалы.
Впрочем, в марте 1911 г., когда Столыпин произносил свою последнюю думскую речь, его политическая судьба была уже предрешена.
После гибели Столыпина, смертельно раненного 1 сентября 1911 г. в Киеве, механизм взаимодействия правительства и Думы еще больше разладился. «Я, —говорил Столыпин Николаю II в марте 1911 г., —за 5 лет изучил революцию и знаю, что теперь она разбита и моим жиром можно будет еще лет пять продержаться. А что будет дальше, зависит от этих пяти лет».26 Еще в последние месяцы жизни Столыпина появились признаки, что революционные силы снова оживают. И если Столыпин надеялся своими реформами преградить дорогу этим силам, то вокруг трона все больше сплачивались те, чей лозунг Столыпин сформулировал так: «Не надо законодательствовать, а надо только управлять». После неудачи Столыпина его преемник В. Н. Коковцов, чувствовавший все время давление справа и «сверху» (чего стоит напут-
24 Особый журнал Совета министров 9 января 1909 г. (РГИА. Ф. 592. Оп. 1. Д. 453. Л. 239—246).
25 Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 г. С. 135—141.
26 РГИА. Ф. 1162. Оп. 1. Д. 325. Л. 2.
ствие Александры Федоровны: «Не надо так жалеть тех, кого не стало... если кого нет среди нас, то это потому, что он уже окончит свою роль и должен был стушеваться»),27 просто не мог предложить Думе программу для совместной работы.
После выборов 1912 г. стала другой и Дума. За прошедшие пять лет страна и цензовое общество полевели. А Дума стараниями Министерства внутренних дел поправела. В IV Думе правые имели 65 депутатов, националисты (включая фракцию П. Н. Крупенского) —120, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты —59, близкие к ним национальные группы —21. Если в III Думе возможно было правооктябристское большинство без крайне правых, то в IV Думе оно стало невозможно. А собрать вместе крайне правых и октябристов из-за усилившихся разногласий между ними было затруднительно. Депутаты теряли интерес к заседаниям. Результаты голосования часто зависели от случайного кворума. Все же чаще, чем в III Думе, складывалось октяб-ристско-кадетское большинство. При полном господстве правых в Государственном совете это подчеркивало тупик в деятельности законодательных учреждений.
Для всех мечтавших о ликвидации Думы это был аргумент за возврат к «исконно русским», самодержавным формам правления. Самой важной здесь была позиция царя. В стране, где царю предоставлено столько власти, сколько сохранял Николай II и после октября 1905 г., взгляды и настроения государя —серьезнейший фактор политики. Царь не всегда мог действовать так, как хотел. Но он никогда и не забывал, чего он хочет на самом деле. Вынужденный сказать в 1905 г.: «России даруется конституция», Николай II все время хотел взять дарованное (вырванное у него!) назад. Уже в 1909 г. он заговорил со Щегловитовым о желании превратить Думу в совещательный орган.28 «Новое время» тут же стало призывать совершить «новое 3 июня».29 В 1913 г., во время празднования 300-летия дома Романовых, Коковцов обратил внимание на усиливавшийся вокруг царя «культ самодержавности, понимаемой ... в смысле чистого абсолютизма».30 Из опубликованного по случаю юбилея манифеста Николай сам вычеркнул упоминание о «выборных от народа, призванных ... к участию в законодательстве». И снова правые начали кампанию за лишение Думы законодательных прав.31 В октябре министр внутренних дел Н. А. Маклаков предложил спровоцировать Думу на резкие заявления и распустить ее. Николай II с радостью подхватил идею министра. Законодательная Дума «при отсутствии у нас конституции, — написал он, — есть полная бессмыслица».32 В июне 1914 г. Николай II на заседании Совета министров снова предложил лик-
27 Коковцов В. Н. Из моего прошлого: Воспоминания 1903—1919 гг. М., 1992. Т. 2. С. 8.
28 Падение царского режима. Т. 2. С. 435—436.
29 Новое время. 1909. 17 окт.
30 Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Т. 2. С. 156.
31 Дякин В. С. Буржуазия, дворянство и царизм. С. 114—116.
32 Падение царского режима. Т. 5. С. 193—199.
видировать законодательный статус Думы, но был поддержан только Маклаковым.33
Министры не поддержали царя не из любви к Думе. Значительная часть бюрократии так и не смогла привыкнуть к новым порядкам. Даже без злого умысла, а просто по привычке, Совет министров принимал, а Государственная канцелярия включала в очередные Продолжения Свода законов постановления, принятые в указном порядке и изменявшие законы без согласия Думы. Столыпин все-таки считался с Думой. Не стало Столыпина, и с Думой стали обходиться строго по букве закона. А это значило — материалов для законопроектов, которые она готовит параллельно с министерскими, не давать; на запросы отвечать только устно; на вопросы, готовит ли правительство те или иные проекты, не отвечать вообще. Весной 1914г. начались преследования за политические речи в Думе. Маклаков и Щегловитов объявили речь меньшевистского лидера Н. С. Чхеидзе «преступным возбуждением к ниспровержению монархического образа правления», и Совет министров постановил привлечь Чхеидзе к суду. Маклаков попытался подчинить общей цензуре стенограммы Думы. Это задевало всех, октябристы и националисты заявили, что вопрос ставится — быть или не быть Думе.34 Но в общем правительству, кроме ретивого Маклакова, Дума была нужна. Приближалась война, и необходимо было продемонстрировать единство царя и народа. Часть бюрократических верхов в этих условиях была бы рада восстановить хотя бы такие отношения с Думой, какие были при Столыпине. Этим и объяснялись публичные призывы Кривошеина к цензовой России преодолеть разделение «на пагубные „мы" и „они", разумея под этим правительство и общество».35 Этим объяснялся и совет царю И. Л. Горемыкина, сменившего В. Н. Коковцова на посту председателя Совета министров в январе 1914 г., «уметь ладить с Думой».36 Но для того чтобы ладить с Думой, правительству нужна была программа политических реформ, способная привлечь хотя бы националистов и октябристов. А ее не было. И это делало попытки сговориться с Думой малоперспективными.
Третьеиюньская система была заведомо временным сооружением. Она опиралась на очень тонкий слой имущих верхов. Полным имущественным цензом, дававшим право участвовать в выборах в Государственную Думу и в земство и городские самоуправления там, где они были, обладали в 1907 г. 179,9 тыс. человек.37 Но и полный ценз еще не означал богатства. Министерство финансов считало, что только доход в 6000 руб. в год обеспе-